14.10.2016, 9:15
Оставь надежды, всяк сюда попавший
Сообщили, что в 2015 году Беларусь ввезла в Россию в пять раз больше яблок и грибов, чем вырастила. Если не вырастила, но ввезла и продала, то занималась контрабандой. В особо крупных масштабах, которые катастрофически расходятся с официальными данными. Идет ли речь о яблоках с грушами, грибах, рыбе, мясе, молоке и сахаре, статистика учитывает продажу и покупку их в физических объемах и по стоимости. Белстат, например, сообщил, что в январе-июле 2016 года по сравнению с январем-июлем 2015 года средние цены белорусского экспорта снизились на 18,7%, а товарная его масса увеличилась на 0,1%.
Этот незначительный прирост обеспечен увеличением физических поставок инвестиционных товаров на 15,6% (средние цены снизились на 6,9%), потребительских товаров – на 9% (средние цены снизился на 11,2%), в том числе непродовольственных товаров — на 23,2% (снижение средних цен – 8,3%) и продовольственных товаров – на 1,8% (снижение средних цен – 12,6%). В тоже время физический объем экспорта промежуточных товаров сократился на 4,3% при падении средних цен на 22%.
К основным экспортным продовольственным товарам относятся мясо и мясные субпродукты, молоко и молочные продукты, сахар. Здесь сложилась такая ситуация – физический объем поставок мяса вырос на 12,6% при падении индекса средних цен на 16,1%, физический объем поставок мяса вырос на 9% при падении индекса средник цен на 12%, экспорта сахара упал на 5,2% при сокращении цены на 10,1%
В целом экспорт продовольственных товаров уменьшился на 237 млн. долларов и составил 89% января-июля 2015 года. Больше всего уменьшился экспорт рапсового масла – на 56,9 млн. долларов, молока и сгущенных и сухих сливок – на 38 млн. долларов и картофель — 25,2 млн. долларов. В тоже время выросли поставки сыров и творога на 13,8 млн. долларов (на 3,8%) и «муки из зерна прочих злаков» — на 13,1 млн. долларов (в 4,6 раза).
Экспорт мяса, молока и сливок, масла сливочного, сахара, картофеля в Россию сократился в сумме на 105,5 млн. долларов. К наиболее существенным увеличениям поставок в Россию Белстат относит только сыры и творог, которые прибавили 12 млн. долларов. Ни о каких яблоках с грибами ничего не упоминается, поскольку эта продукция существенно не влияет на стоимость товарной экспортной массы.
Известно, что в 2015 году внешнеторговые дела Беларуси обстояли очень плохо. Например, в январе-июле 2015 года индекс средних экспортных цен на продовольственные товары составил 72,5%, физический объем поставок был увеличен на 16,8%, таким образом его стоимость уменьшилась на 389 млн. долларов, что оказалось на 15,3% меньше стоимостных объемов в январе-июле 2014 года. Физический объем поставок продовольственных товаров в январе-июле 2016 года составил 118,9% от объема поставок января-июля 2014 года, их товарная масса сократилась на 628 млн. долларов и составляет только 76% от аналогичного уровня 2014 года, индекс средних экспортных цен на продовольственные товары за это время упал до уровня 63,4% принятого для отсчета за 100% в 2014 году.
Очевидно, что Беларуси трудно наращивать объемы экспортных поставок, да и экономическая целесообразность этому противиться из-за опережающего падения средних экспортных цен. Но у белорусского правительства, как всегда, находятся внеэкономические соображения, которые заставляют его проводить соответствующую политику. Например, поставки продтоваров позволяют получать валютную выручку, которую нельзя получить иными способами. Даже если продавать «молочку» себе в убыток, что называется, ниже себестоимости. С другой стороны, производство продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях растет. В январе-августе текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мяса произведено на 1.4% больше, молока – на 1,4%, яиц – на 0,6%.
Все это надо или продать, или съесть. Как уже отмечалось, продать трудно. А съесть еще труднее. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 7%. Потребительские цены выросли на 12,1%, причем быстрее дорожали услуги – на19, 9%. Но и все остальное росло, двигаясь в противоположную от зарплат и пенсий сторону. Продукты питания, например, подорожали на 10,8%, в том числе куры — самое массовое мясо населения — на 13,3%. Закономерным падением на это отреагировал розничный рынок: оборот розничной торговли сократился на 2,9%, общественного питания (при возросших на это питание — продовольствие) ценах — на 1,4%. Примерно такими же темпами падали объемы этих секторах и в прошлом году.
Люди, разумеется, все понимают, солидарно голодать в ответ на призывы правительства отказываются. Все большую часть денег тратят на пропитание. Например, стали покупать больше продовольствия, чем промышленного ширпотреба. В январе-августе текущего года удельный вес в розничном товарообороте увеличился до 51,8%, на 1 процентный пункт против января-августа прошлого года. Соответственно сократилась реализация непродовольственных товаров. А это обязательно скажется на промышленных предприятиях, которые удерживаются на плаву благодаря этим продажам, а с их ростом связывают свои надежды.
Но и у аграриев есть свои надежды на эти продажи. И потому хочется, перефразируя классика, сказать (оценивая ситуацию, которая возникла уже давно) и тем, и другим, и всем нам с вами: «Оставь надежды, всяк сюда попавший». Заслужил ли ты это, виноват ли, невинно ли страдаешь, но шансов практически нет. Положение аховое, которое нельзя ухудшить или улучшить никакой разнузданной статистикой. Ни яблоками, ни грибами, ни контрабандно перепродаваемыми в Россию украинскими сырами.
Ибо, как недавно отметил премьер одного из могучих государств – денег нет, но вы держитесь.