• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

Продолжение.
См. также 1 часть
, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть


Социальное рыночное хозяйство: ориентиры для Беларуси

В этой части мы, основываясь на принципах, сформулированных «отцами–основателями» этой модели и опыте Германии и центрально-европейских стран, попытаемся наметить те основные ориентиры , в направлении которых должны двигаться беларуская экономика и беларуское общество в случае выбора социального рыночного хозяйства в качестве целевой модели.

Социальное рыночное хозяйство предполагает наличие сильного государства. При этом сила должна выражаться не во вмешательстве во все сферы жизни, не в подмене государственно-чиновничьим распорядительством частной инициативы и частного предпринимательства, а в обеспечении генеральной линии развития, реализации принципов этой модели.

Очень важной целью является достижение стабильности покупательной способности национальной валюты. Достижение этой цели в количественном выражении можно констатировать, когда рост цен не превышает 2-3% в год. Без ее достижения конкурентные рынки не будут работать должным образом. Средством достижения этой цели должна стать независимость Национального Банка, важнейшей задачей которого является обеспечение экономики качественными деньгами, т. е. имеющими стабильную покупательную способность.

Важной задачей является развитие частной инициативы через всемерную поддержку предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса. Теоретики и практики социального рыночного хозяйства не возлагали чрезмерных надежд на приватизацию, полагая, что оптимальный путь здесь – естественный рост малого и среднего бизнеса, который постепенно занимает рыночные ниши и находит новые благоприятные возможности для развития. Принятие на себя ответственности и риска — это важное условие здорового социально-экономического развития. Важным моментом здесь является укрепление института частной собственности, прежде всего, на производственные ресурсы. В этой связи нельзя не вспомнить слова А. Мюллера-Армака о том, что гражданские свободы являются иллюзиями, пока они не опираются на фундаментальные экономические свободы движения капитала и труда, права частной собственности и защиты честно полученной прибыли.

Беларуские предприятия могут быть конкурентоспособными, только если они функционируют в условиях конкурентной среды. Конкуренция – это гарант инноваций. Всякие субсидии подрывают конкуренцию, поэтому они должны использоваться только в исключительных случаях для поддержки национальных производителей на внешних рынках.

Очень важной целью является достижение высокой степени меритократии, т. е . власти компетентных людей, грамотных профессионалов, участвующих в разделении труда. Важным условием этого является возвращение к бесплатному образованию на всех уровнях, от школы до докторантуры. Германия реализовала этот основополагающий принцип еще до экономических успехов, приведших к современному процветанию. Это не означает всеобщего высшего образования, но предполагает равный доступ к образованию, независимо от дохода и имущества родителей. Тогда, например, ограниченное число мест в университетах будут занимать лучшие по знаниям и способностям.

Нам необходимо, если мы хотим двигаться к социальному рыночному хозяйству, реализовывать принцип субсидиарности и развивать социальное партнерство. Субсидиарность предполагает, что ответственность за благосостояние, прежде всего, возлагается на индивида и семью, а более высокие уровни, включая государство, вступают в дело, когда первый уровень не справляется. Этот принцип противоположен социальному иждивенчеству. С ним связано развитие социального партнерства и соглашений. По мнению отцов- основателей социального рыночного хозяйства, работодатели и наемные работники должны договариваться между собой напрямую, а не через государство, и они способны в этом случае договориться лучше и быстрее. Для этого необходимо развивать широкую сеть негосударственных общественных организаций, прежде всего профсоюзов.

Беларуси необходимо двигаться к более справедливой системе налогообложения, при которой каждый вносит вклад в общий бюджет в зависимости от своих возможностей. Существующая плоская шкала подоходного налога основное бремя налогов возлагает на бедных. Как известно, дополнительный рубль дохода идет у бедных на необходимые потребности, а у состоятельных людей — на предметы роскоши. В наиболее успешных европейских странах существует прогрессивная шкала налогообложения доходов и это считается более справедливым.

Социальное рыночное хозяйство предполагает балансирование доходов и расходов бюджета страны и торгового баланса с внешним миром. В условиях хронического отрицательного торгового баланса бремя выплат по внешним долгам достаточно быстро становится непосильным. Нельзя позволять себе в долгосрочном периоде тратить больше, чем зарабатывает экономика. Эффективное участие в международном разделении труда возможно лишь при открытых внешних рынках, в минимальной степени ограниченных тарифами и нетарифными ограничениями. В этой связи жизненно важно скорейшее вступление Беларуси в ВТО.

Для успешного становления социального рыночного хозяйства в беларуском обществе должны укрепляться этические основания экономического и социального порядка. По словам Вильгельма Рёпке, Самодисциплина, чувство справедливости, честность, рыцарство, умеренность, общественный дух, уважение к человеческому достоинству других людей, твердые моральные стандарты — все эти вещи люди должны усвоить при входе на рынок и конкуренции друг с другом.

В заключение хотелось бы отметить, что все эти цели взаимосвязаны, движение к каждой из них помогает в достижении и других целей. Все основные принципы социального рыночного хозяйства должны реализовываться в комплексе. Задача это не простая, но она облегчается тем, что мы можем учиться на успехах и ошибках реформаторов из стран центральной Европы. Такое реформирование является делом не одного года и даже не одного десятилетия, но и полученный результат будет устойчивым и долгосрочным.


БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает