26 октября 2016 года были опубликованы изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Одним из ожидаемых перемен стало введение НДС на электронные услуги, оказываемые при помощи сети Интернет зарубежными компаниями, а также на электронный контент, размещаемый на зарубежных платформах цифровой дистрибуции.

В частности, статья 33 НК дополнена положениями, согласно которым Республика Беларусь будет являться местом реализации услуг, если покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо:

  1. фактически находящееся на территории Беларуси; или
  2. оплачивающее данные электронные услуги при помощи счета, открытого в белорусском банке; или
  3. использующее сетевой IP-адрес устройства, зарегистрированного в Республике Беларусь, или телефонный номер, международный код которого присвоен Республике Беларусь.

НК в новой редакции охватывает достаточно широкий перечень электронных услуг, в частности к ним относятся:

  1. предоставление прав на использование программ, игр, баз данных (и удаленного доступа), в том числе стриминг музыки и фильмов;
  2. предоставление удаленного доступа к электронным книгам, аудио, видео, информации, иным произведениям и электронным публикациям;
  3. рекламные услуги, в том числе предоставление места и времени для рекламы;
  4. услуги по размещению контента (интернет-площадки и платформы);
  5. услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  6. автоматические услуги сети Интернет, в том числе поиск данных;
  7. предоставление хостинга и доменного имени;
  8. предоставление доступа к поисковым сетям, и другие.

Фактически электронными услугами, оказываемыми при помощи сети Интернет, являются подавляющее большинство сервисов, которыми пользуются белорусские граждане, — стриминг-сервисы, магазины приложений, хостинги, файлообменные сайты и иное.

Тем самым, НК в новой редакции устанавливает, что, если электронные услуги оказывают белорусские резиденты (при этом достаточно того, что потребитель услуг использует белорусский IP-адрес), то иностранные компании и посредники (онлайн-платформы) обязаны взимать НДС в размере 20% с оборота по реализации таких электронных услуг.

Данное нововведение может иметь ряд последствий для рынка электронных услуг в Республике Беларусь.

Во-первых, следует ожидать, что электронные услуги иностранных компаний подорожают для белорусских граждан на 20%, т.к. НДС — это косвенный налог, оплата которого непосредственно ложится на плечи конечного потребителя. Например, стоимость одного из наиболее скачиваемых платных приложений в Google Play — Minecraft — составит $8,72 (в настоящее время — $7,27); цена сервиса стриминг-музыки Apple Music вырастет до $6 (в настоящее время — $4,99); за недавно открывшийся для белорусов Netflix придется платить уже $9,6 (в настоящее время — $8). Повышаться цены будут не только на сами платные приложения, но и на встроенные в них покупки (in-app), т.к. покупки также относятся к услугам в электронной форме. При средней платежеспособности белорусского населения и повсеместном использовании пиратского контента (по последним данным, уровень пиратства в Беларуси достигает 85%), эффектом может стать отказ многих пользователей от платного контента.

Во-вторых, с учетом того, что белорусский рынок не является для многих зарубежных компаний ключевым, возможен сценарий, при котором ряд электронных сервисов (или их платных версий) может закрыться для использования гражданами Республики Беларусь. Кроме того, некоторые электронные сервисы, которые пока недоступны в Беларуси, выразили мнение о том, что их приход в Беларусь будет отложен из-за введения НДС на электронные услуги (в частности Microsoft Store, Steam и некоторые другие), т.к. это влечет за собой увеличение издержек и юридических формальностей для эффективной работы на белорусском рынке.

Так, в соответствии с новой редакцией НК зарубежные компании, которые оказывают белорусским гражданам перечисленные электронные услуги, обязаны становиться на учет в налоговых органах Беларуси в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством. Иностранные организации будут также обязаны предоставлять налоговые декларации по НДС раз в квартал.

Несмотря на то, что процедура постановки на учет и подачи налоговых деклараций несложная, обязанность по соблюдению данных формальностей компаниями, для которых белорусский рынок не является приоритетным, может повлиять на их желание работать и развивать бизнес в Беларуси. К слову, при введении НДС с оборотов по реализации электронных услуг в Российский Федерации, большинство зарубежных компаний выполнили аналогичные требования законодательства в связи с нежеланием терять крупный российский рынок.

Изменения вступают в силу 1 января 2018 года. До этого момента ожидается транзитный период, в течение которого зарубежные компании смогут адаптироваться к новым правилам.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,