Транзит исторически был второй по величине и значению отраслью Латвии (после деревообработки), которая каждый год приносила экономике более 1 млрд. евро. Однако сейчас транзит падает, причем эта тенденция только усиливается. Падение грузооборота в Латвии наблюдается, начиная с 2013 года, на 5-7 в год, а в 2016 году оно уже достигло драматических размеров. Оборот латвийских портов за 7 месяцев 2016 года упал на 13,7%, из-за чего экономика Латвии потеряет около 180 млн. евро.

Между тем, сейчас в мире происходят очень значительные изменения грузовых потоков. Об амбициозных планах заявил Китай, который ищет выгодные грузовые пути в Европу, создавая Новый Шелковый путь. Западные страны ищут наиболее выгодные варианты, как быстро и эффективно доставить свои грузы на Восток.

«Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» (БАТЛ) уже обратилась к высшим должностным лицам Латвии, министрам, мэрам Риги, Вентспилса и Лиепаи, а также к руководителям крупнейших портов, социальным партнерам правительства и иностранным инвесторам с призывом немедленно сесть за стол переговоров, чтобы разработать конкурентоспособное и соответствующее ситуации на рынке предложение о потоке транзитных грузов через Латвию и латвийские порты.


Главный вызов для транзитной отрасли Латвии сегодня заключается в том, что Россия забирает свои грузы из латвийских портов. По поручению правительства РФ «Транснефть» переориентирует грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на российские Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. «Если в прошлом году там (в прибалтийских портах) переваливалось порядка 9 млн. тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн. тонн. До 2018 года. в ближайшие годы мы сократим этот грузопоток до нуля», — заявил недавно президент «Транснефти» Николай Токарев. А до 2020 года Россия намерена перенаправить с прибалтийских портов всю остальную продукцию. Премьер-министр Латвии назвал решение «Транснефти» прекратить перевалку нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу вызовом для экономики Латвии.

Эдвинс БЕРЗИНЬШ: я смотрю в будущее с оптимизмом.

Эдвинс БЕРЗИНЬШ: я смотрю в будущее с оптимизмом.

Что означает такая переориентация для Латвийской железной дороги? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА беседует с председателем правления государственного акционерного общества (ГАО) «Латвийская железная дорога» Эдвинсом БЕРЗИНЬШЕМ.

— Железнодорожная инфраструктура Латвии сейчас находится в очень хорошем состоянии. Евросоюз помог нам с инвестициями, благодаря чему железная дорога серьезно улучшила свою инфраструктуру. Так что сейчас можем перевезти большой объем грузов. С другой стороны, грузооборот железной дороги сейчас падает. Поэтому возникает вопрос: а надо ли и дальше развивать инфраструктуру, если грузопоток не растет?

Считаю, что в сложившейся ситуации администрации железных дорог стран-соседей должны сделать все возможное, чтобы переломить негативную тенденцию Нам вместе необходимо создать максимально привлекательные условия для того, чтобы притянуть транзитные грузопотоки через свои страны. Это — один из важнейших вопросов, которые мы обсуждали с начальником Белорусской железной дороги (БЖД) господином Морозовым в ходе Белорусской транспортной недели, которая прошла 4-6 октября.

БЖД и ГАО «Латвийская железная дорога» подписали Меморандум о взаимопонимании в области маркетинговой деятельности при организации грузовых железнодорожных перевозок в сообщении Беларусь — Латвия — Беларусь. Документ предусматривает сотрудничество в сфере транспортно-логистической деятельности, а также взаимодействие по сохранению и увеличению объемов перевозок, повышению их конкурентоспособности с иными видами транспорта. Также было подписано Соглашение об осуществлении перевозок порожних вагонов с использованием электронной накладной и Договор на обеспечение транзитных перевозок грузов по Белорусской железной дороге между БЖД и ООО «LDZ CARGO»

Суть наших договоренностей заключается в реализации совместной эффективной тарифной политики. То есть, если есть груз, то наша задача — перевезти его максимально эффективно для грузовладельца, которого интересует единый тариф, включая всю цепочку доставки товара — БЖД, ЛЖД, портовые терминалы и т. д. И для этого мы должны очень оперативно договориться об общем тарифе.

ЖД и ГАО «Латвийская железная дорога» подписали Меморандум о взаимопонимании в области маркетинговой деятельности при организации грузовых железнодорожных перевозок в сообщении Беларусь — Латвия — Беларусь.

ЖД и ГАО «Латвийская железная дорога» подписали Меморандум о взаимопонимании в области маркетинговой деятельности при организации грузовых железнодорожных перевозок в сообщении Беларусь — Латвия — Беларусь.

— Речь идет об установлении сквозного тарифа на пути следования груза через Беларусь в латвийские порты?

— Да, сейчас мы обсуждаем с БЖД, как это сделать. Месяц назад «дочка» БЖД — компания «Белинтертранс» и Латвийская железная дорога договорились установить единый тариф по перевозкам грузов с Китаем, которые могли бы идти из Беларуси в Латвию, а потом в Скандинавию. Думаю, что это даст хороший результат.

— Создается ощущение, что еще недавно Латвийская железная дорога чувствовала себя весьма комфортно: грузов было достаточно, и можно было почивать на лаврах.

— До 2014 года все железные дороги нашего региона хорошо себя чувствовали — грузов на самом деле было очень много. У нас была, если можно так сказать, планируемая деятельность: объем грузов увеличивался, и нам оставалось всего лишь их перевезти. Но сейчас все почувствовали, что грузопоток падает, и нужно что-то делать.

По результатам работы в первом квартале Латвийская железная дорога имела минус 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Но по итогам за 9 месяцев ситуация заметно улучшилась. И если сравнивать с прошлым годом, то уже не минус 20%, а минус 11%, а до конца года результат будет стабильным. Это означает, что работа, которую мы вели в последнее время с грузовладельцами, предлагая им новые возможности, дает свои результаты – ситуация стабилизировалась. Результаты совершенствования тарифной политики скажутся позже.

Что касается белорусских грузов, то они тоже упали на 20%. Но сейчас ситуация улучшились благодаря контейнерным перевозкам, — здесь есть хорошие перспективы. Можно сказать, что заново заработал контейнерный поезд «Зубр» (совместный проект железнодорожных администраций Латвии, Эстонии, Беларуси и Украины). Сейчас идет работа над продлением его маршрута до Грузии и Турции

Со своей стороны могу сказать: теперь нельзя сидеть у стола и ждать, когда придет груз. В этой ситуации мы должны вместе с белорусами работать над тем, как увеличить грузопоток через наши страны.

— И поэтому Латвийская железная дорога приняла решение открыть свое представительство в Беларуси?

— Сейчас готовятся юридические документы для открытия представительства в Минске (надеюсь, что все процедуры будут улажены до конца 2016 года). Возглавит его Уна Витола, она имеет большой опыт работы в Москве. Работа представительства будет нацелена, конечно же, на увеличение грузопотоков через наши страны. Параллельная задача – развитие нашей транспортной инфраструктуры и т. д., чтобы грузы могли комфортно пересекать границу.

Да, возможно, нам надо было раньше открыть свое представительство в Беларуси. Но мы активно ищем новые возможности, ибо нам просто некуда больше падать — минусы нам больше не нужны, нужен только плюс.

Мы серьезно нацелены на то, чтобы переломить негативную тенденцию с падением грузопотока. Латвийская железная дорога активно развивает свою логистическую компанию LDz Logistika. Ее задача – найти маршрут, как максимально эффективно доставить груз из пункта А в пункт Б, используя все виды транспорта. Мы должны искать синергию и новые возможности, чтобы предложить для грузоотправителя самый выгодный вариант. Наша логистическая компания также должна дать нам предложения, как она видит развитие мультимодального тарифа. Сейчас мы готовим встречу с терминалами, экспедиторами портов, чтобы сесть за общий стол и договориться по общему тарифу.

Надеюсь, что мы сможем предложить грузовладельцам хорошие условия не только по тарифам, но и по сохранности груза, скорости и т д. Считаю, что нужно рассматривать всю логистическую цепочку – от начала следования груза до конечного пункта. То есть, нужно сделать сквозным тариф, начиная от границы с Китаем. Мы над этим работаем. Таким образом, мы должны сделать свою домашнюю работу и подготовить предложение о сквозных тарифах для БЖД.

— В мае 2014 года руководители ГАО «Латвийская железная дорога» и БЖД подписали Соглашение о сотрудничестве в области электрификации направления Полоцк-Даугавпилс. Двигается ли хоть как-то этот проект?

— У нас есть свое домашнее задание. Латвия должна до конца октября этого года принять решение о реализации этого проекта. Со своей стороны мы подготовили все документы, чтобы правительство Латвии приняло положительное решение. Мы сделали расчеты, подтверждающие, что проект в будущем окупится. Мы также должны работать с коллегами из Беларуси, чтобы с белорусской стороны была построена аналогичная линия, что позволит в перспективе покупать единый локомотивный парк и т. д.

По подсчетам аудиторской компании Эрнст энд Янг, электрификация магистральных линий Латвийской железной дороги в период с 2019 года по 2030 год составит около 1,18 млн. евро. Для реализации первой части проекта Латвии будут доступны 347 млн. евро из фонда Евросоюза. Но относительно реализации всей программы электрификации мы ждем решения правительства.

Пока мы договорились с БЖД о том, что белорусская сторона будет готова электрифицировать свою часть соединения, если Латвийская железная дорога реализует этот проект и электрифицирует свою инфраструктуру. Это позволит нам установить на железной дороге единые стандарты работы и заметно повысить эффективность этого транспортного коридора.

— Но Беларусь вряд ли сможет самостоятельно реализовать этот проект, учитывая непростую финансовую ситуацию в стране.

— Мы обсуждали возможность привлечь деньги из фондов Евросоюза совместно с белорусской стороной.

— Белорусские грузы в перевозках Латвийской железной дороги сейчас составляют около 20%, в то время как российские – 75%. Между тем, в России недавно в очередной раз заявили, что «хватит кормить чужие порты». После такого заявления вы почувствовали, что теряете российские грузы?

— Понятно, что минус 20% нельзя не почувствовать. Объем российских грузов в перевозках нашей железной дороги составляет сейчас 20 млн. тонн, из них нефтепродукты – 11 млн. тонн.

Отмечу, что Россия еще лет 15 назад заявила о политике переориентации своих грузов. Понятно, что это решение административное и никто из российских компаний перечить ему не будет. Возможно, у российских портов есть возможности перевалить дополнительный груз, который они хотят забрать с прибалтийских портов. Но этот груз еще надо довезти до самих портов РФ, а это вопрос — инфраструктуры и ее возможностей.

Политика политикой, а бизнес всегда найдет возможность работать. Если мы сможем предложить привлекательный транзит, груз все-таки пойдет в наши порты. Я уверен, что мы сможем предложить хорошие условия и для российских нефтепродуктов, чтобы какой-то процент этого объема остался в наших портах. Думаю, что в ближайшие несколько лет российским компаниям все равно сложно будет обойтись без прибалтийских портов, особенно в зимний период.

Но мы также работаем и над другими возможностями. Нас интересуют все грузы, которые могут пойти по железной дороге через Латвию. Мы готовы их перевезти. А для этого нужно более активно продвигать свой продукт, который включает инфраструктуру, тариф и т. д.

— Недавно российское издание РБК Газета ( № 178) сообщила, что в правительстве РФ будет обсуждаться вопрос о том, чтобы также «развернуть» белорусские нефтепродукты с прибалтийских портов на российские. Вы эту тему с белорусскими коллегами не обсуждали?

— Мы вне политики. Но придерживаемся того, что бизнес сам должен решать, куда ему везти груз, руководствуясь не политическими решениями, а экономическими расчетами. С белорусскими коллегами мы обсуждали вопросы дополнительных возможностей и более выгодных тарифных ставок – то есть, сделать так, чтобы для российских грузов был привлекательным транзит через Беларусь и далее в порты Латвии. Это – одна из главных тем наших обсуждений.

Конечно, бывают ситуации, когда политика никак не помогает бизнесу и грузопотокам. Но я смотрю в будущее с оптимизмом.

Правда, есть другой, совсем пессимистичный вопрос: если Россия не будет пропускать груз через свою территорию из других государств. Теоретически это возможно. Например, сейчас в Китай и другие государства мы не можем перевезти продукты из-за российских санкций. Но, думаю, до абсурдных решений дело не дойдет. Потому что в каждой стране, и в России тоже, есть бизнес, который кормит экономику. По этой причине я уверен, что российские грузы останутся в латвийских портах. А возможное падение мы постараемся компенсировать другими грузами. Мы над этим работаем. Сейчас растет транзит грузов Китая через Беларусь. и он будет расти с учетом строительства компанией China Merchants Group логистического парка на территории Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

— Но ведь известно, что China Merchants Group ориентирована на Клайпедский порт, учитывая, что он ближе. Эта компания уже открыла свои представительства в Вильнюсе и в Клайпедском порту

— Рига на 38 км ближе, чем Клайпеда от «Великого камня». Мы также обсуждаем возможности сотрудничества с China Merchants Group и готовимся подписать соответствующий меморандум.

В этом плане я вижу большие возможности для сотрудничества с Литовскими железными дорогами. С одной стороны, у нас вроде с литовцами конкуренция за белорусские грузы. Но мы видим, что рынок меняется, меняется ситуация. Если мы будем только конкурировать, никому от этого лучше не будет. Мы должны сотрудничать. И если мы найдем приемлемую модель такого сотрудничества, найдем хорошие решения для грузовладельцев, тогда объем перевозок железными дорогами пойдет вверх. В этом случае хватит грузов и для Клайпеды, и для латвийских портов.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

Беларусь является крупным поставщиком нефтяных продуктов в направлении латвийских портов и транзитом через Латвию. За 8 месяцев 2016 года из Беларуси было вывезено 4 млн. тонн нефтяных грузов, что составляет 80,9% от общих межгосударственных перевозок между Латвией и Беларусью. Объем перевезенных нефтяных грузов из Беларуси в направлении латвийских портов снизился за 8 месяцев 2016 года на 1,3 млн. тонн, или на 24,6%, в сравнении с аналогичным периодом 2015 года

При этом грузовые перевозки в направлениях из Беларуси в Латвию/из Латвии в Беларусь за 8 месяцев 2016 года составили 4,95 млн. тонн — на 24,87% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.

Общий объем перевезенных грузов железнодорожным транспортом за 8 месяцев 2016 года в сообщении между Латвией и Беларусью (включая транзитные перевозки через Беларусь) составил 14,1 млн. тонн, что в общем объеме перевозок Латвийской железной дороги составляет 46,2%. За 8 месяцев 2015 года такие перевозки составляли 21,6 млн. тонн, или 56,2% от общего объема перевозок.

Сухопутным транзитом через Беларусь в Латвию перевозятся грузы из России, Украины, Казахстана и других стран, объем этих перевозок за 8 месяцев 2016 года составил 9,2 млн. тонн, в то время как за аналогичный период 2015 года такие перевозки составили 15,0 млн. тонн.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,