• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Беларусь планирует до 2020 года приобрести не менее эскадрильи многоцелевых самолетов нового поколения Су-30СМ. Об этом сообщил 23 ноября 2016 года представителям СМИ командующий военно-воздушными силами и войсками ПВО РБ Олег Двигалев во время церемонии передачи четырех учебно-боевых самолетов Як-130 личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиабазы.

По его словам, Су-30СМ хорошо проявил себя в сирийском конфликте и уже принят на вооружение в ряде стран. При этом О. Двигалев особо подчеркнул, что этот самолет производится на том же предприятии, что и Як-130.

В контексте вышеизложенного надо сказать, что это не первое заявление высокопоставленного белорусского военного о том, что Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для ВВС и войск ПВО РБ российских многофункциональных истребителей Су-30, которыми предполагается заменить стоящие на вооружении еще советские фронтовые истребители МиГ-29. Об этом, в частности, сообщил еще 4 февраля 2016 года заместитель министра обороны нашей страны генерал-майор Игорь Лотенков.

Из его слов следовало: «Возможности же по уничтожению воздушных целей после приобретения Су-30 увеличатся, а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны» Что касается белорусских МиГ-29, то им уже около 30 лет. «Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования». Тем более, что на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение Су-30 уже освоили.

Если говорить о боевых качествах Су-30, то главное его преимущество перед другими типами боевых самолетов военные аналитики видят в многофункциональности: с одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам. Дальность полета самолета без дозаправки составляет 3 тыс. км, с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км. Практический потолок полета — 17 км, максимальная скорость полета у земли — 1.350 км/ч. на высоте — 2.125 км/ч. Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. И как уже было сказано выше, машина уже успела себя отлично зарекомендовать в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.

Правда скептики отмечают, что по сию пору неоднократные заявления наших высокопоставленных военных по поводу приобретения Беларусью российских Су-30 можно отнести к прекрасным мечтаниям. Закупить их обещал еще 21 декабря 2015 года министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков, давая интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения.

Если говорить о боевых качествах Су-30, то главное его преимущество перед другими типами боевых самолетов военные аналитики видят в многофункциональности.

Если говорить о боевых качествах Су-30, то главное его преимущество перед другими типами боевых самолетов военные аналитики видят в многофункциональности.

А за несколько месяцев до этого события, информацию о том, что в перспективе (после 2020 года) устаревающие истребители МиГ-29, состоящие на вооружении белорусских ВВС, могут быть заменены новейшими российскими многофункциональными боевыми самолетами Су-30СМ, обнародовал тот же командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.

Серьезные основания для скепсиса дает то обстоятельство, что во-первых, каждый Су-30СМ стоит, как минимум, 35-40 млн. долларов. А во-вторых, речь о поставке Россией столь мощных боевых самолетов (потенциальных носителей тактического ядерного оружия) Беларуси невозможно вести без достижения принципиальной договоренности Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тем более, что при такой цене речь может идти только о продаже Су-30 по льготной цене или об аренде с последующим выкупом.

Здесь, очевидно, не лишним будет напомнить, что тема задержки оснащения белорусской армии новыми боевыми самолетами из-за торможения процесса российской стороной является серьезным раздражителем для белорусского лидера. И по ней он высказывался чуть ли не чаще чем по другим вопросам военно-технического сотрудничества двух стран.

Так, 11 октября 2015 года Александр Лукашенко, в ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке номер 1 в Минске, заявляя в очередной раз о ненужности для Беларуси российской авиабазы, дал понять, что не будет против если Москва передаст белорусской армии боевые самолеты. «Сегодня, если Россия согласится передать нам полк самолетов — 24 (штук), завтра там будут самые лучшие пилоты белорусских вооруженных сил.»

И до этого, выступая на открытии первого участка новой минской кольцевой автодороги МКАД-2 6 октября 2015 года, белорусский лидер попенял Владимиру Путину за промедление в решении данного вопроса, ведь еще два года назад просил президента России: «Дайте нам самолетов! 20 штук дайте самолетов?». Чтобы можно было обеспечить совместную противовоздушную оборону России и Беларуси. «Нет, не можем, не произвести, и прочее.»

Однако не исключено, что на сегодняшний день позиции сторон сблизились. Несмотря на раздражение, которое порождает у нее отказ Минска от размещения российской военной базы, Москва вряд ли заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, который прикрывает западное стратегическое направление.

Между тем, к настоящему моменту в белорусских ВВС явно обозначился дефицит самолетов, способных применять современное высокоточное вооружение по наземным целям. Так, по причине выработки ресурса, из эксплуатации выведены 14 истребителей Су-27, находившихся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Еще раньше, по той же причине были сняты с эксплуатации и выведены из состава вооруженных сил Беларуси порядка 35 фронтовых бомбардировщиков Су-24.

В пользу подобной трактовки может свидетельствовать то, что заявление генерала Двигалева было сделано на следующий день после визита Александра Лукашенко в Москву и его переговоров с Владимиром Путиным.

Правда, в прошлом уже был прецедент, когда такого рода ожидания не сбылись. Речь идет об истории с 18 российскими истребителями Су-30К, ранее входившими в состав ВВС Индии. Несколько лет назад они были доставлены в Беларусь на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах для ремонта и модернизации по программе Су-30КН с целью последующей продажи, дабы избежать уплаты пошлин при возврате в Россию.

Одно время многим экспертам казался вполне реальным вариант безвозмездной (или с минимальной оплатой) передачи Минску упомянутой партии Су-30К. Но этого не случилось. В Москве, похоже, посчитали чрезмерной стоимость такого подарка и продали «сушки» братской Анголе.

Причем некоторые эксперты усмотрели в этом шаге не скупость, а намерение Кремля обескровить авиацию союзника, дабы под предлогом сокращения ее боевых возможностей взять в свои руки охрану воздушных границ Беларуси. Будем думать, что на этот раз Минск не «пролетит» мимо самолетов и Москва всерьез намеревается укрепить воздушную мощь своего союзника. Во всяком случае обострение отношений России с НАТО делает такой сценарий достаточно обоснованным.

 

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Младшие братья как бедные родственники

Несмотря на обострение ситуации на западных рубежах Союзного государства, вооруженные силы Беларуси до сих пор не располагают современными средствами ПВО. 11 сентября госдепартамент США одобрил сделку по продаже Польше 32 многоцелевых истребителей пятого поколения F-35A. По данным Пентагона, стоимость этой партии самолетов составляет 6,5 млрд. долларов. «Продажа F-35 усилит безопасность Польши, как союзника США по

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП