23.12.2016, 9:08
На Рождество хочется чуда
Что такое Рождество? И взрослые люди, и дети, не затруднятся правильно ответить на этот вопрос: «Рождество Христово – самый красивый, самый любимый праздник, самый желанный, самый радостный, самый волнующий и больше всего обещающий всем хорошим людям и каждому в отдельности».
И тебе, и тебе, и тебе, и мне!
Разными могут быть слова. Например, стихи, как это всегда было, напишут поэты, композиторы сочинят новые мелодии, сказочники напишут новые сказки, а большинство простых людей, не поэтов и не композиторов, скажут просто – на Рождество так хочется чуда! Пусть его не было целый год, пусть его не будет после Рождества, но в этот день оно будет. Рождество не должно обмануть и не обманет, потому что я верю в чудо.
Жизнь в разных реальностях
В общем, как в сказке Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Эта сказочная история наполнена тайной, ожиданием и обещанием Чуда. Обычные, в общем, герои, их дом, их быт, нарядная елка, увенчанная Вифлеемской звездой, как свидетельство того, что Христос придет в дом. Он помнит всех детей и никого не оставит без подарка.
Обычное и привычное дело, но вместе с тем сказочная история. Если чуть внимательней оглянуться вокруг себя, то увидишь, что «за самыми обыденными вещами может таиться волшебство! В любом привычном существуют тысячи граней нового и неожиданного». Но герои «Щелкунчика» живут в нескольких реальностях одновременно. В «реальной реальности» все занимаются привычным делом: взрослые готовятся к празднику, дети сидят в спальне в ожидании рождественских подарков, устанавливаемых вместе с елкой в проходной комнате. Мари с нетерпением ожидает презент от крестного, который каждый год мастерит для них необычную игрушку, а под полом скребутся мыши, которые «грызут все подряд».
Под елкой дети находит множество игрушек, но Мари среди этого великолепия замечает забавного человечка, купленного отцом для разгрызания орехов. Она берет его под свою опеку, кладя ему в рот самые маленькие орехи. Ее брат, Фриц, напротив, заставляет Щелкунчика разгрызать только твердые и большие орехи, отчего у человечка выпадают три зуба и отвисает нижняя челюсть. Фрицу это кажется смешным. Мол, берется орехи щелкать плохими зубами, дела своего не знает. Пусть себе щелкает, пока все зубы не сломает. Но Мари прячет больного от Фрица в свой носовой платок. А отец запрещает мальчику прикасаться к Щелкунчику. А Мари подвязывает пострадавшую челюсть Щелкунчика белой ленточкой со своего платья и весь вечер баюкает раненого.
Когда родители и Фриц уходят, Мари, которая упросила маму, «побыть здесь одну только минуточку» укладывает больного и в двенадцать в гостиной начинается сказка, «виртуальная виртуальность», в которой обычные вещи приобретают волшебные свойства. Щелкунчик становится заколдованным принцем. А простой грызун оборачивается Мышиным королем, фантастическим звероподобным существом, несущим угрозу людям.
Мари, бывшая свидетельницей и участницей битвы двух миров, убеждается в подлинности истории Щелкунчика, что требует ее участия в войне с Мышиным королем. Это ее «виртуальная реальность», своеобразный хэппенинг, в котором реальные герои участвуют в импровизации, не имеющей четкого сценария и не гарантирующей хеппи-энд. Все возможное возможно, но и невозможное тоже возможно.
Родители Мари, остаются в «реальной реальности». Они не верят в необыкновенные истории, считают, что Мари все приснилось. Напротив, крестный, хотя он тоже принадлежит реальности, умеет создавать мир игры, населять его «замысловатыми игрушками», обладает особыми знаниями и умениями, и может одновременно присутствовать и в жизни, и в сказке. Он открывает ее для Мари, где «если только у тебя есть глаза, то всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки».
По этой причине «Щелкунчик и мышиный король» — стала сказка для детей всего христианского мира.
Самая немецкая сказка
Но при этом «Щелкунчик» остается и самой немецкой сказкой о Рождестве, немыслимой без традиционных «сочных колбас». Для немцев это традиционный символ дома, достатка устойчивости. Мышильда, мать Короля мышей, съев сало для королевских колбас, посягнула на экономические устои государства. Такое никем и никому не прощается.
Сладости, повсеместно упоминаемые в сказке, в жизни благополучных немецких семей, например, фигурки из сахара были постоянно поддерживаемым припасом, которые как статуэтки стояли в высоких буфетах и зримо свидетельствовали об их материальной и социальной состоятельности. Перечень сладостей, марципан, сахарные куколки, драже, имбирные пряничные человечки, карамельки и прочие вкусности отправляет современного читателя к словарям за уточнением понятий, без чего невозможно путешествие по Кукольному королевству с Миндально-Изюмными воротами, Рождественским лесом, озером Миндального молока с рыбками и ломбардскими орехами, Цукатной рощей, Леденцовым лугом и селом Пряничное. Такие шедевры кондитерского искусства обстоятельность сытости «колбасного мира» дополняли высокой поэзией, естественная приземленность реальной жизни — сказкой.
Современная Германия сохранила традиционную основательность в добывании хлеба насущного, но обогатилась новыми технологиями, над которыми, подобно крестному Мари, она неустанно трудилась. Труд стал символом мудрости народа, который не раз становился пионером гениальных открытий и изобретений, расширявших границы «реальной реальности» за счет экспансии в «виртуальную виртуальность», освоение которой становится «виртуальной реальностью». Разумеется, тут не обходится без «сверхъестественных сил, без колдовства», но эти чудеса имеют под собой вполне земную основу.
Счастье в любви
Упорство помогает герою Гофмана трудиться над решением самых сложных задач, без чего немыслима удача во всем. Например, в любви.
Поведение Щелкунчика соответствует древним способам самореализации мужчины в немецком социуме. Он своей силой дает возможность женщине почувствовать себя полностью защищенной от всяческих опасностей. Поэтому военный трофей Щелкунчика – 7 золотых корон Мышиного короля – брошены к ногам Мари, ставшие ее триумфом. Мари – Спасительница. Уже в самом начале сердце открывает ей образ героя, на которого можно положиться. Не даром из всех подарков она выбирает нескладного и незадачливого Щелкунчика. Любви еще нет, но есть предчувствие. Спасая Щелкунчика, Мари жертвует все свои ценности. Она руководствуется идеей спасения. Поэтому в ее сердце было мало страха, а его место заняла любовь.
Герой и героиня встречаются и строят отношения, но не могут быть вместе. Ведь Щелкунчик – лишь кукла, а не человек. Каждый из них существуют в своей реальности. Но каждый проходит свой особый путь, чтобы они встретились. В финале выясняется, что из зеркала волшебного озера на Мари смотрит лицо сказочной принцессы. И Щелкунчик уверяет, что это не принцесса, а сама Мари: «Это вы. Только вы сами, только ваше собственное прелестное личико ласково улыбается из каждой волны».
Так из предчувствий, из смутных ожиданий, осознания своего предназначения и неизбежных испытаний возникает чудо.
…Сказка закончилась. Но не для Мари. Для нее Щелкунчик оказался королем-красавцем прекрасной страны, населенной прелестным и веселым народом. Она делит с ним корону и трон. Рассказывали, что через год жених увез Мари «в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, что на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом». А Мари, рассказывают, поныне остается королевой в стране, где, «если только у тебя есть глаза, то всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки».
«Если только у тебя есть глаза»
Существует предание, что в 1513 году, Мартин Лютер, возвращаясь домой в канун Рождества, был очарован красотой звезд, усыпавших небо. И казалось, кроны елей тоже искрятся звездами. Дома Лютер поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в памяти о звезде Вифлеемской, указывавшей путь к пещере, где родился Христос.
Рождественские елки пришли со временем в каждый дом. Их украшали свечами, плодами и сладостями, позднее игрушками из воска, ваты, картона, стекла. По преданию, первые простые стеклянные елочные игрушки появились тоже в Германии еще в XVI веке. Но появление знаменитых шаров связывают с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Стеклодувы оперативно откликнулись на этот «вызов рынка», наделали взамен стеклянных «яблок» и прибыльно их продали. Так было положено начало «поточному производству» стеклянных игрушек, что вполне отвечало изобретательности и предприимчивости немцев.
Обязательным персонажем Рождества является Дед Мороз. Точнее, Деды Морозы. Один из них – Санта Клаус, неразлучимый со своим слугой Рупрехтом, который подарки приносит не под Рождество, а 6 декабря, в день Святого Николая. Причем, не только подарки, но и розги для провинившихся детишек. Разумеется, символичные розги. В старые времена они применялись и по основному своему назначению. А в рождественскую ночь к детям приходит Вайнахтсман – очень похожий на нашего Деда Мороза. Точное изображение Вайнахтсмана запечатлено на почтовых карточках XIX века. Сегодня его можно увидеть на рекламных плакатах компании Coca-Cola, в которой он с 1931 года служит рекламным агентом.
Говорят, Рождество, всегда был самым дорогим во всех смыслах праздником немцев. Потому что каждый немец в этой день вспоминает о своих родителях. Если невозможно их навестить, надо прислать подарок, прислать поздравление, в крайнем случае, позвонить. Это очень «теплое» стремление поддерживается обществом. Рождественский отпуск представляется именно с той целью, чтобы встретиться с близкими, порадоваться с ними, может быть, уладить разногласия, неизбежные в жизни, попросить прощения и быть прощенным. Восстановить мир и согласие, которые пошатнулись.
Впрочем, все сказать о Рождестве в Германии невозможно. Не надо даже пытаться. Но можно обратиться к статистике, достаточно полная ее информация, позволит мысленно представить себе суть происходящего в праздничные дни. Например, подсчитано, что рождественский бюджет среднестатистического взрослого среднего немца составил 485 евро (2012 год), из которых 285 евро ушли на подарки, 139 – на продукты и напитки, 61 евро – на развлечения.
Многие при виде такой «цифири», считают, что немцы скупятся на развлечения. Вполне, возможно. Но оказывается, относительно невысокие расходы «на развлечения», связаны с тем, что театры, музеи, частично кинотеатры, а также рестораны закрыты, поскольку в эти дни спрос на их услуги минимален. Это удовлетворительное объяснение, поскольку Рождество остается семейным праздником. С другой стороны, рождественское ограничение сектора услуг, позволяет занятых в этой сфере работников (миллионы по всей Германии) тоже отпраздновать Рождество.
Носки просят не дарить
Среднестатистический немец дарит подарки 6 человекам. А сами хотели бы получить (по открытой шкале) деньги или подарочные купоны – 60%, книги – 2,7%, одежду – 46%, игрушки – 4,42%, продукты (в основном сласти и алкогольные напитки), CD/DVDs – 39%, 7,35% — косметику, 8,30 – электронику (АйПады и АйФоны), 26% — украшения, 10,10% — путешествия.
При этом выяснилось, что носки являются самым нелюбимым немцами подарком. Возможно, с ними согласятся и белорусы.
За рождественским столом средний немец набирает1,9 кг веса, 63% немцев при этом пьют красное вино, 44% — пиво. Любимыми праздничными блюдами являются картофельный салат с колбасками, раклет, жареное мясо, фондю, утка и гусь.
91% немцев празднуют Рождество дома в кругу семьи, 84% семей ставят елку, 48% немцев хотели бы на Рождество сходить в церковь. Охотно дарят подарки 75% женщин.
Считается, что в канун Рождества немцы выбрасывают из дома все старые вещи, отдают долги, признаются в любви, выражают уважение и признательность, просят прощения и прощают.
Все радуются чуду Рождества Христова!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Германия в ожидании Рождества