Современное экономическое состояние Беларуси можно охарактеризовать одним словом – бедность. Под этим словом может подписаться любой белорусский обыватель, вне зависимости от политических взглядов. Различие заключается лишь в характере и причинах белорусской бедности.

Сторонники власти привычно утверждают, что причины белорусской бедности — краткосрочные и связаны с внешними факторами, но в ближайшем будущем все измениться в лучшую сторону и народ будет жить лучше и богаче. В свою очередь оппоненты власти утверждают, что причины белорусской бедности долгосрочные, кроются внутри страны, и в ближайшем будущем белорусы будут жить только беднее.

Возможен ли объективный взгляд на природу белорусской бедности? Почему Беларусь живет беднее наших западных соседей? И это притом, что по уверению властей у нас имеются и выгодное географическое положения, и высокообразованный трудолюбивый народ, и все законодательные и организационные возможности для ведения успешного бизнеса и много других положительных факторов. То есть предпосылки для богатой жизнь вроде бы есть, но при этом белорусы живут бедно, что подтверждается даже данными официальной статистики, сообщающей о существенном снижении доходов белорусов в 2016 году.

Аксиомы изучения бедности

Для того чтобы разобраться в вопросе белорусской бедности, определим несколько основных аксиом. Во-первых, сразу же отметим, что вопрос бедности будем пытаться раскрыть с точки зрения экономиста – человека опирающегося на универсальные экономические законы, действующие вне зависимости от особенностей страны. Во-вторых, так как экономика напрямую связана с человеком, то исторические, культурные и социальные особенности развития государства существенно влияют на трактовку обществом тех или иных экономических законов. В-третьих, все экономические законы в конкретной стране формализуются в систему правовых актов (законов, указов, постановлений и так далее). Соответственно исторические, культурные и социальные особенности развития общества напрямую влияют на характер и особенности правовых актов регулирующих экономические вопросы в стране.

Фактически можно утверждать о наличии следующей взаимосвязанной пирамиды. На первом уровне стоят экономические законы, которые вырабатывались людьми в ходе столетий практического анализа и теоретических размышлений. Данные экономические законы в дальнейшем по-разному интерпретируются государствами в зависимости от исторических и социальных предпосылок. В итоге после национальной социальной обработки экономические законы формализуются в нормативные акты, которые регулируют те или иные экономические вопросы.

Рассмотрим данную пирамиду на примере земли. Всеми экономистами без исключения утверждалось, что земля является источником богатства. При этом капиталисты утверждают, что земля приносит максимальное богатство, когда находится в частной собственности, а социалисты утверждают, что земля приносит максимальное богатство, когда находится в собственности государства. Так как современная Беларусь является прямым наследником социалистической экономической системы, то и отношение к земле в Беларуси преимущественно социалистическое, то есть экономические законы, регулирующие обращение с землей у нас формализованы преимущественно с социалистическим подходом.

Так, в Конституции определено, что: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (статья 13 Конституции Республики Беларусь). Остальные земли в Республике Беларусь могут быть в частной собственности, хотя в настоящий момент находятся в преимущественно собственности государственной.

Для понимания проблем белорусской бедности остановимся подробнее на сути вышеперечисленных аксиом. Определим насколько важно учитывать эти аксиомы для понимания сути и причин формирования бедности в государстве.

Что такое экономические законы?

Экономическая теория – это неоднозначная наука, так как одни и те же экономические закономерности разными экономистами трактуются различно, а соответственно складывается впечатление, что одни и те же экономические процессы можно регулировать по-разному, используя различные законы, в зависимости от обстоятельств. А может ли такое быть с настоящей наукой? Конечно же, нет. Соответственно, многими экономическая теория не воспринимается как полноценная наука, так как предмет науки и законы, ее регулирующие, являются неочевидными.

Данная особенность экономической науки связана с тем, что у людей сложилось различное представление о сути и способах достижения основного предмета изучения экономической теории – богатства. Именно богатство являлось предметом изучения экономической теории в трудах первого ученого экономиста – Адама Смита, и именно вопрос достижения богатства, по сути, является предметом чистой экономической теории.

С точки зрения чистой экономики под богатством понимаются не столько деньги и драгоценные металлы, сколько все материальные блага, позволяющие удовлетворить материальные и духовные потребности. При этом экономистами учитываются следующие обстоятельства. Во-первых, это ограниченность ресурсов (материальных, трудовых, временных и других) необходимых для создания материальных благ (богатства). Во-вторых, это различие в человеческих предпочтениях и возможностях удовлетворения потребностей. В-третьих, это постоянное стремление человека к удовлетворению своих потребностей, стремление к богатству в широком смысле слова.

Даже экономисты-коммунисты, отвергая идею стремления человека к обогащению как таковому, не отвергали потребность человека в одежде, пище, жилье – в базовых материальных потребностях человека. Никто из экономистов не призывал человека быть голодным, голым и бездомным. Даже при коммунизме предполагалось обеспечить всех по потребностям, исходя из возможностей каждого человека. В этой связи базовые экономические постулаты фактически не оспаривались ни одним экономистом.

Именно в этих постулатах кроется основа экономической теории. В остальных вопросах мнения экономистов расходятся. В этой связи важно отметить еще два обстоятельства. Во-первых, базовые экономические законы универсальны вне зависимости от выбора экономической системы – социалистической, капиталистической или смешанной. Во-вторых, действие экономических законов влияет на богатство – количество материальных благ, предоставляемых человеку.

При этом экономические законы действуют не напрямую, а опосредованно, через уровень богатства или бедности населения. А так как степень богатства или бедности измерить невозможно в силу их субъективной оценки (что для одного богатство, то для другого бедность), то и действие экономических законов напрямую точно измерить невозможно. Отметим лишь, что косвенным результатом игнорирования или неправильной трактовки экономических законов является рост бедности в стране. Это проявляется в сокращении количества товаров и услуг, которые может купить человека за свои доходы.

Исторические и социальные предпосылки экономики

Роль экономических законов в обществе зависит от исторической и социальной среды, в которой живет население. Именно историческое формирование системы ценностей в обществе определяет отношение государства и населения к экономической теории. Влияние экономики и социальной среды взаимное, что наиболее наглядно можно проследить на примере отношения общества к вопросу частной собственности на землю.

Исторически сложилось, что в Беларуси практически не было периода в истории, когда население смогло бы в полной мере реализовать свое право на частную собственность на землю, а соответственно и оценить ее ценность и необходимость. Во времена Российской империи частная собственность на землю была в руках узкого круга властной элиты и поэтому большинству населения была недоступна. Во времена СССР вообще не было понятия частная собственность на землю, так как вся земля считалась общей, а по сути государственной или ничьей.

В этой связи в Беларуси в отличие, например, от стран Западной Европы и США в обществе исторически не сложилось осознание жизненной необходимости существования института частной собственности на землю как необходимого условия богатой жизни. В одной из последующих статей будет раскрыта и обоснована суть данного утверждения.

Здесь лишь остановимся на том, что исторические предпосылки сформировали и современный подход к частной собственности на землю в Республики Беларусь. В современной Беларуси понятие частной собственности на землю условно, так как касается не всей земли и имеет существенные ограничения.

Обратным примером влияния экономики на социальную среду является современная ситуация в Западной Европе. Достижение определенного уровня развития (богатства), в том числе посредством частной собственности на землю, привело к ситуации, при которой практически полностью удовлетворены первоначальные потребности человека в еде, пище, жилье. Это в итоге привело к трансформации системы ценностей в обществе. Общество перестает уделять первостепенное внимание удовлетворению материальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) и переходит к решению других «более важных» вопросов.

Именно этим обстоятельством во многом обусловлено развитие современного европейского или американского общества, интересующихся в большинстве не вопросами увеличения богатства (материальных благ), а проблемами экологии, сексуальных меньшинств, транссексуалов, терпимости к религии и так далее. Соответственно у отдельных экономистов возникают идеи ограничения частной собственности на землю, то есть — ограничения богатства, например, в интересах экологии.

В условиях относительного материального благополучия человек перестает воспринимать первостепенную значимость экономических законов в жизни общества и считает их вторичными по отношению к другим вопросам развития государства и общества. В этой связи нам порой непонятны проблемы европейцев, так как мы находимся на разных уровнях экономического развития (разный уровень богатства), и то, что для нас является жизненной необходимостью, для них стало обыденной данностью, о которой многие европейцы и не задумываются.

Экономическая суть законов

Указанная историческая и социальная трансформация в сознании общества напрямую влияет на форму нормативных актов регламентирующих экономику государства. С точки зрения экономической теории юридические нормы бессмысленны, так как не меняют сути самих экономических законов. Например, понятие прибыли и затрат идентично, что при социализме, что при капитализме. Вопрос лишь в том, как эти понятия используются на практике, позволяют ли они обществу быть богаче.

В социалистическом обществе, к которому практически относится Беларусь, понятие затрат жестко регламентируется государством. Так, для частного бизнеса установлены ограничения по отнесению своих расходов на затраты, учитываемые при налогообложении. Для государственных предприятий установлена жесткая многоступенчатая система государственного контроля, при которой фактически любые затраты постфактум могут быть признаны необоснованными или завышенными с последующим наказанием в форме административной или уголовной ответственности для руководства предприятия.

В сложившейся белорусской экономической системе фактически государство взяло на себя роль контролера и толкователя понятия «затраты». При этом государство – это, по сути, совокупность чиновников, имеющих разный уровень экономической квалификации, а соответственно и по-разному оценивающих необходимость затрат. В этой ситуации, с одной стороны, подавляется предпринимательская инициатива, потому что неизвестно как контролеры оценят затраты предприятия, а следовательно теряется возможность заработка дополнительной прибыли, и общество становится беднее. С другой стороны, государство несет затраты на содержание дополнительного штата контролеров, которые ориентируются не на оценку эффективности затрат, а стремятся достичь поставленных вышестоящим руководством задач, например, добиться 100% результативности проверок. Опять же общество от такого подхода становится беднее.

В капиталистических странах вопрос затрат отдан на откуп бизнесменам, которые сами определяют, производить ли им те или иные затраты. От правильности их выбора зависит уровень их прибыли, а соответственно и богатства. При этом если они ошибаются, то потери богатства несут именно они, а не государство или общество. В итоге «естественного отбора» остаются те предприятия, которые могут эффективно работать и генерировать прибыль, а, следовательно, богатство для общества и государства.

 В этой связи при принятии любого закона важно проводить экономическую оценку его влияния на уровень богатства в обществе. Для этого сопоставляют экономические выгоды от принятия закона с экономическими потерями от его неприятия. Например, введение любого налога должно быть жестко экономически обоснованно. Нужно понимать, что любой налог взимается с предприятий и граждан, делая их беднее, сокращая возможности для формирования богатства эффективно работающими предприятиями.

Важно также, на какие цели направляется налог. Если налог направлен на поддержание убыточных предприятий, не генерирующих прибыль, то общество и государство становятся беднее. Если же налоги направлены на развития образования, то они, как правило, эффективны, так как повышают трудовой потенциал общества. Именно правильной экономической экспертизы зачастую не хватает белорусским нормативным документам для достижения богатой жизни белорусского народа.

В заключение отметим, что в ходе исторического развития сформировалось много экономический течений и направлений, которые по-разному трактуют механизм достижения богатства государства и человека. В силу политических, нравственных, исторических, социальных и иных факторов многим экономистам не удавалось предлагать «чисто экономические рецепты», направленные в первую очередь на достижение богатства, а не каких-либо других целей. По сути, многие экономисты занимались не своей работой, что подорвало доверие к их компетентности, а соответственно и доверие к экономической науке в целом как самостоятельному источнику знаний.

В последующих статьях попробуем восстановить доверие к экономической науке посредством анализа сложившейся в Беларуси системы организации общества с точки зрения экономиста. Для этого проанализируем с экономической позиции (влияния на богатство наций) организацию следующих сфер деятельности: труд, капитал, налоги, земля, образование, государственное управление, бюджет и так далее.

Продолжение следует.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,