• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

Продолжение.
См. также 1 часть
, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть

Становление польской модели социального рыночного хозяйства

В середине 1990-х годов в Третьей Польской республике социальное рыночное хозяйство стало целевой экономической моделью. Это получило силу конституционного закона через 20 статью Конституции 1997 года. Спустя двадцать лет можно констатировать факт, что экономическое развитие Польши за этот период было довольно успешным, особенно в сравнении с соседними постсоветскими странами. Об этом, прежде всего, свидетельствует основной макроэкономический показатель. В 1990 году Польша отставала по ВВП на душу населения, как от Украины, так и от Беларуси. А в 2013, к слову наиболее успешном для тех же Украины и Беларуси за последние годы, Польша уже опережала их по этому показателю, первую – в три, вторую – в два раза.

ВВП страны в млрд. долл.

Год

Германия

 Польша

Чехия

Украина

Словакия

Беларусь

1970

215

27,7

1980

946,7

58

1990

1764,9

64,7

40,3

90,3

16,5

18,9

2000

1947,2

171,7

61,5

31,3

20,4

10,4

2010

3412

476,7

207

136,4

87,3

55,2

2013

3730,3

525,9

208,8

182

95,8

71,7

http://data.un.org/


ВВП на душу населения в долл.

Год

Германия

 Чехия

Словакия

Польша

Беларусь

Украина

1970

2712

850

1980

11958

1627

1990

21928

3904

3120

1696

1838

1748

2000

23316

5997

3787

4477

1044

637

2010

41100

19616

16063

12479

5818

2962

2013

45091

19510

17573

13760

7664

4024

http://data.un.org/

На наш взгляд, основная причина этого успеха – удачно выбранная модель развития с поддержкой избранного пути извне. Польские реформы, безусловно, имеют свою специфику, но во многом они схожи с той экономической политикой, которая проводилась в послевоенной ФРГ. И в том, и в другом случае был реализован принцип стабильности денег. В Польше денежная реформа была проведена в два этапа в 1995 году. Она была хорошо подготовлена и принесла свои плоды. Инфляцию удалось снизить с 27,9 % в 1995 году до 5,5 % в 2001. В последующие годы, годы высокого роста экономики, она была очень низкой и не превышала 4,2%, а чаще была на уровне 1-3 %. В 2015 году и вовсе инфляция перешла в дефляцию, рост цен стал отрицательным, что, как и высокая инфляция, нарушает стабильность покупательной способности денег. В 2016 году этот показатель вновь приблизился к зоне оптимума и составил около 1,6%. Такая стабилизация стала возможной благодаря высокой степени независимости Народного банка Польши. Ключевые решения о валютной и процентной политике принимает специальный Совет по денежной политике, который состоит из профессоров, назначенных президентом и парламентом по определенным квотам. Это позволяет при принятии решений во главу угла ставить долгосрочное экономическое развитие, а не краткосрочные интересы коммерческих банков и даже правительства. В справедливости этого утверждения можно убедиться, последив действия центрального банка Польши в 2006-2009 годах, в период мировой рецессии.

В Польше, как и в Германии в значительной степени был реализован эрхардовский принцип конкуренции везде, где возможно, и регулирования, там где необходимо. Частный сектор является ныне доминирующим в обеих странах и он действуют в условиях конкурентных рынков. Переход к ним, правда, был различным. Если в Германии он был скорее градуалистическим, т.е. постепенным, то в Польше — достаточно резким, получившим названия «шоковой терапии» или программы Бальцеровича. Целью этой программы были кардинальные системные изменения в достаточно короткий срок, состоящие в изменении структуры собственности, демонополизации экономики, полного введения рыночных механизмов, реформы финансовой и банковской системы, а также конвертируемости злотого, обеспечивающей открытый характер экономики. До сих пор не утихают споры о социальных издержках реформ Бальцеровича, но, почти все признают, что они в значительной степени достигли своей цели. Опыт Германии и Польши показывает, что путь к схожим целям может быть различным, что методы достижения цели развития конкурентных рынков должны учитывать конкретные условия страны. В Польше, например, несмотря на шоковую терапию, приватизация проводилась и проводится до сих пор очень медленными темпами. Акцент с учетом польских традиций и ментальности был сделан на развитие малого и среднего бизнеса, из которого естественным образом вырастает бизнес крупный.

Достаточно успешно в Польше строилась и социальная надстройка рыночного хозяйства. Был введен прогрессивный подоходный налог. Он был, кстати, снижен с максимальных 40% до 32% в ходе налоговой реформы 2007-2008 гг. При этом налоговые поступления выросли, поскольку набирала ход хорошо работающая рыночная экономика. Пенсионная реформа проводилась многоэтапно с 1997 по 2009 год. Она проводилась на основе консенсуса между наиболее влиятельными общественными силами – профсоюзами, костелом и политическими партиями. Реформа усилила социальную защиту пенсионеров, но при этом она снизила примерно на четверть обязательства государства на ближайшие десятилетия сложной демографической ситуации. Произошло движение в сторону накопительной системы, которая создала возможности для развития финансовых рынков, так называемых длинных денег. Польские пенсионные фонды стали крупнейшими инвесторами в корпоративный сектор и покупателями государственного долга. Растущая экономика позволила существенно увеличить социальные пособия, хотя они еще значительно отстают от аналогичных пособий в соседней Германии.

Существенную поддержку Польше в ее движении к развитому социальному рыночному хозяйству оказывает ЕС. Здесь важно отметить, что его финансовая помощь идет, главным образом, на инфраструктуру через консорциумы польских компаний и компаний других европейских стран. Кроме этого, членство в ЕС предусматривает определенные ограничители, способствующие становлению социального рыночного хозяйства, такие, например, как ограничения внешнего долга, дефицита бюджета, инфляции. Будучи членом ЕС, Польша сохранила национальную валюту и определенную свободу в валютной политике.

Важным условием успеха стала последовательность экономической политики. Правительство Польши за эти годы формировалось на основе различных коалиций, но при этом проводилась взвешенная и последовательная политика, способствующая становлению экономических институтов социального рыночного хозяйства. Важнейшие решения принимались, как уже отмечалось, на основе консенсуса наиболее влиятельных общественных сил: профсоюзов, костела и ведущих политических партий.

Не последнюю роль сыграла и польская экономическая наука. Целая плеяда ученых экономистов с начала 1990-х и даже с конца 1980-х занималась развитием теории социального рыночного хозяйства и адаптацией этой модели к условиям Польши. К их числу относятся профессор Петр Пыш, немецкий экономист, польского происхождения, организовавший целый ряд семинаров для польских ученых по этим вопросам, глава Польского экономического общества профессор Эльжбета Моньчиньска, профессор Мацей Мишевски, профессор Гжегож Колодко и др.

Нельзя сказать, что за последние 25 лет в Польше удалось разрешить все основные экономические проблемы. Наиболее существенными и болезненными из них являются довольно высокая безработица и трудовая миграция преимущественно в более богатые страны ЕС, США и Канаду. Более 2,8 млн. (из 38 млн. ) граждан Польши временно находятся за границей, главным образом как трудовые мигранты. Следует заметить, что такая миграция является своеобразным вкладом в интеграционное объединение с экономически более развитыми странами. Взамен от этих стран Польша получает модернизированную инфраструктуру, инвестиции, высокую культуру труда и бизнеса. Часть мигрантов к тому же возвращается, привозя с собой новую культуру труда и финансовые ресурсы.

Безработица в Польше достигала пика в начале 2000 годов, когда в эту категорию попадало более 20% экономически активного населения. К 2008 этот показатель снизился до 7,1%, но в последующие годы вновь начал расти, достигнув 10,6%. В русле модели социального рыночного хозяйства в Польше не прибегают к искусственной занятости, но пытаются создать условия, при которых безработица рассасывалась бы естественным образом.

Помимо относительно высокой безработица и высокой трудовой миграции в польской экономике существуют и другие проблемы: перепроизводство в аграрном секторе, неравномерность экономического развития регионов и др. Тем не менее, динамика экономического развития Польши последнего двадцатилетия дает основания для оптимистического взгляда на будущее экономики этой страны. Хорошо работающая экономика дает возможность значительно ослабить остроту указанных экономических проблем. Не в последней степени этим несомненные успехи стали возможны благодаря удачному выбору целевой экономической модели и постоянной целенаправленной и последовательной экономической политике.

Тэги:

, , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает