Жесткая позиция официального Минска в вопросах цены на газ объясняется неистовым желанием поддержать конкурентоспособность отечественных предприятий на главном для них рынке – российском. В свою очередь неуступчивость Москвы по этому вопросу усилит лоббистские настроения в Беларуси по закрытию национального рынка от конкурентов.

Подобные нестыковки интересов союзников по евразийской интеграции будут и далее расшатывать и без того непрочную конструкцию евразийского союза.

Эти тенденции уже проявились на примере ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» (МПКО) (п. Гатово, Минская область), которое просит белорусское правительство принять закон, который бы запретил вывоз кожсырья из страны, в том числе и в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Что делать? Оградить свой рынок

Минское кожевенное объединение – самое крупное предприятие в стране, почти половина сырья перерабатывается на этом заводе в Гатово под Минском. Его и строили для нужд советского легпрома, сырье – а это в основном шкуры крупного рогатого скота – везли из соседних республик. После распада Союза гатовский кожзавод едва держался на плаву. Государство не дало ему утонуть, — в стране увеличилось поголовье крупного рогатого скота, и вопрос с сырьем перестал быть таким острым. Но появился другой: почему шкуры и полуфабрикаты вывозятся за рубеж, а отечественные фабрики закупают импортную кожу?

Несколько лет назад А. Лукашенко потребовал, «чтобы ни одна шкура за пределы нашей страны не ушла», что позволит кожзаводу в Гатово после модернизации загрузить производственные мощности отечественным сырьем на 85-90%.

Генеральный директор МПКО Николай Ермаков в ходе Республиканского клуба директоров в октябре нынешнего года отметил, что кожевенное сырье белорусских мясокомбинатов сейчас активно скупают российские компании в условиях открытых границ в ЕАЭС.

В частности, аналогичное МПКО предприятие в Рязани – «Русская кожа» было построено под ключ в 1988 году той же итальянской фирмой, что и кожзавод в Гатово. Еще в 1993 году на это предприятие пришли инвесторы, которые вложили в его развитие 15 млн. долларов. Сегодня «Русская кожа» успешно завершает третий этап модернизации. Конкурировать с «Русской кожей» белорусский кожзавод сегодня не в состоянии.

Главная проблема: разница в тарифах на энергетику, прежде всего — на газ. «Русская кожа» платит за газ в долларовом эквиваленте в 3 раза меньше, а за электроэнергию – в 2 раза. Одно это обстоятельство позволяет «Русской коже» предлагать белорусским мясокомбинатам более высокую цену за кожсырье. В результате белорусское кожсырье спокойно перетекает в соседнюю страну.

При этом более предприимчивые конкуренты активно ищут способы, как снизить стоимость продукции на фоне падения покупательской способности. В частности, они внесли предложение в правительство об отмене НДС на необработанные шкуры. Если это решение будет принято, это даст российским переработчикам сырья еще большее преимущество в сравнении с белорусскими.

Что может сделать кожзавод Гатово в этой ситуации? Снижать себестоимость и наращивать объем производства конкурентоспособной продукции. Модернизация, которая проводится на предприятии под патронатом государства, помогла кожзаводу снизить затраты на рубль произведенной продукции до 85 копеек, иметь рентабельность продаж в пределах 14% и получать небольшую прибыль.

Однако есть пределы оптимизации затрат, на что накладывает свой отпечаток уже белорусская специфика. В своей стране кожзавод покупает только поваренную соль, ее доля в себестоимости – 0,5%, остальное – импорт. В структуре себестоимости предприятия около 50% занимает сырье, вторая – химматериалы (больше 20%). При этом вопрос импорта химматериалов перерос в серьезную проблему. «Эта проблема типична для многих белорусских предприятий. Когда со своими потенциальными партнерами долго и упорно торгуешься за то, чтобы снизить цену, и по этой сниженной цене приходит товар, то как только он попадает под таможенный контроль, таможенники сразу взвинчивают среднюю цену, — и потом доказывай, что это ни какая-то сомнительная сделка», — пояснил проблему Н. Ермаков. И добавил: «10 лет прошло, как говорим об этой проблеме, а ничего не поменялось».

Еще одна «внутренняя» проблема — доведение до поставщиков сырья показателей по экспорту. Это сразу же ставит переработчиков кожсырья в заведомо проигрышное положение и приводит к недозагрузке производственных мощностей. По этой причине в текущем году кожзавод в Гатово снизил закупку необработанных шкур животных на 8% по сравнению с 2015 годом.

Гендиректор считает, что эта проблема требует государственного решения. «Вопрос о защите сырьевых ресурсов Беларуси надо решать, ибо принятые меры не решает проблему дефицита кожсырья», — подчеркивает Н. Ермаков.

Он убежден, в Беларуси необходимо принять национальный закон, регулирующий использование местного сырья в интересах отечественных компаний-переработчиков. «т. «Этот закон назрел. Он позволит более конструктивно решать вопрос национального использования сырьевых ресурсов», — подчеркнул гендиректор МПКО.

Временные запреты – предел полномочий национального правительства

Белорусские власти давно пытаются ограничить экспорта важного сырья. В частности, постановлением от 13 октября 2016 года № 817 установлен временный запрет на вывоз из Беларуси за пределы таможенной территории ЕАЭС необработанных шкур крупного рогатого скота, происходящих с территории Беларуси при их помещении под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта. Запрет будет действовать с 24 октября 2016 года по 24 апреля 2017 года.

Эта мера для Беларуси стала традиционной, а в последние годы еще и тотальной, что обусловлено продолжающейся модернизацией МПКО. Чтобы загрузить растущие мощности этого предприятия, а также трех других – в Бобруйске, Гродно и Могилеве – правительство ставит барьеры на пути поставок сырья за рубеж.

В последний раз подобный запрет вводился по решению правительства на период с 4 апреля по 4 октября 2016 года, а накануне – с 16 марта по 16 сентября 2015 года и с 21 сентября 2015 года по 21 марта 2016 года.

Почему так регулярно? Дело в том, что согласно статье 47 Договора о ЕАЭС и приложением 7 к нему государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. В одностороннем порядке можно ввести и временные меры. При этом если они предварительно не согласованы с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), то их срок не должен превышать 6 месяцев.

Эту возможность и используют белорусские власти. Поскольку другие страны ЕАЭС в этом вопросе позицию белорусов не поддерживают, правительству Беларуси приходится почти каждые полгода вводить ограничения в одностороннем порядке. Это позволяет формально выполнять союзнические обязательства и помешать оттоку кожевенного сырья из страны.

Однако запрет совсем не означает, что все кожсырье остается в Беларуси. Очевидно, что сейчас белорусские власти имеют весьма ограниченное поле для принятия запретительных мер – в частности, они не в силах запретить переток сырья внутри ЕАЭС, в том числе в Россию. Между тем, крупнейший белорусский переработчик считает, что в Беларуси ситуация назрела и для подобного запрета.

Проблемы обострятся

В Санкт-Петербурге 26 декабря пройдет заседание Высшего Евразийского экономического совета при участии президентов евразийской «пятерки». Главной задачей саммита станет, как ожидается, подписание Таможенного кодекса ЕАЭС. Евразийские чиновники уже говорят о том, что сам документ вступит в силу уже в середине 2017 года.

Однако на финише 2016 года интрига с подписанием ТК сохраняется. На фоне нерешенных вопросов с газом и нефтью возмутителем спокойствия в евразийской «пятерке» вновь может стать Беларусь.

Можно ожидать, что белорусская сторона отнесется к вопросу подписания ТК с особым пристрастием, учитывая позицию белорусского президента. Лукашенко, выступая 9 декабря на совещании по проекту договора о ТК ЕАЭС, заявил, что несмотря на экономические возможности, открывающиеся для Беларуси, страна живет в условиях жесткой глобальной конкурентной среды, и необходимо противостоять возникающим вызовам и угрозам. «Каким бы Таможенный кодекс ни был компромиссным (не исключаю, что где-то возможны компромиссы), но ухудшать ту социально-экономическую ситуацию, которая существует в Беларуси, нам ни в коем случае нельзя», — подчеркнул он.

Лукашенко потребовал от правительственных чиновников ответить, насколько новый кодекс будет способствовать развитию инвестиционного климата, повышению транзитной привлекательности Беларуси, защите отечественных производителей, будет ли обеспечена экономическая безопасность страны. «В конце концов, будем ли мы принимать решения по этим экономическим проблемам в Беларуси или за нас будет кто-то принимать? И вообще, не является ли преждевременным вынесение отдельных решений в сфере таможенного регулирования с национального на наднациональный уровень?» — заявил он.

Следует отметить, что действующий Таможенный кодекс ТС содержит 339 отсылочных норм, из которых около половины – отсылки на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие сферы законодательства. Такие отсылочные нормы в ТК ЕАЭС остались. При этом отсылочные нормы, связанные с таможенным регулированием — а их в действующем ТК ТС больше 200 — подвергнуты кардинальному пересмотру. Также известно, что проект ТК ЕАЭС содержит 279 норм, относящихся к компетенции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), что существенным образом усиливает ее полномочия по сравнению с действующим документом.

Так что вполне возможно, что уже скоро полномочия национальных правительств евразийской «пятерки» существенно урежут, – они перейдут наднациональному органу ЕАЭС – ЕЭК. В таком случае белорусское правительство может потерять определенные полномочия по защите своего рынка, а инициативу белорусского производителя по защите отечественного рынка от вывоза сырья в ЕАЭС вряд ли вообще кто-то примет всерьез.

Таким образом, расширение полномочий наднационального органа ЕАЭС в условиях разного уровня развития национальных экономик, а также еще одного серьезного раздражителя для Беларуси – неравных цен на газ с российскими предприятиями – может стать серьезным испытанием для евразийского союза.

ДЛЯ СПРАВКИ
ОАО «МПКО» в 2014 году перерабатывало 886 тонн сырья в месяц, в 2015 году — 968 тонн, в 2016 году планирует перерабатывать 1,2-1,3 тыс. тонн. По окончании модернизации, к 2017 году, объединение должно увеличить переработку кожсырья до 1,5 тыс. тонн в месяц. Это будет означать загрузку производственных мощностей МПКО отечественным сырьем на 85-90%.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,