Есть все основания полагать, что руководство Беларуси намеревается сделать все чтобы не допустить повторения «украинского» сценария у себя.

«Войны уже не объявляются, а начавшись, — идут не по привычному шаблону. Опыт современных военных конфликтов показывает, что вполне благополучное государство за считанные месяцы и даже дни может превратиться в арену ожесточенной вооруженной борьбы, стать жертвой иностранной интервенции, погрузиться в пучину хаоса, гуманитарной катастрофы и гражданской войны», — заявил  Александр Лукашенко, выступая 19 февраля 2015 года перед командным составом вооруженных сил страны.

По его словам, наряду с открытым военным вторжением сегодня особое место в инструментарии сильных мира сего заняли цветные революции. «В их основе лежит глубокая трансформация сознания людей. По существу, его разрушение, подмена фундаментальных ценностей их суррогатами и ложными идеями, смыслами». И хотя глава государства не обозначил напрямую источники опасности для нашего государства, некоторые комментаторы уверены, что тревожный тон его высказываний навеян пронесшейся над Украине «гибридной войной».

Под влиянием ее негативного опыта лидеры многих государства стали задумываться о способах противодействия новому противнику. Что касается Беларуси, то она, как представляется, надеется использовать против него уже существующие в составе вооруженных сил страны Силы специальных операций, дооснастив их современным вооружением и военной техникой.

В числе таковых экспертами называются: новейшие средства разведки (включая беспилотники) и бронированные средства подвижности, более эффективные средства огневого поражения. Но особо на повестке дня стоит вопрос о модернизации и обновлении парка боевых и военно-транспортных вертолетов, приобретении многоцелевых авиационных комплексов для контрпартизанских, контрдиверсионных и контртеррористических действий.

Небогатые — не значит беззащитные

Как представляется, именно в рамках такой стратегии (а также Концепции строительства и развития вооруженных сил РБ до 2020 года, утвержденной Александром Лукашенко) 23 ноября на аэродроме в Лиде в торжественной обстановке, с участием командующего ВВС и войсками ПВО генерал-майора Олега Двигалева, состоялась передача 116-й штурмовой авиабазе четырех новых учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. Разработанных ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» и произведенных авиакорпорацией «Иркут».

27 апреля 2015 года при передаче первого звена таких же машин личному составу этой авиабазы Олег Двигалев заявил: «Перспектива у нас уже определена — мы будем и дальше продолжать закупки этого самолета… После 2020 года мы планируем также продолжить реализацию этой программы».

По своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета.  Фото irkut.com

По своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета. Фото irkut.com

Благодаря тому, что по своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета, на нем можно готовить пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50). Между тем, потенциальные возможности этого самолета значительно шире.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этого самолета позволяет не только в учебных целях имитировать, но и осуществлять реальные режимы боевой работы: воздушный бой, удары по наземным целям, работу в условиях применения противником зенитных ракет и постановки помех, взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, а также с другими самолетами в группе.

Открытая архитектура БРЭО дает возможность сравнительно легко, в зависимости от типа выполняемых учебных и боевых задач, оснащать Як-130 различным набором бортовой аппаратуры и вооружения различных классов. Для чего самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Что позволяет ему нести до 3.000 кг боевой нагрузки.

Сегодня в базовый комплекс вооружения Як-130 входят: ракеты класса «воздух — воздух» Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные корректируемые авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; свободнопадающие авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л. Что позволяет при необходимости применяться Як-130 в качестве боевого самолета.

 Видео: IRKUT Corporation


И очень широкие возможности

Отметим, что в среде представителей российского ВПК широко обсуждается тема глубокой модернизации учебно-боевого Як-130 с «превращением» его в полноценный легкий штурмовик. Сигналом к началу работ стало появление интереса к этой тематике со стороны потенциальных заказчиков. Отвечая на него, корпорация «Иркут» на аэрокосмическом салоне МАКС-2015 уже продемонстрировала первый экземпляр модернизированного самолета с расширенным составом БРЭО.

Главным нововведением, расширяющим его боевые возможности, стала установка в носовой части фюзеляжа лазерного дальномера-целеуказателя. Что позволяет самолету более эффективно выполнять удары по наземным целям с использованием расширенного набора бортового вооружения.

Практически, не подлежит сомнению, что такая версия УБС Як-130 заинтересует и белорусских военных. Ведь ввиду недостатка средств, выделяемых на перевооружение, руководство Минобороны Беларуси взяло курс на развитие ВВС страны посредством принятия на вооружение в том числе и авиационного комплекса на базе УБС Як-130.

Надо сказать, что многие эксперты (и отечественные, и зарубежные) считают подобную стратегию оптимальной для Беларуси. Как отмечает издание The National Interest, для ВВС таких небольших стран Як-130 является малобюджетной боевой машиной, в отсутствие которой им бы пришлось закупать дорогостоящие многоцелевые истребители.

Но еще раз подчеркнем: одним из главных преимуществ этого самолета является то, что он имеет большой резерв для дальнейшего расширение своих боевых возможностей. В том числе и в плане наращивания эффективности ударов по наземным целям. Как уже сообщалось выше, именно в этом направлении сосредоточили свои усилия концерны «Иркут» и КРЭТ.

В рамках создания перспективного легкого штурмовика в концерне «Радиоэлектронные технологии» создают специально под него новую радиолокационную станцию и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс.

Модернизированный самолет сможет успешно участвовать не только в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористами, но и с современным, хорошо оснащенным противником. В последнем случае легкий штурмовик сможет наносить удары, не входя в зону действия вражеской ПВО. При этом следует учесть преимущества Як-130 (даже перед аналогами) с точки зрения экономичности и особенностей базирования.

Белорусские экипажи Як-130 уже успешно отработали применение почти всех видов штатного вооружения: авиационных бомб, неуправляемых авиационных ракет разных калибров. В августе 2015 года впервые в истории белорусской авиации было отработано применение высокоточного оружия — корректируемых авиационных бомб КАБ-500Кр. Это оружие отличается высокой точностью и эффективностью, требует высокого уровня подготовки летного состава. В 2016 году впервые в истории учебно-боевого самолета Як-130 осуществлена посадка на авиационный участок дороги в темное время суток.

Белорусские экипажи Як-130 уже успешно отработали применение почти всех видов штатного вооружения.

Белорусские экипажи Як-130 уже успешно отработали применение почти всех видов штатного вооружения.

Специально для «спецов»

О степени серьезности, с которой военно-политическое руководство Беларуси относится к современным военным угрозам, говорит и факт передачи 28 ноября на аэродроме в Мачулищах личному составу 50-й смешанной авиабазы формуляров шести новейших вертолетов Ми-8МТВ-5-1.

Ми-8МТВ-5-1 способен выполнять задачи днем и ночью, на малых высотах, в сложных метеорологических условиях, а также приземляться и взлетать с необорудованных площадок.  Фото sputnik.by

Ми-8МТВ-5-1 способен выполнять задачи днем и ночью, на малых высотах, в сложных метеорологических условиях, а также приземляться и взлетать с необорудованных площадок. Фото sputnik.by

Они составляют первую партию оговоренных контрактом на поставку 12 машин подписанного Минобороны РБ с холдингом «Вертолеты России» в ходе международного военно-технического форума «Армия-2015». Еще шесть вертолетов, как сообщил присутствовавший на торжественной церемонии министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Андрей Равков, должны быть поставлены в Беларусь в конце мая — начале июня 2017 года.

Новая версия вертолета оборудована современным комплексом пилотажно-навигационного, радиосвязного и целевого оборудования. Благодаря чему Ми-8МТВ-5-1 способен выполнять задачи днем и ночью, на малых высотах, в сложных метеорологических условиях, а также приземляться и взлетать с необорудованных площадок.

На треть увеличен объем грузовой кабины за счет чего существенно возросло количество посадочных мест. Что не замедлило скорость десантирования, так как вертолет оборудован системой беспарашютного десантирования, позволяющей производить одновременный спуск четырех человек.

Ввиду этих доработок новая машина по сравнению с предшественниками приобрела расширенные боевые возможности, что позволяет выполнять более широкий круг боевых и транспортных задач, в том числе:

  • транспортировку и оперативную высадку до 35 десантников;
  • транспортировку на носилках до 12 раненных в сопровождении медперсонала;
  • перевозку до 4000 кг грузов в грузовой кабине или на внешней подвеске;
  • уничтожение сил противника, в том числе бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных огневых точек и других подвижных и неподвижных целей;
  • огневую поддержку десанта и сопровождение военных колонн;
  • разведывательные и патрульные операции;
  • поисково-спасательные операции.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ми-8-МТВ5-1

  • максимальная взлетная масса — до 13000 кг;
  • количество перевозимых десантников — до 36 человек;
  • количество раненых, перевозимых на носилках — 12 человек;
  • дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с основными топливными баками — 580 км;
  • дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с двумя дополнительными топливными баками — 1065 км;
  • мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ТВЗ-117ВМ (Ми-8АМТШ) — 2x 2 100 л. с.; мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ВК-2500 (опция) — 2x 2 700 л. с.

ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

  • Подвесные блоки с неуправляемыми ракетами С-8;
  • съемное пушечное вооружение калибра 23 мм;
  • стрелковое вооружение — до 8 огневых точек: носовой пулемет ПКТ, кормовой пулемет ПКТ, автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам.

Видео: Информационное агентство БелТА

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,