28.11.2016, 9:26
Надежда умирает последней: в Минске все еще верят в поставки вооружений Москвой
Беларусь планирует до 2020 года приобрести не менее эскадрильи многоцелевых самолетов нового поколения Су-30СМ. Об этом сообщил 23 ноября 2016 года представителям СМИ командующий военно-воздушными силами и войсками ПВО РБ Олег Двигалев во время церемонии передачи четырех учебно-боевых самолетов Як-130 личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиабазы.
По его словам, Су-30СМ хорошо проявил себя в сирийском конфликте и уже принят на вооружение в ряде стран. При этом О. Двигалев особо подчеркнул, что этот самолет производится на том же предприятии, что и Як-130.
В контексте вышеизложенного надо сказать, что это не первое заявление высокопоставленного белорусского военного о том, что Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для ВВС и войск ПВО РБ российских многофункциональных истребителей Су-30, которыми предполагается заменить стоящие на вооружении еще советские фронтовые истребители МиГ-29. Об этом, в частности, сообщил еще 4 февраля 2016 года заместитель министра обороны нашей страны генерал-майор Игорь Лотенков.
Из его слов следовало: «Возможности же по уничтожению воздушных целей после приобретения Су-30 увеличатся, а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны» Что касается белорусских МиГ-29, то им уже около 30 лет. «Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования». Тем более, что на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение Су-30 уже освоили.
Если говорить о боевых качествах Су-30, то главное его преимущество перед другими типами боевых самолетов военные аналитики видят в многофункциональности: с одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам. Дальность полета самолета без дозаправки составляет 3 тыс. км, с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км. Практический потолок полета — 17 км, максимальная скорость полета у земли — 1.350 км/ч. на высоте — 2.125 км/ч. Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. И как уже было сказано выше, машина уже успела себя отлично зарекомендовать в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.
Правда скептики отмечают, что по сию пору неоднократные заявления наших высокопоставленных военных по поводу приобретения Беларусью российских Су-30 можно отнести к прекрасным мечтаниям. Закупить их обещал еще 21 декабря 2015 года министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков, давая интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения.
А за несколько месяцев до этого события, информацию о том, что в перспективе (после 2020 года) устаревающие истребители МиГ-29, состоящие на вооружении белорусских ВВС, могут быть заменены новейшими российскими многофункциональными боевыми самолетами Су-30СМ, обнародовал тот же командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.
Серьезные основания для скепсиса дает то обстоятельство, что во-первых, каждый Су-30СМ стоит, как минимум, 35-40 млн. долларов. А во-вторых, речь о поставке Россией столь мощных боевых самолетов (потенциальных носителей тактического ядерного оружия) Беларуси невозможно вести без достижения принципиальной договоренности Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тем более, что при такой цене речь может идти только о продаже Су-30 по льготной цене или об аренде с последующим выкупом.
Здесь, очевидно, не лишним будет напомнить, что тема задержки оснащения белорусской армии новыми боевыми самолетами из-за торможения процесса российской стороной является серьезным раздражителем для белорусского лидера. И по ней он высказывался чуть ли не чаще чем по другим вопросам военно-технического сотрудничества двух стран.
Так, 11 октября 2015 года Александр Лукашенко, в ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке номер 1 в Минске, заявляя в очередной раз о ненужности для Беларуси российской авиабазы, дал понять, что не будет против если Москва передаст белорусской армии боевые самолеты. «Сегодня, если Россия согласится передать нам полк самолетов — 24 (штук), завтра там будут самые лучшие пилоты белорусских вооруженных сил.»
И до этого, выступая на открытии первого участка новой минской кольцевой автодороги МКАД-2 6 октября 2015 года, белорусский лидер попенял Владимиру Путину за промедление в решении данного вопроса, ведь еще два года назад просил президента России: «Дайте нам самолетов! 20 штук дайте самолетов?». Чтобы можно было обеспечить совместную противовоздушную оборону России и Беларуси. «Нет, не можем, не произвести, и прочее.»
Однако не исключено, что на сегодняшний день позиции сторон сблизились. Несмотря на раздражение, которое порождает у нее отказ Минска от размещения российской военной базы, Москва вряд ли заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, который прикрывает западное стратегическое направление.
Между тем, к настоящему моменту в белорусских ВВС явно обозначился дефицит самолетов, способных применять современное высокоточное вооружение по наземным целям. Так, по причине выработки ресурса, из эксплуатации выведены 14 истребителей Су-27, находившихся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Еще раньше, по той же причине были сняты с эксплуатации и выведены из состава вооруженных сил Беларуси порядка 35 фронтовых бомбардировщиков Су-24.
В пользу подобной трактовки может свидетельствовать то, что заявление генерала Двигалева было сделано на следующий день после визита Александра Лукашенко в Москву и его переговоров с Владимиром Путиным.
Правда, в прошлом уже был прецедент, когда такого рода ожидания не сбылись. Речь идет об истории с 18 российскими истребителями Су-30К, ранее входившими в состав ВВС Индии. Несколько лет назад они были доставлены в Беларусь на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах для ремонта и модернизации по программе Су-30КН с целью последующей продажи, дабы избежать уплаты пошлин при возврате в Россию.
Одно время многим экспертам казался вполне реальным вариант безвозмездной (или с минимальной оплатой) передачи Минску упомянутой партии Су-30К. Но этого не случилось. В Москве, похоже, посчитали чрезмерной стоимость такого подарка и продали «сушки» братской Анголе.
Причем некоторые эксперты усмотрели в этом шаге не скупость, а намерение Кремля обескровить авиацию союзника, дабы под предлогом сокращения ее боевых возможностей взять в свои руки охрану воздушных границ Беларуси. Будем думать, что на этот раз Минск не «пролетит» мимо самолетов и Москва всерьез намеревается укрепить воздушную мощь своего союзника. Во всяком случае обострение отношений России с НАТО делает такой сценарий достаточно обоснованным.
Читайте также:
- «Платформа», которая никуда не едет: компетенцию наскоком не заменить
- Основы социального рыночного хозяйства (часть 6)
- Нельзя ехать в две разные стороны одновременно
- АДУНОК-2В: наш мирный трактор
- «Пирог» и «едоки»: сокращение российского военного бюджета грозит лишить предприятия белорусского ВПК существенной доли казенных заказов