16.12.2016, 8:52
Германия в ожидании Рождества
Последнее воскресенье Адвента в этом году приходится на 18 декабря, а это означает, что до самого любимого для многих праздника осталась всего неделя.
В этом году Германия живет в предвкушении Рождества с 27 ноября – первого воскресенья Адвента, очень важного для немцев предрождественского периода, который начинается за четыре недели до Рождества. Для верующих Адвент – это время поста, размышлений о грядущем и воспоминаний первого пришествия Иисуса Христа в мир; для людей, далеких от религии, это самое радостное время года, наполненное ожиданием праздника и предпраздничными хлопотами.
Один из символов Адвента — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе – две, в третье – три, и, наконец, в последнее воскресенье перед Рождеством зажигаются все четыре свечи.
И те, кому посчастливилось побывать в Германии в декабре, и те, кто пока еще собирается съездить туда, чтобы насладиться предрождественской атмосферой, неплохо осведомлены о рождественских символах и традициях этой страны. Между тем, у каждой традиции и каждого символа своя история, и некоторые из них родом из Германии. Кстати, как и стеклянные елочные шары, которые впервые были произведены в 1847 г. на стекольном заводе в небольшом городке Лауша в Тюрингии.
Один из непременных и милых атрибутов праздника – рождественский календарь, массовое производство которых зародилось также в Германии. Это календарь для детей на каждый из дней Адвента. Начинается он первым из четырех воскресений до Рождества и заканчивается в Сочельник. Адвент-календари в течение 24 дней, предшествующих Рождеству, в прежние времена должны были настраивать детей на предстоящий торжественный праздник и несколько скрашивать им время поста.
До появления в продаже рождественских календарей, выпущенных промышленным способом, существовали разные способы отсчитывать дни до Рождества и приближать таким образом праздник. Эта традиция зародилась в протестантской среде. В одних семьях было принято ежедневно класть в игрушечные ясли по одной соломинке, в других рисовали мелом на дверях черточки и каждый день дети стирали по одной, в третьих готовили 24 мешочка со сладостями – по одному на каждый день Адвента. Были еще так называемые адвент-часы. Они представляли собой венок из веток хвойных деревьев, на который устанавливались 24 свечки. В общем, вариантов скрасить время ожидания Рождества было великое множество.
В 1902 г. книжный магазин в Гамбурге, специализировавшийся на продаже христианской литературы, выпустил первый печатный адвент-календарь в виде часов, который стал своего рода прообразом современных рождественских календарей, популярных сейчас во всем мире. В 1903 г. печатный календарь выпустили в Австрии. В 1904 г. штуттгартская газета Neues Tagblatt Stuttgart также выпустила рождественский календарь в качестве подарка для своих читателей.
Однако родоначальником адвент-календарей считают Герхарда Ланга (Gerhard Lang), сотрудника мюнхенской типографии «Friedrich Reichhold», который предложил свою идею их массового выпуска. Утверждают, что он был вдохновлен «сладкими» календарями своей мамы, которая пекла по 24 печенья-безе и прикрепляла их к картонке, чтобы радовать сына каждый день до Сочельника.
В 1908 г. типография «Friedrich Reichhold» выпустила первую партию адвент-календарей. Там не было милых сердцу Ланга сладостей, но зато были 24 маленькие красочные картинки, которые можно было крепить к картонному основанию календаря. Этот календарь был назван «Рождественским календарем» или «Мюнхенским Рождественским календарем». В 20-е гг. Ланг модифицировал свои календари: он оснастил их маленькими дверцами, за которыми могли скрываться сладости или фрагменты из Писания. Именно эта версия календарей ожидания имела колоссальный коммерческий успех, и в таком виде они дошли до наших дней. Правда, Ланг не запатентовал свое изобретение, и поэтому идея была подхвачена другими типографиями.
С каждым годом адвент-календарь становился все популярнее. Этому способствовало то, что каждый год он выпускался в обновленном виде, и в этом тоже была своего рода интрига. К слову, к оформлению календарей типографии даже удалось привлечь, пожалуй, самого знаменитого дизайнера-графика того времени Людвига Хольвайна (Ludwig Hohlwein). Всего Ланг успел создать около 30 вариантов дизайна своих адвент-календарей. В 1940 г. из-за военных тягот он был вынужден закрыть типографию.
Победное шествие адвент-календаря по всему миру началось в послевоенное время. В 1946 г. Рихард Зеллмер (Richard Sellmer) получил разрешение от американских оккупационных властей Штутгарта разрешение на издание печатного рождественского календаря. Его первый календарь назывался «Маленький город». Позже кроме немецкой были созданы английская и шведская версии календаря, и вскоре начался его экспорт в США. Первые календари, заполненные шоколадками, появились только в 1958 г.
Если раньше рождественские календари выпускались для детей, то в послевоенные годы их стали выпускать и для взрослых. Наполнение календарей может быть самым разным – от картинок и сладостей до парфюмерии и дорогих украшений.
Издательство «Richard Sellmer» существует и по сей день. После смерти в 1969 г. Р. Зеллмера, его дело продолжил сын Тим, а позже – его внуки Франк и Оливер Зеллмер. Издательство небольшое, в нем работают всего 11 штатных сотрудников и около 15 агентов. Оно по-прежнему специализируется на выпуске рождественских календарей и занимает около 50% мирового рынка этой продукции. Ежегодно издательство публикует миллионы календарей, которые поставляет более, чем в 30 стран мира, включая Японию и Саудовскую Аравию.
При подготовке материала использована информация интернет-СМИ и издательства «Richard Sellmer»