Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

Продолжение.
См. также 1 часть
, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть

Становление польской модели социального рыночного хозяйства

В середине 1990-х годов в Третьей Польской республике социальное рыночное хозяйство стало целевой экономической моделью. Это получило силу конституционного закона через 20 статью Конституции 1997 года. Спустя двадцать лет можно констатировать факт, что экономическое развитие Польши за этот период было довольно успешным, особенно в сравнении с соседними постсоветскими странами. Об этом, прежде всего, свидетельствует основной макроэкономический показатель. В 1990 году Польша отставала по ВВП на душу населения, как от Украины, так и от Беларуси. А в 2013, к слову наиболее успешном для тех же Украины и Беларуси за последние годы, Польша уже опережала их по этому показателю, первую – в три, вторую – в два раза.

ВВП страны в млрд. долл.

Год

Германия

 Польша

Чехия

Украина

Словакия

Беларусь

1970

215

27,7

1980

946,7

58

1990

1764,9

64,7

40,3

90,3

16,5

18,9

2000

1947,2

171,7

61,5

31,3

20,4

10,4

2010

3412

476,7

207

136,4

87,3

55,2

2013

3730,3

525,9

208,8

182

95,8

71,7

http://data.un.org/


ВВП на душу населения в долл.

Год

Германия

 Чехия

Словакия

Польша

Беларусь

Украина

1970

2712

850

1980

11958

1627

1990

21928

3904

3120

1696

1838

1748

2000

23316

5997

3787

4477

1044

637

2010

41100

19616

16063

12479

5818

2962

2013

45091

19510

17573

13760

7664

4024

http://data.un.org/

На наш взгляд, основная причина этого успеха – удачно выбранная модель развития с поддержкой избранного пути извне. Польские реформы, безусловно, имеют свою специфику, но во многом они схожи с той экономической политикой, которая проводилась в послевоенной ФРГ. И в том, и в другом случае был реализован принцип стабильности денег. В Польше денежная реформа была проведена в два этапа в 1995 году. Она была хорошо подготовлена и принесла свои плоды. Инфляцию удалось снизить с 27,9 % в 1995 году до 5,5 % в 2001. В последующие годы, годы высокого роста экономики, она была очень низкой и не превышала 4,2%, а чаще была на уровне 1-3 %. В 2015 году и вовсе инфляция перешла в дефляцию, рост цен стал отрицательным, что, как и высокая инфляция, нарушает стабильность покупательной способности денег. В 2016 году этот показатель вновь приблизился к зоне оптимума и составил около 1,6%. Такая стабилизация стала возможной благодаря высокой степени независимости Народного банка Польши. Ключевые решения о валютной и процентной политике принимает специальный Совет по денежной политике, который состоит из профессоров, назначенных президентом и парламентом по определенным квотам. Это позволяет при принятии решений во главу угла ставить долгосрочное экономическое развитие, а не краткосрочные интересы коммерческих банков и даже правительства. В справедливости этого утверждения можно убедиться, последив действия центрального банка Польши в 2006-2009 годах, в период мировой рецессии.

В Польше, как и в Германии в значительной степени был реализован эрхардовский принцип конкуренции везде, где возможно, и регулирования, там где необходимо. Частный сектор является ныне доминирующим в обеих странах и он действуют в условиях конкурентных рынков. Переход к ним, правда, был различным. Если в Германии он был скорее градуалистическим, т.е. постепенным, то в Польше — достаточно резким, получившим названия «шоковой терапии» или программы Бальцеровича. Целью этой программы были кардинальные системные изменения в достаточно короткий срок, состоящие в изменении структуры собственности, демонополизации экономики, полного введения рыночных механизмов, реформы финансовой и банковской системы, а также конвертируемости злотого, обеспечивающей открытый характер экономики. До сих пор не утихают споры о социальных издержках реформ Бальцеровича, но, почти все признают, что они в значительной степени достигли своей цели. Опыт Германии и Польши показывает, что путь к схожим целям может быть различным, что методы достижения цели развития конкурентных рынков должны учитывать конкретные условия страны. В Польше, например, несмотря на шоковую терапию, приватизация проводилась и проводится до сих пор очень медленными темпами. Акцент с учетом польских традиций и ментальности был сделан на развитие малого и среднего бизнеса, из которого естественным образом вырастает бизнес крупный.

Достаточно успешно в Польше строилась и социальная надстройка рыночного хозяйства. Был введен прогрессивный подоходный налог. Он был, кстати, снижен с максимальных 40% до 32% в ходе налоговой реформы 2007-2008 гг. При этом налоговые поступления выросли, поскольку набирала ход хорошо работающая рыночная экономика. Пенсионная реформа проводилась многоэтапно с 1997 по 2009 год. Она проводилась на основе консенсуса между наиболее влиятельными общественными силами – профсоюзами, костелом и политическими партиями. Реформа усилила социальную защиту пенсионеров, но при этом она снизила примерно на четверть обязательства государства на ближайшие десятилетия сложной демографической ситуации. Произошло движение в сторону накопительной системы, которая создала возможности для развития финансовых рынков, так называемых длинных денег. Польские пенсионные фонды стали крупнейшими инвесторами в корпоративный сектор и покупателями государственного долга. Растущая экономика позволила существенно увеличить социальные пособия, хотя они еще значительно отстают от аналогичных пособий в соседней Германии.

Существенную поддержку Польше в ее движении к развитому социальному рыночному хозяйству оказывает ЕС. Здесь важно отметить, что его финансовая помощь идет, главным образом, на инфраструктуру через консорциумы польских компаний и компаний других европейских стран. Кроме этого, членство в ЕС предусматривает определенные ограничители, способствующие становлению социального рыночного хозяйства, такие, например, как ограничения внешнего долга, дефицита бюджета, инфляции. Будучи членом ЕС, Польша сохранила национальную валюту и определенную свободу в валютной политике.

Важным условием успеха стала последовательность экономической политики. Правительство Польши за эти годы формировалось на основе различных коалиций, но при этом проводилась взвешенная и последовательная политика, способствующая становлению экономических институтов социального рыночного хозяйства. Важнейшие решения принимались, как уже отмечалось, на основе консенсуса наиболее влиятельных общественных сил: профсоюзов, костела и ведущих политических партий.

Не последнюю роль сыграла и польская экономическая наука. Целая плеяда ученых экономистов с начала 1990-х и даже с конца 1980-х занималась развитием теории социального рыночного хозяйства и адаптацией этой модели к условиям Польши. К их числу относятся профессор Петр Пыш, немецкий экономист, польского происхождения, организовавший целый ряд семинаров для польских ученых по этим вопросам, глава Польского экономического общества профессор Эльжбета Моньчиньска, профессор Мацей Мишевски, профессор Гжегож Колодко и др.

Нельзя сказать, что за последние 25 лет в Польше удалось разрешить все основные экономические проблемы. Наиболее существенными и болезненными из них являются довольно высокая безработица и трудовая миграция преимущественно в более богатые страны ЕС, США и Канаду. Более 2,8 млн. (из 38 млн. ) граждан Польши временно находятся за границей, главным образом как трудовые мигранты. Следует заметить, что такая миграция является своеобразным вкладом в интеграционное объединение с экономически более развитыми странами. Взамен от этих стран Польша получает модернизированную инфраструктуру, инвестиции, высокую культуру труда и бизнеса. Часть мигрантов к тому же возвращается, привозя с собой новую культуру труда и финансовые ресурсы.

Безработица в Польше достигала пика в начале 2000 годов, когда в эту категорию попадало более 20% экономически активного населения. К 2008 этот показатель снизился до 7,1%, но в последующие годы вновь начал расти, достигнув 10,6%. В русле модели социального рыночного хозяйства в Польше не прибегают к искусственной занятости, но пытаются создать условия, при которых безработица рассасывалась бы естественным образом.

Помимо относительно высокой безработица и высокой трудовой миграции в польской экономике существуют и другие проблемы: перепроизводство в аграрном секторе, неравномерность экономического развития регионов и др. Тем не менее, динамика экономического развития Польши последнего двадцатилетия дает основания для оптимистического взгляда на будущее экономики этой страны. Хорошо работающая экономика дает возможность значительно ослабить остроту указанных экономических проблем. Не в последней степени этим несомненные успехи стали возможны благодаря удачному выбору целевой экономической модели и постоянной целенаправленной и последовательной экономической политике.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,