Основным препятствием на пути рыночных реформ в Беларуси эксперты называют доминирование госсектора. Техническая миссия МВФ по госпредприятиям приступила к работе в Минске 2 ноября, она должна подготовить предложения по реформированию госсектора. Помогут ли «рецепты» международных экспертов решить эту проблему?

По оценкам МВФ, в Беларуси насчитывается около 2300 работающих акционерных обществ и порядка 1800 унитарных предприятий. Госпредприятия остаются самым крупным работодателем в стране – на них занято 2/3 всех работающих. Они генерируют свыше 50% добавленной стоимости в экономике. При этом многие генерируют убытки, что представляет источник серьезного фискального риска для всей экономики.

«Меню» реформ от МВФ и ВБ

Реформирование госсектора (опальное ныне слово «реформирование» чиновники предусмотрительно заменили на нейтральное — «трансформацию») названо одной из 6 ключевых разделов «дорожной карты» структурных реформ, которую Всемирный банк вместе с правительством Беларуси и Нацбанком разработали в 2015 году. Напомним, что «дорожная карта» была анонсирована в октябре 2015 года на «Кастрычніцкім эканамічным форуме» (KEF-2015). Ее раздел по реформированию госсектора предусматривает сокращение господдержки предприятиям, оказание ее на конкурсной основе, установление жестких бюджетных ограничений, отказ от убыточных видов деятельности, а также реструктуризацию госпредприятий.

Миссия МВФ по итогам работы в Минске 21−30 июня 2016 года в своем заключительном заявлении рекомендовала Беларуси углубить и ускорить реформирование реального сектора и подготовила пакет предложений. В числе мер эксперты фонда рекомендовали белорусскому правительству поэтапное сокращать директивное кредитование, заменить целевые показатели для предприятий индикаторами эффективности, провести углубленную инвентаризацию госпредприятий, разделить функции собственника и регулятора — путем централизации собственности в едином органе, а также укрепить независимость и потенциал наблюдательных советов.

Кроме того, МВФ советует правительству Беларуси установить требование о переходе всех госпредприятий на международные стандарты бухучета, провести всеобъемлющий анализ фискальных рисков, связанных с госсектором, и постоянно осуществлять мониторинг этих рисков. А для этого создать на базе Минфина подразделение, которое будет регулярно оценивать финансовое положение госсектора и анализировать его фискальные риски.

В рамках реформы госсектора фонд также рекомендует белорусским властям развивать и укреплять основы для реструктуризации госпредприятий, в том числе и за счет выработки четких процедур несостоятельности, внедрять целевые ориентиры эффективности, совершенствовать деловую среду и взять курс на присоединение к ВТО. Наконец, к 2018 году ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике.

При этом для смягчения последствий перестройки госсектора правительству нужно активизировать работу по созданию рабочих мест и укрепить систему соцподдержки, отмечают в МВФ.

Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким, говоря о реформе госсектора на KEF-2016 4 ноября, подчеркнул, что реформы нужны для обеспечения более рационального расходования ресурсов, устойчивого экономического роста и усиления способности экономики адаптироваться к шокам. Он также признал, что из 3 тысяч белорусских предприятий госсектора не все имеют шансы выжить.

Что же касается приватизации, то, как было сказано, «в идеале приватизация должна быть постепенной», но «нет необходимости приватизировать 100% предприятий». Предпочтительнее пойти по пути создания СП с мировыми промышленными лидерами в целях модернизации технологий, а можно приватизировать не предприятия полностью, а незадействованные активы.

Ключевая роль государства при реформировании госпредприятий заключается в том, чтобы обеспечить их нормальную адаптацию к новым реалиям, подчеркнул на KEF-2016 старший экономист ВБ в Беларуси и Украине Карлис Шмитс. Сейчас же, по его словам, налицо «конфликт интересов или конфликт целей: государство является собственником этих предприятий и при этом старается обеспечивать экономический рост, стимулируя эти предприятия».

Обращаясь к опыту реформы госпредприятий в Китае, К. Шмитс отметил, что там, в частности, были внесены соответствующие поправки в бюджетное законодательство, а также создан фонд промышленной реструктуризации, который был нацелен на сохранение рабочих мест, но не отраслей промышленности. Помимо того, в Китае для решения проблемы плохих займов была разработана программа обмена долгов на акции предприятий.

(Кстати, зампредседателя правления Нацбанка Беларуси Дмитрий Калечиц на KEF-2016 также отметил, что Нацбанк прорабатывает вопрос о более активном участии банков в акционерном капитале отечественных предприятий. «Предполагается использование акций в схемах реструктуризации проблемной задолженности предприятий перед всеми банками нашей страны», — сказал Д. Калечиц).


Правительство второй год готовит «почву» 

Между тем, как сообщил замминистра экономики Беларуси Дмитрий Крутой 11 ноября в ходе XI международной конференции «Евразийская экономическая интеграция», в Беларуси работа по реформе госсобственности идет второй год. «Мы тесно работаем с экспертами МВФ», — сказал он.

Сейчас все белорусские госпредприятия ранжируются по 60 показателям. «Планируется эффективная система мониторинга и публичной отчетности по этим предприятиям», — отметил Д. Крутой. Также определяются уровни управления госпредприятиями. «Параллельно намечена реформа органов госуправления. В результате мы получим более компактные госаппарат, в котором будут разделены функции регулятора и собственника. Это — одна из наших важнейших задач», — подчеркнул Д. Крутой.

Очевидно, что замминистра экономики обозначил контуры предстоящей реформы госсектора в Беларуси. Над подходами этой реформы сейчас работает межведомственная координационная группа по вопросам реформирования госорганизаций и управления госактивами, которая создана распоряжением премьер-министра от 24 марта 2016 года. Руководителем этой группы назначен первый вице-премьер Василий Матюшевский, его заместителями — председатель Госкомиимущества Андрей Гаев и министр экономики Владимир Зиновский. Группе поручалось до 1 сентября 2016 года подготовить проект комплексной стратегии реформирования и реструктуризации госорганизаций.

Завершена ли подготовка такого документа, пока неизвестно. Но основные подходы новой стратегии правительство ранее уже анонсировало.

На первом этапе предполагается разграничить функции государственного и хозяйственного управления, чтобы освободить министерства от управления хоздеятельностью и оставить за ними только разработку отраслевой политики. При этом функции управления промышленностью планируется сосредоточить в одном госоргане – Министерстве промышленной политики. Функции по управлению стратегически значимыми и валообразующими предприятиями намечено передать Госкомимуществу. В середине 2017 года правительство собирается оценить эффект от новых мер, чтобы до конца 2018 года применить аналогичный подход ко всем акционерным обществам республиканской собственности.

При этом программа деятельности правительства на 2016-2020 годы предусматривает также поэтапную передачу из республиканской в коммунальную собственность коммерческих активов – унитарных предприятий и госпакетов акций акционерных обществ. На первом этапе она коснется предприятий транспорта, торговли, бытового и медицинского обслуживания, общественного питания и строительства, а также небольших (до 25%) пакетов акций иных организаций и пакетов акций и предприятий как имущественных комплексов с персоналом до 100 человек.

Кроме того, в этом году правительство намерено разработать критерии для отнесения госпредприятий к категории не подлежащих приватизации, а также к претендентам на приватизацию в будущем.

Назрели реформы, а не трансформация госсектора

Очевидно, что предложения экспертов МВФ и ВБ по реформированию госсектора мало чем отличаются от программы белорусского правительства по его трансформации. Они содержат весьма осторожные и во многом косметические подходы (исключая разве что решительность зарубежных экспертов в части ликвидации к 2018 году перекрестного субсидирования в энергетике, а также предложения по снижению льготного кредитования), которые вряд ли дадут серьезный эффект в ближайшее время.

Между тем, нереформированный госсектор в условиях падения эффективности отечественного экспорта и снижения энергетических субсидий со стороны России становится неподъемным бременем для национальной экономики. Поэтому именно сейчас, когда внешнеэкономическая обстановка радикально изменилась, Беларусь должна приступить к достаточно радикальным и комплексным реформам.

Однако 25 октября белорусский президент Александр Лукашенко в очередной раз предупредил правительственных реформаторов «прекратить разговоры по поводу необходимости реформирования в той или иной сфере, а сосредоточиться на эффективной практической деятельности и реализации поставленных задач». «Без наведения порядка и дисциплины, особенно сейчас, мы далеко не рванем. Прекратите всякие разговоры по поводу некоего реформирования, еще чего-то. Надо работать с тем, что есть… В кризис никто ничего не ломает, да и ломать нечего. Есть предприятия — они должны работать… Выбросьте из головы, что сегодня надо все разделить, поделить, приватизировать, и все само собой пойдет. Никуда ничего не пойдет, если работать не будем… Надо заставить каждого на своем рабочем месте делать то, что он должен делать», — заявил А. Лукашенко.

Более того, 14 ноября в ходе рабочей поездки в Могилевскую область А. Лукашенко приказал вывести убыточные предприятия на нормальный уровень работы. «Эти фразы «обанкротим через санацию» — вы просто пугаете людей и коллективы. Никто не позволит предприятия закрывать или бездумно продавать. Надо от этого отойти раз и навсегда и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Это мы банкроты, если у нас хозяйство или предприятие такое. Предприятия надо спасать, чтобы люди работали. Поэтому направляйте туда кого хотите (это ваше дело) и управляйте, пока оно не выйдет на нормальный уровень работы», — заявил А. Лукашенко.

Кризис заставит искать способы выжить

Не исключено, что по требованию А. Лукашенко правительственный сценарий трансформации госсектора придется «смягчить». Но для этого потребуются деньги, а их в бюджете нет.

Замминистра экономики Беларуси Дмитрий Крутой 11 ноября на XI международной конференции «Евразийская экономическая интеграция» напомнил, что в 2013-2014 гг. половина белорусских предприятий кредитовались под 5-7% годовых, остальные — под 25-30%. Но сейчас объем директивного кредитования сжимается: с 20 млрд. долларов в 2015 году до 12 млрд. долларов в 2016 году, в 2017 год он составит 7-8 млрд. долларов.

Очевидно, что ожидаемое сокращение директивного кредитования обострит проблемы отечественных госпредприятий, что не может не отразиться на рынке труда. Правда, в Минтруда серьезных изменений на рынке труда пока не ожидают — по их оценкам, в стране к концу 2020 года уровень зарегистрированной безработицы не должен превысить 2%. В то же время, как отмечалось на «KEF-2016,», Минтруда и соцзащиты обследовало по итогам января-сентября 2016 года 2172 организации и в 388 организация выявило избыточную численность работников. Удельный вес избыточных работников в списочном составе этих предприятий оказался равен 5,4%.

Тем не менее, чтобы упредить возможные проблемы на рынке труда, с 2018 года в Беларуси планируют внедрить систему обязательного страхования от безработицы (модель системы страхования от безработицы должна быть представлена в правительство Беларуси к 1 февраля 2017 года). Также в Беларуси обсуждается возможность введения страхования от невыплаты зарплаты при банкротстве предприятий.

Не дождавшись реформ, в кризисной ситуации сами предприятия вынуждены будут самостоятельно искать способы, как не оказаться на грани банкротства. Первая «ласточка» уже есть – это ОАО «Гродно Азот». Недавно здесь, чтобы выйти на безубыточную работу, самостоятельно приняли решение сократить количество управленческих служащих на 10%. При этом уволенных сотрудников планируют трудоустроить после их переобучения и переподготовки с учетом потребностей производства.

 

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,