• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Основным препятствием на пути рыночных реформ в Беларуси эксперты называют доминирование госсектора. Техническая миссия МВФ по госпредприятиям приступила к работе в Минске 2 ноября, она должна подготовить предложения по реформированию госсектора. Помогут ли «рецепты» международных экспертов решить эту проблему?

По оценкам МВФ, в Беларуси насчитывается около 2300 работающих акционерных обществ и порядка 1800 унитарных предприятий. Госпредприятия остаются самым крупным работодателем в стране – на них занято 2/3 всех работающих. Они генерируют свыше 50% добавленной стоимости в экономике. При этом многие генерируют убытки, что представляет источник серьезного фискального риска для всей экономики.

«Меню» реформ от МВФ и ВБ

Реформирование госсектора (опальное ныне слово «реформирование» чиновники предусмотрительно заменили на нейтральное — «трансформацию») названо одной из 6 ключевых разделов «дорожной карты» структурных реформ, которую Всемирный банк вместе с правительством Беларуси и Нацбанком разработали в 2015 году. Напомним, что «дорожная карта» была анонсирована в октябре 2015 года на «Кастрычніцкім эканамічным форуме» (KEF-2015). Ее раздел по реформированию госсектора предусматривает сокращение господдержки предприятиям, оказание ее на конкурсной основе, установление жестких бюджетных ограничений, отказ от убыточных видов деятельности, а также реструктуризацию госпредприятий.

Миссия МВФ по итогам работы в Минске 21−30 июня 2016 года в своем заключительном заявлении рекомендовала Беларуси углубить и ускорить реформирование реального сектора и подготовила пакет предложений. В числе мер эксперты фонда рекомендовали белорусскому правительству поэтапное сокращать директивное кредитование, заменить целевые показатели для предприятий индикаторами эффективности, провести углубленную инвентаризацию госпредприятий, разделить функции собственника и регулятора — путем централизации собственности в едином органе, а также укрепить независимость и потенциал наблюдательных советов.

Кроме того, МВФ советует правительству Беларуси установить требование о переходе всех госпредприятий на международные стандарты бухучета, провести всеобъемлющий анализ фискальных рисков, связанных с госсектором, и постоянно осуществлять мониторинг этих рисков. А для этого создать на базе Минфина подразделение, которое будет регулярно оценивать финансовое положение госсектора и анализировать его фискальные риски.

В рамках реформы госсектора фонд также рекомендует белорусским властям развивать и укреплять основы для реструктуризации госпредприятий, в том числе и за счет выработки четких процедур несостоятельности, внедрять целевые ориентиры эффективности, совершенствовать деловую среду и взять курс на присоединение к ВТО. Наконец, к 2018 году ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике.

При этом для смягчения последствий перестройки госсектора правительству нужно активизировать работу по созданию рабочих мест и укрепить систему соцподдержки, отмечают в МВФ.

Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким, говоря о реформе госсектора на KEF-2016 4 ноября, подчеркнул, что реформы нужны для обеспечения более рационального расходования ресурсов, устойчивого экономического роста и усиления способности экономики адаптироваться к шокам. Он также признал, что из 3 тысяч белорусских предприятий госсектора не все имеют шансы выжить.

Что же касается приватизации, то, как было сказано, «в идеале приватизация должна быть постепенной», но «нет необходимости приватизировать 100% предприятий». Предпочтительнее пойти по пути создания СП с мировыми промышленными лидерами в целях модернизации технологий, а можно приватизировать не предприятия полностью, а незадействованные активы.

Ключевая роль государства при реформировании госпредприятий заключается в том, чтобы обеспечить их нормальную адаптацию к новым реалиям, подчеркнул на KEF-2016 старший экономист ВБ в Беларуси и Украине Карлис Шмитс. Сейчас же, по его словам, налицо «конфликт интересов или конфликт целей: государство является собственником этих предприятий и при этом старается обеспечивать экономический рост, стимулируя эти предприятия».

Обращаясь к опыту реформы госпредприятий в Китае, К. Шмитс отметил, что там, в частности, были внесены соответствующие поправки в бюджетное законодательство, а также создан фонд промышленной реструктуризации, который был нацелен на сохранение рабочих мест, но не отраслей промышленности. Помимо того, в Китае для решения проблемы плохих займов была разработана программа обмена долгов на акции предприятий.

(Кстати, зампредседателя правления Нацбанка Беларуси Дмитрий Калечиц на KEF-2016 также отметил, что Нацбанк прорабатывает вопрос о более активном участии банков в акционерном капитале отечественных предприятий. «Предполагается использование акций в схемах реструктуризации проблемной задолженности предприятий перед всеми банками нашей страны», — сказал Д. Калечиц).


Правительство второй год готовит «почву» 

Между тем, как сообщил замминистра экономики Беларуси Дмитрий Крутой 11 ноября в ходе XI международной конференции «Евразийская экономическая интеграция», в Беларуси работа по реформе госсобственности идет второй год. «Мы тесно работаем с экспертами МВФ», — сказал он.

Сейчас все белорусские госпредприятия ранжируются по 60 показателям. «Планируется эффективная система мониторинга и публичной отчетности по этим предприятиям», — отметил Д. Крутой. Также определяются уровни управления госпредприятиями. «Параллельно намечена реформа органов госуправления. В результате мы получим более компактные госаппарат, в котором будут разделены функции регулятора и собственника. Это — одна из наших важнейших задач», — подчеркнул Д. Крутой.

Очевидно, что замминистра экономики обозначил контуры предстоящей реформы госсектора в Беларуси. Над подходами этой реформы сейчас работает межведомственная координационная группа по вопросам реформирования госорганизаций и управления госактивами, которая создана распоряжением премьер-министра от 24 марта 2016 года. Руководителем этой группы назначен первый вице-премьер Василий Матюшевский, его заместителями — председатель Госкомиимущества Андрей Гаев и министр экономики Владимир Зиновский. Группе поручалось до 1 сентября 2016 года подготовить проект комплексной стратегии реформирования и реструктуризации госорганизаций.

Завершена ли подготовка такого документа, пока неизвестно. Но основные подходы новой стратегии правительство ранее уже анонсировало.

На первом этапе предполагается разграничить функции государственного и хозяйственного управления, чтобы освободить министерства от управления хоздеятельностью и оставить за ними только разработку отраслевой политики. При этом функции управления промышленностью планируется сосредоточить в одном госоргане – Министерстве промышленной политики. Функции по управлению стратегически значимыми и валообразующими предприятиями намечено передать Госкомимуществу. В середине 2017 года правительство собирается оценить эффект от новых мер, чтобы до конца 2018 года применить аналогичный подход ко всем акционерным обществам республиканской собственности.

При этом программа деятельности правительства на 2016-2020 годы предусматривает также поэтапную передачу из республиканской в коммунальную собственность коммерческих активов – унитарных предприятий и госпакетов акций акционерных обществ. На первом этапе она коснется предприятий транспорта, торговли, бытового и медицинского обслуживания, общественного питания и строительства, а также небольших (до 25%) пакетов акций иных организаций и пакетов акций и предприятий как имущественных комплексов с персоналом до 100 человек.

Кроме того, в этом году правительство намерено разработать критерии для отнесения госпредприятий к категории не подлежащих приватизации, а также к претендентам на приватизацию в будущем.

Назрели реформы, а не трансформация госсектора

Очевидно, что предложения экспертов МВФ и ВБ по реформированию госсектора мало чем отличаются от программы белорусского правительства по его трансформации. Они содержат весьма осторожные и во многом косметические подходы (исключая разве что решительность зарубежных экспертов в части ликвидации к 2018 году перекрестного субсидирования в энергетике, а также предложения по снижению льготного кредитования), которые вряд ли дадут серьезный эффект в ближайшее время.

Между тем, нереформированный госсектор в условиях падения эффективности отечественного экспорта и снижения энергетических субсидий со стороны России становится неподъемным бременем для национальной экономики. Поэтому именно сейчас, когда внешнеэкономическая обстановка радикально изменилась, Беларусь должна приступить к достаточно радикальным и комплексным реформам.

Однако 25 октября белорусский президент Александр Лукашенко в очередной раз предупредил правительственных реформаторов «прекратить разговоры по поводу необходимости реформирования в той или иной сфере, а сосредоточиться на эффективной практической деятельности и реализации поставленных задач». «Без наведения порядка и дисциплины, особенно сейчас, мы далеко не рванем. Прекратите всякие разговоры по поводу некоего реформирования, еще чего-то. Надо работать с тем, что есть… В кризис никто ничего не ломает, да и ломать нечего. Есть предприятия — они должны работать… Выбросьте из головы, что сегодня надо все разделить, поделить, приватизировать, и все само собой пойдет. Никуда ничего не пойдет, если работать не будем… Надо заставить каждого на своем рабочем месте делать то, что он должен делать», — заявил А. Лукашенко.

Более того, 14 ноября в ходе рабочей поездки в Могилевскую область А. Лукашенко приказал вывести убыточные предприятия на нормальный уровень работы. «Эти фразы «обанкротим через санацию» — вы просто пугаете людей и коллективы. Никто не позволит предприятия закрывать или бездумно продавать. Надо от этого отойти раз и навсегда и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Это мы банкроты, если у нас хозяйство или предприятие такое. Предприятия надо спасать, чтобы люди работали. Поэтому направляйте туда кого хотите (это ваше дело) и управляйте, пока оно не выйдет на нормальный уровень работы», — заявил А. Лукашенко.

Кризис заставит искать способы выжить

Не исключено, что по требованию А. Лукашенко правительственный сценарий трансформации госсектора придется «смягчить». Но для этого потребуются деньги, а их в бюджете нет.

Замминистра экономики Беларуси Дмитрий Крутой 11 ноября на XI международной конференции «Евразийская экономическая интеграция» напомнил, что в 2013-2014 гг. половина белорусских предприятий кредитовались под 5-7% годовых, остальные — под 25-30%. Но сейчас объем директивного кредитования сжимается: с 20 млрд. долларов в 2015 году до 12 млрд. долларов в 2016 году, в 2017 год он составит 7-8 млрд. долларов.

Очевидно, что ожидаемое сокращение директивного кредитования обострит проблемы отечественных госпредприятий, что не может не отразиться на рынке труда. Правда, в Минтруда серьезных изменений на рынке труда пока не ожидают — по их оценкам, в стране к концу 2020 года уровень зарегистрированной безработицы не должен превысить 2%. В то же время, как отмечалось на «KEF-2016,», Минтруда и соцзащиты обследовало по итогам января-сентября 2016 года 2172 организации и в 388 организация выявило избыточную численность работников. Удельный вес избыточных работников в списочном составе этих предприятий оказался равен 5,4%.

Тем не менее, чтобы упредить возможные проблемы на рынке труда, с 2018 года в Беларуси планируют внедрить систему обязательного страхования от безработицы (модель системы страхования от безработицы должна быть представлена в правительство Беларуси к 1 февраля 2017 года). Также в Беларуси обсуждается возможность введения страхования от невыплаты зарплаты при банкротстве предприятий.

Не дождавшись реформ, в кризисной ситуации сами предприятия вынуждены будут самостоятельно искать способы, как не оказаться на грани банкротства. Первая «ласточка» уже есть – это ОАО «Гродно Азот». Недавно здесь, чтобы выйти на безубыточную работу, самостоятельно приняли решение сократить количество управленческих служащих на 10%. При этом уволенных сотрудников планируют трудоустроить после их переобучения и переподготовки с учетом потребностей производства.

 

Тэги:

, , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Новая реальность: жители Беларуси привыкли к скачкам курса рубля

На валютном рынке РБ в августе-сентябре традиционно происходят всякие неприятности. В этом году они заключались в повышенной нестабильности курса рубля. Население на этот раз сохранило хладнокровие, но если нестабильность сохранится, это может вызвать рост спроса на валюту. Год назад сентябрь был довольно беспокойным месяцем – вслед за обвалом курса российского рубля по отношению к доллару

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Электробалансы поют романсы о стагнации «белорусской модели»

Эффект уличного фонаря – это желание искать решение проблемы там, где его легче всего найти. Как этот эффект работает на практике, Лукашенко продемонстрировал в сентябре, умудрившись дважды за один месяц обнаружить в школах бардак. Возражений со стороны педагогов, естественно, не последовало: 112,5 тыс. учителей промолчали, а молчание – знак согласия. Не нашел, что возразить и

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и