• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Гиперкапитализм грозит уничтожить ценности свободного рынка.

Не так давно известный американский экономист Бранко Миланович, на вопрос французского издания Atlantico: «насколько пророчество Карла Маркса вновь становится актуальным?» — дал положительный ответ — аналитический подход Карла Маркса весьма актуален, когда речь идет о современных западных обществах.

По его словам, «хоть мы и не пытаемся реабилитировать теорию Карла Маркса, поставленный им диагноз, по всей видимости, реализуется на практике в текущих условиях нашей экономической, финансовой и политической системы.»

Все это поднимает ряд серьезных вопросов. В экономическом плане, прирост доходов среднего класса невысок по сравнению с тем, что наблюдается у богатых. В политике прослеживается отсутствие доверия к политическому классу, который похоже озабочен, прежде всего, собственными интересами.

Основу проблемы, по мнению Маркса, составляет гиперкапитализм. Эта модель подразумевает систематический рост неравенства и коммерциализацию всех типов человеческих отношений. Как следствие для политиков имеют значение лишь интересы самых богатых. Именно поэтому они ведут себя как «исполнительный комитет буржуазии» (согласно определению В. И. Ленина): высшие классы платят им, как напрямую, так и косвенно через финансирование кампаний.

Проблема в том, что нынешняя эпоха — это время сговора разных элит. Политики становятся крупными финансистами, а финансисты — политиками, миллионеры перекраивают государственную политику с помощью подарков и огромных финансовых ресурсов. Так, министры финансов США неизменно являются выходцами с Уолл-стрит или Goldman Sachs, типичный пример Боб Рубин.

Если добавить ко всему этому то обстоятельство, что финансовая элита покупает прессу, решает, с какими болезнями нужно бороться, и какие жанры искусства достойны показа, можно легко дать определение ситуации, в которой мы оказались: единоличное правление богатой элиты.

Нет сомнений, что рыночная экономика — самая подходящая модель для того, чтобы подтолкнуть людей к созданию богатств. Однако было бы неправомерным распространять такой подход во всех сферах человеческой деятельности и в частности в здравоохранении, образовании, соцобеспечении, праве, политике.

Как представляется, госсектор должен играть здесь более значимую и конструктивную роль. Это подразумевает также и полное отделение политики от финансов. Вообще, оправданным представляется «драконовское» разделение двух отраслей деятельности.

Конечно те, кто решает посвятить себя службе государству в политике, должны получать хорошую зарплату, но не должны и помыслить о том, что их политическая карьера может стать основанием для получения большей прибыли в частном секторе.

Будет правильно, если человек сможет переходить из политики в финансы и наоборот не ранее, чем через десять лет. И, по крайней мере, не на равноценно высокую должность. Это единственный способ покончить с бедствием, которое подрывает доверие народа к политикам и дискредитирует демократическое руководство.

Между тем, по мнение о том, что поставленный Карлом Марксом диагноз, по всей видимости, реализуется на практике в условиях нынешней экономической, финансовой и политической системы, похоже, разделяют и чиновники российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В докладе о состоянии конкуренции в стране, который не так давно опубликовало это ведомство, отмечается, что государство «поглотило» примерно 70% российской экономики .

По оценкам специалистов ФАС, в 2015 году вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос до 70% с 35% в 2005 году, при этом за последних три года количество государственных и муниципальных унитарных предприятий утроилось. Резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий, которые всячески препятствуют конкуренции на локальных рынках.

Это притом, что само государство весьма неохотно расстается со своей собственностью. Даже, несмотря на то, что еще в 2012 году был расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации, и государство собиралось существенно сократить свою долю в них, а то и вовсе выйти из капитала. Сегодня оно, напротив, не собирается расставаться с корпоративным контролем и хочет сохранить возможность влиять на процессы управления.

Констатируя упомянутые выше тенденции антимонопольное ведомство при этом указывает на то, что расширение доли государства в экономике усиливает монополистические тенденции и в пока еще «не контролируемом государством экономическом пространстве».

При этом, ссылаясь на доклад Аналитического центра при правительстве, ведомство утверждает, что главной причиной сокращения числа рыночных игроков стали, именно, действия властей, а на втором месте — изменения правовой базы.

По мнению авторов доклада, например, ответные продуктовые санкции привели к росту цен на продовольствие, и хотя это и создало возможности для расширения отечественного производства, импортозамещение осуществляется точечно, преимущественно в производстве мяса и молочной продукции.

Как считает ФАС, ограничение доступа импорта, дополнительные административные барьеры, перечни иностранной продукции (например, машиностроения), которую запрещено закупать без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению, и ограничение конкуренции при госзакупках неизбежно ведет к росту цен без улучшения качества продукции.

При этом, как заявил 23 сентября 2016 года на Московском экономическом форуме глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, госкомпании неэффективны и в нынешнем виде являются тормозом развития, так как не тратят сопоставимых с мировыми корпорациями сумм на инновации.

Из обнародованной ранее информации следует, что ФАС по поручению президента готовит национальный план развития конкуренции для борьбы с монополиями и засилием чиновников. В нем, в частности, содержится предложение объявить развитие конкуренции приоритетом для чиновников всех уровней. Более того, антимонопольная служба желает надзирать за другими ведомствами и предлагает поручить ей проверку того, как там развивают конкуренцию.

Но уже известно, что многим чиновникам и представителям крупного бизнеса это намерение ФАС не понравилось и следует ожидать всяческого сопротивления его внедрению в жизнь. Что чревато, как утверждают оппоненты нынешней российской власти, серьезными последствиями для политического строя страны.

По утверждении сторонников марксистского анализа, если ранее различные группировки буржуазии боролись за преобладание в парламенте, то теперь они борются и за преимущественное влияние в исполнительном аппарате. В развитых капиталистических странах усиливается влияние в государственном аппарате союза крупнейших монополий в союзе с военно-промышленным комплексом. Этот процесс выражается также в усилении воздействия на государственную политику негосударственных организаций (объединений, ассоциаций) монополистов, являющихся своеобразными руководящими центрами в системе господства монополистической буржуазии и выполняющих роль «невидимых» правительств. Они служат дополнением к буржуазной государственной машине и составляют неотъемлемую часть системы. Такие организации удобны для буржуазии тем, что за их деятельность правительство юридически не несет ответственности.

Что и говорить достаточно безрадостная перспектива. И не только перспектива: если судить по растущему влиянию на российское правительство отраслевых лоббистских объединений и организаций уже в обозримой перспективе оно действительно превратится в комитет по управлению монополистов. А это значит, что следует ожидать новых молочных, мясных, сахарных, солевых и прочих войн. И МАЗу никогда не стать исполнителем российского госзаказа.

СПРАВКА

Американский экономист, содиректор Центра экономических и политических исследований (Вашингтон) Бранко Миланович является одним из ведущих мировых экспертов по проблеме неравенств. На протяжении многих десятилетий работал экономистом во Всемирном банке, изучая закономерности развития как в отдельных странах, так и в отношениях между странами. До недавнего времени был членом команды Люксембургского центра изучения доходов при Городском университете Нью-Йорка.
В течение своей карьеры подготовил много публикаций главным образом по проблеме мирового неравенства и бедности, включая приблизительно 40 докладов для Всемирного банка. Он — автор первой работы, оценивающей глобальное неравенство доходов между людьми («Экономический Журнал» январь 2002).

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает