• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Российская газета «Коммерсантъ» 18 октября написала, что правление ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) рассмотрит возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских НПЗ, чтобы перенаправить их с прибалтийских портов в российские.

По данным издания, такая скидка сделает тариф РЖД в этом направлении сопоставимым с тарифами «на литовские порты Вентспилс (уточним, что Ветпспилсский порт принадлежит Латвии, а не Литве. – Прим. ред.) и Клайпеда». Предполагается, что скидка будет действовать до конца 2018 года.

Сейчас РЖД хочет перетянуть грузопотоки на фоне ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы. РЖД по итогам 2016 года ожидает снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на 6,2%, до 235,7 млн. тонн. В 2017 году монополия прогнозирует сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов на 2,9%, до 228,8 млн. тонн. У РЖД есть инструмент для управления грузопотоками – «тарифный коридор». Федеральная служба по тарифам (ФСТ) с начала 2013 года разрешила РЖД самостоятельно давать скидку или надбавку к тарифу в рамках тарифного коридора. Изначально нижняя граница его составляла 12,8%, а верхняя — 13,4%. В 2016 году ФАС, которой перешли функции ФСТ, опустила нижнюю границу тарифного коридора до 25%. Теперь компания имеют право увеличивать тариф ФАС на 13,4% или давать скидку до 25% для всех грузов до 3 тыс. км и для дорогих — второго и третьего класса — на более длинных плечах (пока этот механизм еще не применялся). В РЖД считают, что эта мера поможет стимулировать перенаправление экспортной базы в российские порты из портов других сопредельных государств, в том числе из Беларуси.

Прибалтийская логистика уже выстроена

Основной экспортный товар Беларуси сегодня – это нефтепродукты, в 2015 году на экспорт было поставлено 16,9 млн. т, в том числе Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) экспортировала 13,8 млн. тонн. Таким образом, российские нефтяные компании, которые перерабатывают нефть в Беларуси на давальческих условиях, в 2015 году поставили на экспорт 3,1 млн. тонн.

Сейчас БНК поставляет автомобильное топливо на рынки 20 стран мира. Около 65% всей экспортируемой продукции компания поставляет через порты (темные нефтепродукты поставляются через порты, а светлые реализуются на премиальных рынках близлежащих стран – Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Молдовы и т. д.). Нынешняя стратегия БНК нацелена на получение максимального эффекта от экспорта нефтепродуктов, поэтому компания стремится меньше топлива продавать через порты, а больше — на рынках близлежащих стран, которые являются высокопремиальными.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

Сегодня БНК имеет договоры на перевалку с 12 терминалами в 7 портах.

Порты Балтийского моря:

  • порт Клайпеда: терминал UAB Kroviniu Terminals; терминал UAB Klaipedos Nafta;
  • порт Вентспилс: терминал SIA Ventspils Nafta Terminals; терминал Ventall;
  • порт Рига: терминал T2; терминал SIA Woodison Terminal; терминал B.L.B. Baltijas Terminals;
  • порт Мууга : терминал OU Vesta Terminal Tallinn;
  • порт Таллинн: терминал DEKOIL OU.

Порты Черного моря:

  • порт Николаев: терминал ООО «Миконт»;
  • порт Одесса: Одесский НПК.

С экономической точки зрения менять маршруты экспорта нефтепродуктов БНК сегодня невыгодно. В прибалтийском направлении сразу несколько портов с развитой инфраструктурой (Клайпеда, Вентспилс, Рига) конкурируют за белорусские грузы. Благодаря высокой межпортовой конкуренции белорусские компании могут выбирать оптимальные маршруты.

Среди экспортных приоритетов БНК – рынок стран Балтии, где компания работает через свое дочернее предприятие TransBaltic OIL (создано в июне 2012 года). Высокая конкуренция на этом рынке стимулирует белорусского поставщика улучшать сервис: сегодня компания готова продавать топливо в Латвии как по котировкам Platts, так и по фиксированным ценам, а также по фьючерсам на ICE Gasoil, кроме того, предлагает частично оплатить транспортировку до нефтебазы. В Латвии доля TransBaltic OIL пока составляет около 1/5 рынка, но уже через 5 лет компания планирует довести ее за счет увеличения реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на АЗС до 30%.

Экспорт нефтепродуктов ЗАО «БНК» за период январь-июнь 2016 года по направлениям поставок

Направление поставок

январь-июль 2015 г.

январь-июль 2016 г.

2016 к 2015 г., +/

2016 к 2015 г., %

Кол-во, тыс.т

Доля в физ. объеме

Кол-во, тыс.т

Доля в физ. объеме

Порты Латвии

2832

37%

2774

32%

-59

98%

Порты Литвы

989

13%

2192

25%

1202

222%

Порты Эстонии

759

10%

147

2%

-612

19%

Порты Украины

1097

14%

210

2%

-887

19%

Итого порты

5678

73%

5322

62%

-356

94%

Украина

1132

15%

2201

25%

1069

194%

Страны Балтии

510

7%

573

7%

64

112%

Польша и страны Восточной Европы

148

2%

355

4%

207

240%

Молдова

25

0,3%

32

0,4%

6

125%

Россия

214

3%

154

2%

-60

72%

Прочие*

19

0,2%

11

0,1%

-8

60%

Итого по странам

2047

27%

3325

38%

1278

162%

Всего

7725

100%

8648

100%

923

112%

* Казахстан, Сербия, Монголия, Афганистан

Усть-Лугу уже считали

В январе 2006 года в Санкт-Петербурге после встречи В. Путина с А. Лукашенко активизировалась тема перевалки белорусских грузов через российский порт Усть-Луга (Ленинградская область). Руководство морского порта Усть-Луга выразило готовность в 2006 году обеспечить перевалку 2 млн. тонн белорусских грузов. Однако после изучения возможностей этого порта белорусские чиновники были настроены скептически относительно перевалки грузов через этот порт. «При нынешних темпах строительства в Усть-Луге потребуется еще 15-20 лет, чтобы мы заинтересовались этим портом». — так прокомментировал ситуацию в то время профильный чиновник.

Основная причина, по которой в то время белорусская сторона не строила планов по переориентации своих основных экспортных грузов на российские порты, – высокая транспортная составляющая. Даже при готовности российской стороны предоставить скидки к железнодорожным тарифам в 40% эффективность нового логистического коридора для транспортировки белорусских грузов не просматривалась.

Сомнительно, что скидка к железнодорожному тарифу в 25%, которую намерена предоставить РЖД, способна повернуть транзитные потоки белорусских нефтепродуктов на российские порты. Тем более, что теперь БНК просчитывает стоимость транспортировки нефтепродуктов исходя из всей логистической цепочки, включая портовые издержки и т. д., а не только железнодорожные тарифы.

Что же касается российских компаний, которые перерабатывают нефть на белорусских НПЗ, то их доля давальческой переработки снизилась за последнее время до критического импорта. Они фактически снизили переработку нефти на «Нафтане» и Мозырском НПЗ до уровня загрузки своей сети АЗС в Беларуси.

«Транснефть» тоже хотела забрать белорусское топливо

БЕРЫНОК писал, что в 2015 году российская компания «Транснефть» изучала проект по строительству нового нефтепродуктопровода с конечной точкой в порту Усть-Луга и тоже собиралась его загрузить российскими и белорусскими нефтепродуктами. Вопрос упирался в ресурсную базу. В новую трубу должно было уйти дизтопливо с российских НПЗ, расположенных в европейской части РФ (по оценкам, 5 млн.тонн дизтоплива с этих заводов не могут попасть в действующий нефтепродуктопровод «Север»: Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск).

Но для окупаемости новой трубы требуется около 10 млн. тонн дизтоплива. Дополнительной ресурсной базой в объеме 5 млн. тонн могут стать, как считали в «Транснефти», белорусские нефтепродукты. Чтобы соединить белорусские НПЗ с Усть-Лугой, необходимо лишь построить ответвление от действующего нефтепродуктопровода до 800 км, отмечали в «Транснефти». Однако данная инициатива «Транснефти» своего продолжения пока не получила.

Тэги:

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 января

Доллар на БВФБ может подешеветь еще примерно на 1% в связи с продажами валюты белорусскими экспортерами для уплаты налогов. Уже в понедельник 18 января курс доллара может опуститься на доли процента. На прошедшей шестидневной рабочей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился примерно как и прогнозировалось: на 0,9% – до 2,5428 рубля за

Кто заплатил за стабильность белорусских финансов?

Относительное спокойствие на финансовом рынке Беларуси в 2020 году дорого обошлось стране, за него заплатило не только государство сокращением золотовалютных резервов, но и предприятия – снижением прибыли, а также население, доходы которого сократились примерно на 10% (в долларовом выражении). Если посмотреть на официальную статистику по итогам прошлого года, то может создаться впечатление некоторого благополучия: ВВП

Доллар и евро подорожали, российский рубль подешевел на торгах на БВФБ 18 января

В понедельник, 18 января, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли первые торги иностранными валютами на этой неделе. По итогам торгов на БВФБ 18 января 2020 года сложились следующие курсы: курс доллара США вырос по сравнению с предыдущими торгами на 0,0112 BYN (+0,44%) и был зафиксирован на уровне 2,5540 BYN/USD; курс евро вырос по итогам торгов на 0,0032 BYN

Почему Украина возобновила импорт белорусской электроэнергии?

Прогнозный баланс Украины в 2021 году не предусматривает импорт электроэнергии из Беларуси. Однако 1 января поставки белорусской электроэнергии в Украину возобновились, что вызвало громкий резонанс на фоне объявленного бойкота поставок европейскими странами из-за строительства БелАЭС. Станет ли белорусский экспорт электроэнергии в Украину системным? По данным украинских СМИ, сейчас импорт электроэнергии в Украину из Беларуси и

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия