Польский оператор магистральных нефтепроводов PERN рассмотрит вопрос расширения ветки нефтепровода «Дружба» для поставок нефти в Беларусь, сообщил в начале декабря сообщил замглавы PERN Рафал Миланд, которого процитировало издание Biznesalert.

«Хотим изучить, можно ли расширить наш восточный участок нефтепровода между Польшей и Беларусью в реверсивном направлении. Хотим изучить, будет ли клиент, например, в случае перебоев в доставках сырья на востоке. Такой анализ мы будем проводить в следующем году. На настоящем этапе хотим оценить технические возможности, стоимость, а также потенциальную заинтересованность клиента с востока», — сказал Р. Миланд на Всепольском экономическом саммите.

Минск актуализировал тему

Еще недавно подобная постановка вопроса — о том, что Беларусь будет нуждаться в поставках нефти с Запада, — вызвала бы, по меньшей мере, недоумение.

До недавнего времени Беларусь имела необходимый объем нефти для полной загрузки своих НПЗ. Предполагалось, что «Нафтан» и Мозырский НПЗ переработают в этом году 24 млн. тонн нефти. Поэтому ни о какой альтернативной нефти в Беларуси никто и не помышлял. Однако затянувшийся в этом году нефтяной конфликт с Россией внес в повестку и этот вопрос. Во втором полугодии 2016 года Беларусь сможет импортировать по «трубе», скорее всего, 7,5 млн. тонн нефти вместо предполагаемых 12 млн. тонн.

В разгар нефтегазового спора с Россией белорусский президент публично заявил о необходимости искать нефтяную альтернативу. Эту тему он педалировал и в ходе недавней поездки в Азербайджан.

Будет ли сейчас востребована инициатива польского PERN по реверсу «Дружбы» для поставок нефти в Беларусь?

История альтернативы: иллюзии и реальность

Одну из первых попыток притянуть в страну альтернативную нефть Беларусь предприняла еще 12 лет назад. Весной 2004 года Беларусь, Украина и Латвия прорабатывали возможность организации нового нефтяного маршрута в обход России. Речь шла о создании нефтетранспортного коридора Одесса — Броды — Мозырь — Полоцк — Вентспилс.

Новый маршрут позволял поставлять нефтяное сырье для переработки на белорусские НПЗ, а также транзитом — через Латвию. Обсуждалась возможность поставки по новой схеме 10 млн. тонн нефти. Соответствующий протокол о намерениях подписали в Минске 26 апреля 2004 года концерн «Белнефтехим», латвийский нефтетранспортный оператор ООО «ЛатРосТранс», министерство сообщения Латвии, ОАО «Укртранснафта» и киевское ОАО «Институт транспорта нефти».

Суть проекта заключалась в том, чтобы перекачать нефть от города Броды (Украина, Львовская область) до Мозыря, где находится белорусский НПЗ. В принципе, как отмечали тогда специалисты, технически этот вариант возможен. Трубопровод Мозырь — Броды состоит из двух ниток, и пока они загружены не полностью. Поэтому весь объем транзита российской нефти можно было перенаправить на одну нитку трубопровода, чтобы вторую использовать в реверсном (обратном) направлении для прокачки сырья из Бродов в Мозырь на Мозырский НПЗ.

Участники проекта также искали решение относительно продолжения трубопроводной системы до Вентспилсского порта. Специалисты говорили, что теоретически эта проблема тоже решаема. Для этого нужно построить трубу от гомельской «Дружбы» до новополоцкой (расстояние, по оценкам, составляет 220-230 км). Но к реализации данного проекта стороны так и не приступили.

Тем не менее, уже через 3 года, после случившегося в начале 2007 года громкого нефтяного скандала с Россией, белорусская сторона публично заявила о скором намерении найти альтернативу российским поставкам нефти. И белорусские чиновники стали активно искать альтернативу. Белорусский посол в Литве Владимир Дражин в разгар белорусско-российского нефтяного скандала публично заявил, что уже с 2008 года в Беларусь будет поставляться 7 млн. тонн через литовский терминал Бутинге и Клайпедский порт.

В свою очередь первый вице-премьер Владимир Семашко говорил о вариантах поставок нефти в Беларусь по трубопроводу Сургут — Унеча — Полоцк — Вентспилс в реверсивном (обратном) направлении для обеспечения сырьем «Нафтана», которая может поступать с прибалтийских портов. Этот трубопровод простаивает без работы с 2003 года (с тех пор, как Россия прекратила поставки нефти через Латвию). Согласно оценкам, организация реверса по «Дружбе» требовала дополнительных инвестиций в объеме 15-30 млн. долларов и могла занять 2,5 года. Однако ни Литва, ни Латвия так и не дождались от Беларуси официальных предложений о сотрудничестве в области транзита нефти через прибалтийские порты.

Тем не менее, белорусская сторона не отказалась от планов найти нефтяную альтернативу. Концепцией энергобезопасности Беларуси предусматривалось, что к 2010 году объем альтернативных поставок нефти должен составить 20% от потребности страны (в то время — примерно 4,3 млн. тонн).

Чуть позже тема нефтяной альтернативы была даже детализирована. В частности, Комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы на период до 2011 года в качестве двух главных альтернативных направлений поставок нефти в Беларусь рассматривались южное — через Одессу и северное — через порты Балтийского моря (Вентспилс, Бутинге, Клайпеда). При этом отмечалось, что для северного маршрута не нужно строить новые трубопроводы, однако сама организация обратной перекачки нефти потребует инвестиций в размере около 40 млн. долларов.

Южный маршрут предусматривал введение в действие нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме. Как отмечалось, от Бродов нефть может поставляться в Беларусь тремя путями. Первый: комбинированно, по нефтепроводу Одесса — Броды, перевалка в вагоно-цистерны в Бродах и далее — железной дорогой (здесь дополнительные инвестиции не требуются). Второй: с использованием действующих магистральных трубопроводов, что потребует строительства перемычки Бобовичи — Костюковичи протяженностью 205 км (здесь необходимы инвестиции в размере 120 млн. долларов). Третий — строительство нового участка нефтепровода протяженностью 800 км (это потребует инвестиций в размере 530 млн. долларов). При этом, как было отмечено, при поставках нефти по железной дороге южный маршрут является более дешевым в сравнении с северным.

Одесса-Броды: «запасной» маршрут?

В прежние годы Беларусь неоднократно на межмидовских консультациях с Украиной, Польшей, Литвой и Латвией обсуждала перспективы транспортировки нефти в страну по маршруту Одесса-Броды в аверсном режиме. В конце 2008 года этот вопрос рассматривался на заседании рабочей группы по сотрудничеству в сфере энергетики между Украиной и Беларусью. Однако тогда белорусская сторона вынесла этому проекту следующий вердикт: возможность реализации данного проекта в ближайшее время оценивается как низкая ввиду отсутствия подтвержденной ресурсной базы.

Тем не менее, на пике очередного обострения отношений с Россией этим маршрутом белорусская сторона все же воспользовалась. В 2011 году по трубе Одесса Броды в аверсном режиме на Мозырский НПЗ было поставлено 988 тыс. тонн нефти в рамках венесуэльско-азербайджанского спопа, хотя Беларусь гарантировала поставки по Одесса-Броды в течение 2011-2012 годов по 4 млн. тонн нефти в год. С 2012 года, после того как Россия и Беларусь договорились по условиям поставки нефти, белорусская сторона перестала нуждаться в альтернативных поставках.

Во второй половине 2016 года, когда белорусские НПЗ вновь оказались на голодном пайке, Беларусь, тем не менее, уже апробированным маршрутом для поставки сырья не воспользовалась (на Мозырский НПЗ по железной дороге была поставлена одна партия азербайджанской нефти в объеме 84,7 тыс. тонн). Причина в том, что сейчас любая альтернативная нефть стоит для Беларуси гораздо дороже, чем российская.

Потечет ли в Беларусь нефть с Запада?

Будет ли проявлен интерес к польскому предложению о возможном запуске аверса «Дружбы»? Белорусской стороне, конечно же, хочется сохранить статус-кво в области поставок российской нефти. Эти нефтяные договоренности выгодны: Беларусь получает весь объем российской нефти без пошлины (экспортные пошлин на нефтепродукты уходят в белорусский бюджет), кроме того, она может беспрепятственно экспортировать собственную нефть (1,645 млн. тонн в год) – нефтяные пошлины в этом случае тоже поступают в белорусский бюджет.

Тем не менее, как можно предположить, отмахиваться от предложения польской компании PERN изучить возможность поставок западной нефти по «Дружбе» белорусская сторона не станет. В любом случае, интерес к альтернативным сценариям поставок нефти на отечественные НПЗ у официального Минска есть. Как скоро Беларусь может воспользоваться новым сырьевым коридором, будет зависеть от нескольких факторов.

В 2013 году первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко в интервью СМИ отмечал, что интерес Беларуси к украинско-польскому проекту развития нефтепровода Одесса — Броды на данном этапе не связан с возможностью диверсификации поставок нефти. «В перспективе, когда, может быть, Россия на внутреннем рынке и для Беларуси начнет применять мировые цены, тогда этот нефтепровод может быть альтернативой. Но, зная стратегию России до 2020 года по добыче нефти, по поставкам и переработке нефти, я думаю, что эта перспектива не очень близка», — сказал В. Семашко.

При этом он подчеркнул: ценовый фактор является определяющем при поставках нефти в страну. «Сейчас российская нефть нам обходится значительно дешевле, а в случае поставок по нефтепроводу Одесса — Броды цены будут мировыми — это же понятно», — отметил В. Семашко.

Позиция официального Минска по этому вопросу вряд ли изменилась. С принципиальной поправкой разве что на налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Как только Россия его завершит, это будет означать, что российские и мировые цены на нефть сблизятся. Вслед за чем альтернатива российской нефти может быть востребована (правда, принципиально важно, чтобы белорусские НПЗ к этому времени успели довести глубину переработки до уровня современных европейских НПЗ). Однако сроки завершения налогового маневра в России пока точно неизвестны, хотя называются 2018-2020 годы.

Теоретически возможен еще один вариант. Россия при подписании договоренностей о поставках в Беларуси на 2017 год может выдвинуть условия, которые не совсем устроят белорусскую сторону. В частности, уже было заявлено об юридически обязывающих обязательствах для Беларуси обеспечить поставки на российский рынок 1 млн. тонн бензинов. При невыполнении этого условия Россия может на определенный объем снизить поставки нефти. В таком случае теоретически появляется ниша для альтернативных поставок нефти на белорусские НПЗ.

Думается, белорусская сторона не отвергнет инициативу польской компании еще по одной причине: даже само обсуждение данной темы может принести официальному Минску дивиденды – возможно, Россия станет сговорчивее.

Справка БЕЛРЫНКА
По территории Беларуси проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода «Дружба». По северной ветке, оператором которой является ОАО «Полоцктранснефть Дружба», нефть поставляется только до ОАО «Нафтан». ОАО «Гомельтранснефть Дружба» является оператором южной ветки магистрального нефтепровода «Дружба», осуществляет транзит российской и казахстанской нефти через Беларусь в Польшу, Германию, Украину, Венгрию, Словакию, Чехию, а также поставляет нефть на ОАО «Мозырский НПЗ».
Через территорию Беларуси осуществляется примерно треть поставок российской нефти в дальнее зарубежье. В 2016 году Беларусь планирует получить от транзита российской нефти через территорию страны 150,5 млн. долларов, в 2017 году – 154,2 млн. долларов, в 2018 году – 163,1 млн. долларов, в 2019 году – 171,7 млн. долларов, в 2020 году – 179,2 млн. долларов.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Для поездки в Россию на поезде понадобиться ПЦР-тест на covid-19

Белорусская железная дорога 4 февраля открыла продажу билетов на поезда в Россию. Как уже сообщалось, на первоначальном этапе будет организовано курсирование фирменного скорого поезда «Беларусь» №2/1 Минск–Москва, формирования Белорусской железной дороги, отправлением из Минска по четным, а из Москвы по нечетным дням. При следовании из Минска билеты на поезд № 2/1 Минск–Москва можно приобрести до станций

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия