Продолжение.
См. также часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

Белорусская пенсионная система является одной из наиболее проблемных сфер белорусской экономики, генерирующих бедность белорусской нации. Старение населения, происходящее на фоне ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и разразившемуся экономическому кризису, привело к ситуации, в которой государство не смогло аккумулировать в Фонде социальной защиты населения (далее – ФСЗН) необходимое для выплаты пенсий количество денег.

В результате государство было вынуждено повысить пенсионный возраст и предусмотреть безвозмездные субвенции из республиканского бюджета в ФСЗН на выплату пенсий. Так, в республиканском бюджете на 2017 год запланированы безвозмездные субвенции на выплату пенсий в ФСЗН в сумме 669,8 млн. рублей, а также предусмотрена возможность дополнительной субвенции в 500 млн. рублей в случае недостатка средств в ФСЗН в течение 2017 года.

Фактически современная белорусская пенсионная система становятся непосильным бременем для белорусской экономики, так как ведет к постоянному увеличению сумм субвенций перечисляемых из республиканского бюджета в ФСЗН. Так, в 2016 году безвозмездная субвенция из республиканского бюджета была запланирована в сумме 581 млн. рублей без возможности выделения дополнительных субвенций в течение года, как это было сделано в 2017 году.

Республиканский бюджет становится источником погашений обязательств ФСЗН по выплате пенсий, что с экономической точки зрения является дополнительным налоговым бременем на белорусскую экономику, делая ее беднее, так как приводит к недофинансированию прочих статей расходов бюджета и требует повышения налоговой нагрузки на экономику. Так, например, при фактически идентичных планируемых доходах республиканского бюджета в 2016 и 2017 годах в 18 млрд. рублей, расходы на образование в 2017 году планируются на 21 млн. рублей меньше, чем в 2016 году.

Сегодня можно говорить о том, что государство находится в такой стадии бедности, при которой оно не может выполнять все взятые на себя обязательства в пенсионной сфере без увеличения налоговой нагрузки на экономику. В этой ситуации государство пытается покрывать дефицит ФСЗН за счет изменения подходов к начислению пенсий (рост пенсионного возраста, увеличение минимального трудового стажа для начисления пенсий) и сокращению государственных расходов на другие сферы жизнедеятельности. Но куда ведет такая пенсионная политика?

Зачем нужны пенсии?

С экономической точки зрения пенсионная система – это финансово-экономическая система, которая направлена на создание устойчивого платежеспособного внутреннего спроса от нетрудоспособного старого населения и аккумулирование денег в фонде, используемом на долгосрочные инвестиции по эффективным процентным ставкам. Именно по таким экономическим законам работают пенсионные системы (фонды) в экономически высокоразвитых странах. При этом наряду с экономическими функциями пенсионная система выполняет социальные функции — стабильный источник доходов для достойной жизни нетрудоспособного старого населения. И мотивационную функцию к созданию личного богатства, а значит и богатства нации работающим населением (чем больше ты зарабатываешь и отчисляешь в пенсионный фонд сейчас, тем большую пенсию ты получишь в будущем).

При этом пенсионная система, как и любая экономическая система, построена на системе взаимных прав и обязанностей. Только в этом случае данная экономическая система может работать эффективно и генерировать богатство государства, в противном случае, как в современной белорусской ситуации, пенсионная система генерирует бедность и приводит к экономическому кризису в государстве.

Для того, чтобы пенсионная система работа экономически эффективно должны соблюдаться следующие принципы ее работы:

  • наличие прямой взаимосвязи между отчислениями в пенсионную систему и суммой будущей пенсии;
  • возможность выбора человека между различными вариантами начисления будущей пенсии;
  • накопительный характер пенсионной системы с законодательно ограниченными возможностями чиновников по распоряжению денежными средствами пенсионной системы.

Только фактическое наличие перечисленных трех элементов пенсионной системы в совокупности позволяет создать экономически эффективную пенсионную систему. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов снижает экономический эффект от работы пенсионной системы и в конечном итоге приводит к росту бедности государства. Чтобы понять механизм действия пенсионной системы, определим наличие трех вышеперечисленных элементов в современной белорусской пенсионной системе.

Взносы начисляем – достойную пенсию не получаем

Первым элементом любой пенсионной системы является вопрос наличия прямой взаимосвязи между отчислениями в пенсионную систему, производимыми работающими гражданами, и суммой будущей пенсии, которую эти граждане будут получать. Данный элемент является основным фактором создания богатства государства (нации) при помощи пенсионной системы.

Наличие прямой взаимосвязи между отчислениями в пенсионную систему и суммой будущей пенсии является важным стимулом для работающих граждан, создающих основу национального богатства. В случае, когда работающий граждан уверен в зависимости своего будущего благополучия (читай – пенсий) от своего текущего дохода, то у него появляется стимул не только работать хорошо и продуктивно, создавая тем самым текущее богатство нации, но и добросовестно уплачивать отчисления в пенсионный фонд.

Тем самым создается основа для выхода доходов граждан из теневой экономики и для создания будущего богатства нации. Последнее возможно в том случае, когда деньги, аккумулируемые в пенсионном фонде, не только направляются на выплату текущих пенсий и, но и направляются на инвестиции, то есть создают будущее богатство государства. Это возможно в том, случае, когда поступления в пенсионный фонд превышают текущие расходы из него, о чем мы поговорим далее.

Здесь же рассмотрим текущую ситуацию с белорусской пенсионной системой. Существует ли в Беларуси прямая взаимосвязь между суммой отчисления в ФСЗН и суммой получаемых работникам пенсий? Оптимистические белорусские чиновники ответят, что такая взаимосвязь существует. Но при ознакомлении с фактическими суммами выплачиваемых пенсий можно отметить, что такая дифференциация пенсий в современной белорусской системе зависит не от заработной платы, а от социального статуса пенсионера.

Так, если белорусский пенсионер работал депутатом, чиновником, милиционером или военным, то его пенсия будет априори выше пенсии любого другого человека при прочих равных условиях (заработная плата, стаж работы). При этом у всех остальных пенсионеров различие в начислении пенсий настолько несущественно, что можно говорить скорее об уравнительном начислении пенсий, чем о наличии какой-либо взаимосвязи между отчислениями в пенсионный фонд и суммой выплачиваемой государством пенсии. Фактически современная белорусская пенсионная система представляет собой средневековую кастовую систему, при которой размер пенсий зависит не от твоего вклада в ФСЗН, а от твоего социального положения (читай – касты). Но к чему ведет такая система начисления пенсий?

Привилегированным положением в белорусской пенсионной системе фактически обладают люди, получающие доходы из бюджета. В условиях ограниченности бюджетных средств повышение оплаты труда, а, следовательно, и отчислений в ФСЗН для данной категории пенсионеров возможно только в случае увеличений поступлений в бюджет, что в современной экономической кризисной ситуации невозможно. В итоге складывается неблагоприятная ситуация, при которой увеличение количества привилегированных пенсионеров, которое происходит постоянно в силу общей тенденции последних лет, связанной с сокращением разницы между количеством работающих и пенсионеров, приводит к прогрессивному росту финансовой нагрузки на ФСЗН без адекватного роста поступлений в ФСЗН. Так, по данным статистики, если в 2000 году 1 пенсионеру обеспечивали пенсию 1,77 занятого в экономике человека, то в 2015 году это соотношение составило 1 к 1,73 занятому в экономике человеку.

Экономическим парадоксом данной ситуации является то, что в государстве в текущий экономический момент фактически нет источника для выплаты пенсий привилегированным пенсионерам, но вопрос сокращения количества и сумм привилегированных пенсий государством не обсуждается. Это и неудивительно, в силу того, что именно данный привилегированный класс пенсионеров является опорой современной белорусской государственной системы и сам принимает решения по пенсиям, а, значит, фактически существующая система пересмотру не подлежит, несмотря на отрицательные последствия для экономики Беларуси.

Помимо отрицательных финансовых последствий существующая белорусская «кастовая» пенсионная система имеет еще и чисто экономические отрицательные последствия. Отсутствие прямой взаимосвязи между суммой отчислений в ФСЗН приводит к ситуации, когда работающие граждане не заинтересованы выплачивать отчисления в ФСЗН, так как у них отсутствует прямой денежный стимул. Особенно ясно отсутствие данного стимула заметно у молодежи – будущего белорусской экономики. Молодежь, видя современную пенсионную систему, понимает отсутствие будущих выгод от перечислений в ФСЗН сегодня, а значит, готова работать и за зарплаты в конвертах, и даже иммигрировать из страны. Возникает вопрос в том, как же вернуть данный стимул к отчислениям в ФСЗН для населения?

Больше пенсий – больше налогов

Вторым важным элементом пенсионной системы, позволяющим заинтересовать людей отчислять деньги в ФСЗН на будущие пенсии, является возможность выбора работающего человека между различными вариантами начисления будущей пенсии.

Наличие стимула к выплатам в ФСЗН (читай – к сбережениям на будущую пенсию) является не только основой любой пенсионной системы, но и важным фактором формирования богатства нации. Человек всегда заинтересован в своем будущем благополучии, поэтому если человек верит в государственную пенсионную систему, то он готов не только добросовестно перечислять отчисления в ФСЗН, но и полностью декларировать собственные доходы. Последнее не только повышает налоговую базу для отчислений в ФСЗН, а значит и доходы ФСЗН, но и позволяет сокращать расходы государства на борьбу с теневой экономикой, что делает государство богаче.

Добровольное включение работающих граждан в финансирование пенсионной системы несет в себе важный экономический и социальный эффект. Создание системы доверия между гражданами и государством в вопросе финансирования пенсий позволяет вырабатывать взаимовыгодные экономические решения, которые несут в себе источник богатства нации, так как энергия людей направлена на созидание богатства, а не сокрытие доходов в теневой экономике. В свою очередь государство экономит деньги на контроль над теневой экономикой и может направлять бюджетные деньги на важные социальные проекты (культура, образования, здравоохранение, оборона).

Формирование же сугубо фискальной пенсионной системы, не создающей стимулов для работающих граждан, ничего положительного с экономической точки зрения в себя не включает. Фискальная пенсионная система предполагает наличие эффективного государственного контроля, который стоит дорого, так как предполагает тотальный контроль над доходами граждан. В свою очередь граждане тратят деньги и время на сокрытие своих доходов. Фактически, государством и гражданами деньги тратятся на непроизводственные цели, не связанные с созданием богатства, а связаные с финансированием экономически неэффективной пенсионной системы, которая, по мнению чиновников, ее создавших, наиболее подходит для данного общества.

Именно такая ситуация сложилась в Беларуси в настоящее время. Государством установлены две обязательные ставки отчислений на пенсии: 28% для работодателей (основная ставка) и 1% — для физических лиц. Если прибавить суда еще 6% отчисления на случай нетрудоспособности (фактически медицинское страхование), то получиться, что обязательные отчисления в ФСЗН с каждого работающего составляют 35% от заработной платы. Прибавим сюда 13% подоходные налог, и получим, что налоги на заработную плату (ФСЗН + подоходный налог) составляет 48% от суммы начисленной оплаты труда работников.

Очевидно, что каждый работника нтересует «чистая зарплата» без налогов, и поэтому работодателям для привлечения высококвалифицированных работников важно выплатить большую именно «чистую зарплату». В ситуации, когда размер отчисления в ФСЗН не влияет напрямую на будущую пенсию работника, то работнику безразлично, будет ли уплачены с его заработной платы налоги или нет. В свою очередь работодатель стоит перед выбором: или платить зарплату «в конвертах» (без уплаты налогов) или уплачивать заработную плату официально с дополнительными налогами в сумме 48%.

В условиях экономического кризиса данная дилемма ставит перед выбором многие предприятия. При ограниченности финансовых ресурсов и высокой налоговой нагрузке на заработную плату некоторые предприятия вынуждено прибегают к зарплатам «в конвертах». Органы государственной власти об этом знают и пытаются придумать разные законодательные способы борьбы с этим явлением, но эффект при этом не существенен, так как официального роста средней заработной платы в Беларуси в последние годы не произошло, а скорее наоборот, мы видим ситуацию сокращению реальных доходов населения.

Последнее и неудивительно, так как ни работники, ни работодатели не заинтересованы в легальной уплате всей заработной платы с налогами. Во-первых, размер официальной заработной платы с налогами фактически не влияет на размер будущих пенсий, и поэтому работнику не интересен. Во-вторых, у работника нет выбора в порядке перечислений в ФСЗН. Например, некоторые работники, которым осталось мало времени до пенсии, возможно, заинтересованы в большем проценте отчислений в ФСЗН для получения большей пенсии в будущем. В свою очередь для молодых специалистов, возможно, интересно больше денег получить сегодня и соответственно меньше процент налогов отчислять в ФСЗН сейчас, так как до пенсии еще много времени, а молодым людям именно сегодня важно решать текущие вопросы (жилье, образование, дети и так далее). В-третьих, не заинтересованы в существующих высоких налогах на зарплату и работодатели, которые в кризисной ситуации пытаются любым способом минимизировать свои затраты.

При этом сокращение ставок по налогам из заработной платы при одновременном предоставлении работникам права выбора процента отчислений в ФСЗН создало бы механизм внутреннего контроля со стороны работников над своими отчислениями. Данный контроль на порядок выше любого государственного контроля, так как его будут осуществлять все работающие граждане. При этом выбор в проценте отчислений в ФСЗН позволит, при соблюдении 3-х вышеперечисленных принципов, расширить налоговую базу за счет полноценного включения в него зарплат «в конвертах» и доходов индивидуальных предпринимателей, которые при экономической эффективности пенсионной системы сами будут заинтересованы платить отчисления в ФСЗН.

Прообразом новой системы налогообложения заработной платы может стать существующая система налогообложения заработной платы в Парке высоких технологий (далее – Парк). Так, доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в Парке согласно Декрету Президента Республики Беларусь № 12, уплачивают отчисления в ФСЗН только от размера доходов, который равен однократному размеру средней заработной платы работников в республике за месяц. Суммы, превышающие однократную среднюю заработную плату, льготируются и отчислениями в ФСЗН не облагаются. При этом подоходный налог уплачивается по ставке 9%. Данное обстоятельство является одним из существенных факторов, позволяющих выплачивать в Парке одну из наиболее высоких официальных заработных плат в стране.

С учетом того, что заработная плата в Парке практически в 3 раза превышает среднюю зарплату по стране, можно уверенно говорить, что эффективная ставка отчислений в ФСЗН в Парке составляет около 12% от заработной платы. При добавлении сюда 9% ставки подоходного налога можно определить, что налогообложение заработной платы в Парке составляет 21% от заработной платы. Это в 2,3 раза ниже общеустановленного налогообложения в Беларуси.

Цифра в 21% позволяет говорить о том уровне налогообложения, при котором нанимателям платить зарплату «в конвертах» менее выгодно, чем уплачивать зарплату официально со всеми налогами. Соответственно установив новую систему отчисления в ФСЗН, при которой работодатель платит 12% от заработной платы, а работник платит на добровольных началах от 12 до 23% от заработной платы на персональные накопительные счета, позволит создать такую пенсионную систему, в которой будет заинтересован и работодатель, и работник. Работодателю будет выгодно платить всю зарплату официально, что показывает пример Парка, а работник будет сам определять процент отчислений в зависимости от своего возраста и жизненных обстоятельств, будет сам заинтересован платить налоги, чтобы получит большую пенсию при соблюдении трех вышеперечисленных условий экономически эффективной пенсионной системы.

Но чтобы осуществить такую реформу, необходимо ответить на один вопрос: а за счет каких источников выплачивать пенсии действующим пенсионерам? И вот здесь проявляется важность третьего элемента экономически эффективной пенсионной системы.

Приватизация – залог старта новой пенсионной системы

Третьим важным элементом пенсионной системы является её накопительный характер, при котором пенсии аккумулируются пенсионной системой с законодательно ограниченными возможностями чиновников по распоряжению денежными средствами. Именно накопительный характер пенсионной системы позволяет аккумулировать именные денежные средства работающих граждан, которые посредством инвестирования в надежные финансовые инструменты позволяют добиваться роста богатства государства и нации в лице каждого участвующего в пенсионной системе человека. В этом случае пенсионный фонд становится одним из основных источников инвестиций в стране, чего жизненно не хватает современной белорусской экономике.

Существующая белорусская пенсионная система имеет текущий потребительский характер, при котором все собранные в ФСЗН деньги тратятся в периоде их поступления на счета фонда и фактически не накапливаются. Данная система весьма уязвима в экономические кризисы, так как любое сокращение налоговых отчислений в ФСЗН автоматически ведет к нехватке денег на выплату текущих пенсий.

Избежать данной ситуации можно только в случае, когда поступления в ФСЗН превышает сумму трат. Последнего можно добиться либо увеличением отчислений из бюджета, что в условиях экономического кризиса маловероятно, либо за счет проведения приватизации государственного имущества.

Доминирование государственной собственности в сфере производства (см. часть 2, 3, 4) ведет к бедности белорусской нации и требует изменения подходов к процессам производства и управления собственности. При этом в случае приватизации не только решаются многие вопросы, провоцирующие белорусскую бедность, но и решается вопрос социальной справедливости белорусской нации.

Именно трудом действующих пенсионеров и создано настоящее белорусское богатство в форме государственной собственности предприятий. Приватизации этой собственности с перечислением денег в ФСЗН позволит пенсионерам получить реальную денежную отдачу от своего прошлого труда, так как именно от государственной собственности, созданной пенсионерами ранее, они и получат деньги на свои пенсии. При этом приватизация позволит создать финансовую базу для перехода к накопительному характеру работы ФСЗН, позволит сократить текущие налоги на заработную плату работающих граждан, а также создаст механизм заинтересованности работников в официальной выплате всей зарплаты, существенно сократит количество случаев выплаты зарплаты «в конвертах». Это в свою очередь должно привести к росту поступлений в ФСЗН, что позволит повысить текущие пенсии, увеличив тем самым платежеспособный внутренний спрос, который может стать основным катализатором выхода белорусской экономики из кризиса, так как пенсионерами являются более 25% населения Беларуси.

Единственным существенным ограничением предложенной схемы реформирования пенсионной системы является законодательное ограничение в деятельности чиновников по распоряжению средствами ФСЗН. Обязательным условием должно быть накопление части средств фонда для выплаты будущих пенсий для ныне работающих граждан, с одновременным запретом использования данных денег на текущее потребление. Это позволит создать основу доверия граждан к белорусской пенсионной системе и избежать ошибок российской пенсионной системы, в которой часть накопленных денег была перечислена чиновниками на текущие расходы, что подорвало доверия граждан к накопительной пенсионной системе. Важным фактором доверия является публичный характер деятельности ФСЗН, отчеты, о деятельности которого должны публиковаться и быть доступными для всеобщего обозрения.

Вопрос реформы существующей пенсионной системы – это не вопрос того, следует делать или не следует делать, а это вопрос того, как быстро нужно реформу проводить. Повышение пенсионного возраста лишь на некоторый срок может отодвинуть вопрос кризиса белорусской пенсионной системы. При этом ключевым словом здесь является слово «может». Так как наметившееся в 2016 году сокращение реальных доходов населения в существующей пенсионной системе автоматически ведет к сокращению поступлений в ФСЗН, а, следовательно, даже запланированных на 2017 год сумм субвенций из республиканского бюджета может не хватить на выплату пенсий.

Кроме того необходимо учитывать и тот факт, что ухудшение макроэкономической ситуации ведет и к сокращению поступлений в республиканский бюджет, а, следовательно, возникает вопрос наличия денег в самом бюджете для субвенций в ФСЗН. В этой связи при сохранении в Беларуси в 2017 году кризисных явлений в экономике весьма вероятна ситуация, при которой уже к концу 2017 — началу 2018 году у государства могут возникнуть финансовые трудности со своевременной выплаты пенсий в стране. При этом стабильность выплаты пенсий – это краеугольный камень социальной стабильности в белорусском государстве, который нарушать нельзя. Поэтому, наверное, только в случае фактической финансовой неспособности (читай – бедности) белорусского государства в вопросе своевременной выплаты пенсий чиновники будут вынуждено проводить реальные экономические реформы для сохранения социальной стабильности в стране.

Продолжение следует.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,