По данным Минфина по состоянию на 1 октября текущего года Беларусь заняла на внешних рынках 1.543,4 млн. долларов. За тот же период на внутреннем рынке было размещено валютных облигаций среди юридических и физических лиц на сумму в 1.329,0 млн. долларов. Таким образом, общая сумма валютных займов составила 2.872,4 млн. долларов, то есть почти 3 млрд. в эквиваленте американской валюты.

Казалось бы большая сумма, сопоставимая с запрашиваемым у МВФ кредитом сроком на 10 лет. Но для нас это не предел. В прошлом году совокупные валютные займы на внутреннем и внешнем рынках превысили 4 млрд. долларов. Впрочем, у белорусского Минфина есть еще три месяца для покорения этой вершины.

Конвертация рисков

Одной из причин такого большого займа в прошлом году была необходимость погашения еврооблигаций на 1 млрд. долларов. Тогда для их погашения мы взяли у России кредит на 760 млн. долларов в конце июля 2015 года. В том же месяце на внутреннем рынке Минфин занял более 1 млрд. долларов.

Интересно, что данные по внутреннему валютному долгу на 1 октября текущего года практически полностью совпадают с данными годом ранее. В 2015 году на эту дату было привлечено на внутреннем рынке валюты на 1350,6 млн. долларов, то есть всего на 21,6 млн. долларов больше, чем в этом году, хотя в этом году мы таких крупных выплат по внешним долгам не делали. А значит, просто занимали на внутреннем рынке, чтобы погасить такой же внутренний валютный прошлогодний долг.

Что и подтверждают данные Минфина. Сумма погашения по внутреннему валютному долгу составила за 9 месяцев текущего года 1276 млн. долларов. То есть пока мы в «плюсе» по внутреннему валютному долгу на 53 млн. долларов, которые наверняка уже в октябре направлены на погашение внутренних прошлогодних займов. Причем возможно, в ближайшие месяцы понадобятся еще новые внутренние займы, так как в прошлом году общий объем внутренних валютных займов превысил 2,1 млрд. долларов.

В итоге получилось, что в этом году сумма погашения по внутреннему валютному долгу превысила сумму погашения по внешнему долгу почти вдвое – сумма погашения по внешним долгам за 9 месяцев текущего года составила 690 млн. долларов. Таким образом, опасность внешнего дефолта конвертировалась в риск невыплаты по внутренним валютным обязательствам, а это уже ставит под угрозу сохранность валютных вкладов населения в будущем.

Узок круг кредиторов

Что же касается внешних кредиторов, то их круг сегодня невелик и представлен одними и теми же странами и фондами, которым мы платим по прошлым долгам и тут же берем новые. То есть также рефинансируем долги, откладывая окончательное погашение куда-то на будущее. В текущем году кредиторов, у которых мы брали новые займы, всего пятеро. Это Российская Федерация (правительство и банки), Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), считай, тоже РФ, коме того Китай и международные банки развития – ЕБРР и МБРР. Причем последний на фоне очередного приступа потепления отношений с Западом уже превысил в этом году сумму выданных кредитов за весь прошлый год. Тогда сумма по году составила 72,9 млн. долларов, в этом году на 1 октября – уже 95 млн. долларов, что вдвое больше чем в прошлом году на ту же дату. Правда и погашение  в этом году, судя по всему, превысит прошлогоднюю сумму вдвое. Всего за прошлый год мы отдали МБРР 20,9 млн. долларов, а в этом за 9 месяцев уже выплатили 33,4 млн. долларов.

Но эти суммы меркнут по сравнению с займами, которые мы взяли в этом году у РФ (359,6 млн. долларов) и Китая (287 млн. долларов), вернув по прежним долгам соответственно 225 млн. долларов и 166,7 млн. долларов за 9 месяцев.

Вроде бы берем с запасом, увеличивая при этом еще больше внешний госдолг. При этом стоит учитывать, что в этих кредитах большая составляющая – связанные кредиты. И речь не только о КНР, но и о РФ, так как мы выбираем сейчас кредит на строительство АЭС, который на самом деле в виде денег в Беларусь не поступает. И хотя этим странам большую часть долга мы уже выплачиваем в нацвалютах — российских рублях и в юанях, но все же деньгами, а не станками. Именно поэтому, несмотря на номинальное превышение новых займов над суммами погашения по основным кредиторам, реальных денег по новым займам для полного рефинансирования могло быть впритык, а то и не хватать, ведь еще и проценты нужно платить.

Третий транш ЕФСР ждем в напряжении

Поэтому нам очень кстати в этом году пришелся кредит ЕФСР, который стал самым масштабным займом текущего года. С начала года мы получили два займа на 500 млн. и 300 млн. долларов. И ждем еще. Причем ждем в напряжении.

Еще в конце августа премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что по показателям, сформировавшимся на 1 сентября, Беларусь может претендовать на третий транш. Но было очевидно, что до завершения газово-нефтяного спора нам третий транш не светит. При этом сумма долга удивительным образом совпадает с суммой ожидаемого транша.

После уплаты долга за газ шансов стало больше, но очень важно получить их как можно скорее, до срока выплаты очередной порции долга все тому же фонду – следующий платеж на 88,3 млн. долларов нужно будет осуществить в декабре. Из золотовалютных резервов средства брать нельзя, тогда мы точно провалим основной показатель по кредитной программе все того же ЕФСР.

Отметим, что разница между привлеченными на внешнем рынке средствами в целом и общей суммой погашения по внешним долгам за 9 месяцев составила 852,7 млн. долларов. То есть оказалась больше двух траншей кредита ЕФСР, так что, казалось бы, их все можно было направить на пополнение ЗВР, но ЗВР за 9 месяцев увеличились лишь на 580 млн. долларов. То есть без третьего транша или новых займов (внутренних и внешних) мы можем не справиться до конца года с текущими выплатами по валютным долгам.

Почему упорствует МВФ?

Все эти данные хорошо объясняют последние визиты на высшем уровне в разные страны, цель которых очевидна – поиск денег. Также понятно плотное общение белорусского МИДа со странами Евросоюза, к которому мы уже обратились за макрофинансовой помощью в размере 500 млн. долларов. Она нам может понадобиться очень срочно, если произойдет задержка с выделением третьего транша кредита ЕФСР.

Но почему, глядя на эту довольно напряженную ситуацию с долгами, тянет с кредитом МВФ, который довольно жестко требует от белорусских властей проведения не косметических, а чуть ли не космических реформ по меркам нашей экономической модели. Ведь на первый взгляд, они абсолютно несоизмеримы по своему масштабу с суммой запрашиваемого займа, которую мы уже который год «запросто» занимаем на промежутке одного финансового года.

Однако даже приведенные выше, казалось бы, промежуточные данные валютному долгу, красноречиво показывают: пока Минфин на ниве управления госдолгом пытается героически добиваться рефинансирования тютелька в тютельку, давать ему деньги без четкого плана реформ, причем кардинальных, которые поломают эту отлаженную схему, никакого экономического смысла не имеет. Потому что в такой ситуации МВФ одалживает Беларуси не деньги, а время. На то, чтобы подождать, кто следующий одолжит. Ведь деньги, выделенные МВФ, нам не удастся отложить до лучших времен (до которых мы пытаемся отложить реформы), они очень быстро перейдут из кармана одного кредитора в карман другого. Так кого и что в этом случае будет финансировать МВФ? Наш долг России сегодня, чтобы она расплатилась за нас перед МВФ завтра? Вот, чтобы так не получилось через 10 лет, МВФ и требует начать реформы сегодня, тогда как раз к сроку начала погашения займа МВФ мы научимся долгами не только управлять, но и начнем их реально выплачивать.  

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,