19.12.2016, 9:14
«Гром», который все никак не грянет
Беларусь вряд ли поможет Украине в разработке ракетных вооружений, претендующих на роль средств стратегического сдерживания.
Как неоднократно заявлялось в СМИ, украинские военные собираются еще до конца текущего года осуществить первый пуск оперативно-тактической баллистической ракеты (ОТР) собственной разработки. Новые ракеты класса «земля-земля» разработки КБ «Южное» предназначены для оснащения нового мобильного оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2».
Если обратиться к истории, то первым из украинских проектов в этой области был ракетный комплекс ближнего (до 100 км) и среднего (до 500 км) радиуса действия «Борисфен», разработку которого в 1994 году начало конструкторское бюро (КБ) «Южное». Последнее в свое время создало 12 из 20 типов советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). И хотя у них не было опыта проектирования ракет такого типа, специалисты КБ посчитали, что вполне способны создать ракетный комплекс с заданными тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Однако из-за отсутствия финансирования проект был остановлен в 2003 году.
Через некоторое время работы над украинской ракетной программой были возобновлены. Предполагаемая дальность полета ракеты комплекса, получившего название «Сапсан» должна была составить 280 км, вероятность поражения цели — 87%, круговое вероятное отклонение от цели — не более нескольких метров. Размещать «Сапсан» предполагалось на автомобильных шасси высокой проходимости. Но всем этим планам не суждено было реализоваться, из-за финансовых и организационных трудностей в 2013 году работы были свернуты.
«Гром» — это не какой-нибудь «Сапсан»
Более совершенной версией этой разработки (выполняемой для иностранного заказчика) считается ОТРК «Гром», предназначенный для поражения одиночных и групповых стационарных целей на расстоянии от 80 до 290 км. Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. «Гром» представляет собой мобильную пусковую установку с двумя ракетами типа «земля-земля». Дальность стрельбы — до 280 км (с возможностью увеличения до 500 км). Предполагалось, что запуск этого ОТРК в серию может произойти в 2018 году.
По некоторым данным, помимо баллистических ракет, в ОТРК «Гром-2» также могут быть использованы крылатые ракеты (КР) «Коршун», предназначенные для поражения стационарных наземных объектов и морских целей. По габаритам, массе и общей конфигурации эта КР обнаруживает определенное сходство со стратегической Х-55 и неядерной Х-555 советской разработки.
По проекту полет КР на маршевом участке должен обеспечивать установленный в хвостовой части фюзеляжа малоразмерный двигатель производства компании «Мотор Сич». Система управления КР «Коршун» должна была быть комбинированной, объединяющей инерциальную и GPS/GLONASS-навигацию. Противокорабельную версию ракеты предполагалось оснащать головкой самонаведения (ГСН) для прицеливания на конечном этапе полета. Боевые части (БЧ) могли быть осколочно-фугасными, проникающими и кассетными. Предусматривалось использование технологии «стелс» для снижения радиолокационной заметности КР.
По заверениям разработчиков, все ракеты ОТРК «Гром» смогут преодолевать ПВО любой сложности. В том числе — российский «зонтик» из С-300 и С-400, поскольку, как и ракеты «Искандера», смогут летать по непредсказуемой траектории. В настоящий момент, по утверждению украинских специалистов и представителей властей, проект «Гром», выполняемый в интересах иностранного заказчика, вышел на финишную прямую.
Как считает эксперт российского Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, наиболее вероятными заказчиками ОТРК «Гром-2» являются либо Саудовская Аравия, либо Объединенные Арабские Эмираты. Еще в 2003 году представители ОАЭ проявляли интерес к возможности разработки и производства крылатых ракет для нужд ВВС ОАЭ, а также баллистических ракет. А в марте 2015 года в СМИ появилась информация, что уже саудовцы интересовались поставками первых ступеней ракеты Р-36М (SS-18 Satan по классификации НАТО), укомплектованных элементами минометного старта из транспортно-пускового контейнера.
Но подобные варианты Андрей Фролов считает чисто гипотетическими. Запуск опытного образца системы «Гром» должен был пройти еще предыдущей зимой, но из-за волокиты, которую «организовало» Национальное космическое агентство Украины, огневые испытания ОТРК были перенесены на осень текущего года. И они также не состоялись вовремя.
Задача поставлена, за работу товарищи!
Ввиду развала в украинском оборонно-промышленном комплексе и недостатка финансирования, перспективы ОТРК «Гром-2» как и его предшественников выглядят весьма неопределенными. Между тем, президент Украины Петр Порошенко так не считает. Не так давно он анонсировал создание ОТРК «Гром» в числе других новых видов современных ракетных вооружений.
По его словам, перед украинскими учеными, конструкторами, руководителями оборонных предприятий поставлена задача по разработке и производству нового ракетного вооружения, комплексов крылатых ракет, новых образцов артиллерийских систем, высокоточных боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов ударного типа, средств космической разведки, радиоэлектронной борьбы и т. д.
Данное заявление сразу же вызвало волну замечаний и комментариев, прежде всего, со стороны российских экспертов. Так заместитель главы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко выразил серьезное сомнение в том, что в нынешнем своем состоянии Украина может создать высокотехнологичные системы. Для этого необходимо не только огромное количество времени и инвестиций (которых нет), но также кадры и опыт. Которые также утрачены.
В свою очередь первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отметил, что в советское время инженерная школа Украины действительно была лучшей среди союзных республик и по ряду направлений превосходила российскую. Но теперь значительная часть этого потенциала потеряна.
Однако, даже сейчас украинцы в тесной кооперации с западными партнерами вполне способны создать беспилотники достаточно высокого класса. Главное чего им сейчас не хватает — это эффективных систем управления (как наземных, так и через космические спутники), поэтому им придется применять навигационные приборы, использующие американскую GPS.
Для того чтобы понять, почему именно системы навигации и наведения считаются главным препятствием на пути создания украинских беспилотников и крылатых ракет большой дальности, очевидно, будет уместно хотя бы вкратце описать их устройство. В качестве примера возьмем более близкую нам, чем американский Tomahawk, российскую КР Х-555, которая является неядерным вариантом советской Х-55.
Чтобы не улетела «за молоком»
Эта ракета, как и ее предшественница, оснащена инерциально-допплеровской системой наведения, сочетающей коррекцию по рельефу местности с оптико-электронным коррелятором. Подобная структура навигационного блока объясняется тем, что использование одной лишь автономной инерциальной системы управления при пуске ракет на большие дальности приводит к накоплению в течение полета навигационной ошибки, в результате чего круговое вероятное отклонение ракеты от цели превосходит зону поражения боевой части КРМБ.
Отсюда необходимость корректировки результатов работы инерциальной системы управления с помощью корреляционно-экстремальной системы по рельефу местности с использованием радиовысотомера. Посредством компьютерной программы профиль местности, над которым пролетает ракета, сравнивается с сохраненной в памяти бортовой вычислительной машины (БЦВМ) цифровым эталоном высот с целью определения их взаимного соответствия и исправления совокупных ошибок инерциальной системы.
Однако такая система не вполне корректно работает при полете над водной или сезонно изменяемой поверхностью, такой как песчаные дюны, и местностью с различной сезонной отражательной способностью радара, такой как тундра и тайга, где снегопады могут изменить высоту местности или скрыть ее особенности.
В связи с этим блок наведения крылатых ракет Х-555 оснащен дополнительной системой, основанной на оптико-электронной корреляции отображения местности с ее эталонным цифровым образом. Для фиксации в оптическом диапазоне местности перед ракетой используется специальная камера, информация с которой сравнивается с цифровым эталоном местности (цифровой картой), полученным с помощью спутников или воздушной разведки и хранящимся в памяти БЦВМ ракеты. Эта технология позволяет очень точно определять местоположение ракеты и корректировать навигационные ошибки, накопленные на предыдущих этапах процесса.
Правда, и она не свободна от недостатков, связанных с изменениями визуальных характеристик местности. В связи с этим система управления наиболее современной российской КРВБ Х-101 была дополнена навигационным комплексом на основе системы ГЛОНАСС.
Как следует из вышеизложенного, одним из наиболее важных элементов системы наведения крылатых ракет являются эталонные цифровые карты местности. Исходной информацией для таких карт служат космические снимки, получаемые при помощи специального спутникового оборудования. Одним из немногих мировых производителей такой сложной техники является Республика Беларусь. Именно она установлена на борту Белорусского космического аппарата, который сейчас находится на орбите.
Помимо этого Беларусь также способна производить опто-электронные приборы, необходимые для создания систем наведения высокоточного оружия. И как неоднократно заявлял президент Александр Лукашенко, нашему ВПК под силу создать системы наведения ракет, аналогичные используемым на российских оперативно-тактических комплексах «Искандер». Более того, по мнению ряда экспертов, они уже устанавливаются на ракетные системы залпового огня (РСЗО) «Полонез», которые недавно приняты на вооружение белорусской армии.
А отдельные из них даже утверждают, что РСЗО «Полонез» — лишь промежуточная ступень к созданию Минском собственного оперативно-тактического ракетного комплекса, оснащенного, в том числе и крылатыми ракетами собственного производства «Аист». Которые, как предполагается будут оснащены турбореактивным двигателем МС-400, разработки украинской компании «Мотор Сич».
Вот тут-то вроде бы и открываются широкие возможности для взаимовыгодного белорусско-украинского военно-технического сотрудничества: вы нам двигатели для ракет — мы вам системы наведения.
Но в этой, на первый взгляд, безукоризненной схеме есть существенный изъян. Учитывая нынешнюю конфронтацию между Киевом и Москвой, нельзя полностью исключить возможность использования в будущем украинского (пусть и гипотетического) ракетного оружия против России. Чего последняя всячески постарается не допустить. Да и руководство Беларуси вряд ли пойдет так далеко, какой бы не была велика возможная выгода от торговли военными технологиями с Украиной.