• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Продолжение.
См. также 1 часть

Часть 1-я комментариев закончилась констатацией парадокса: умные люди в стране есть, а сказать что-либо вразумительное по поводу структурных реформ некому. Для объяснения парадокса приведу высказывание одного из авторов планов индустриализации СССР, академика Станислава Струмилина: «Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие».

Родился будущий Герой Социалистического Труда, будущий лауреат Ленинской и Сталинской премий в 1877 г., умер в 1974 г., а не в 1937, подобно многим своим коллегам. Вот, что значит правильно понимать генеральную линию партии, которая формировалась «от жизни», а не от теоретических схем.

«В стране, где единственным работодателем является государство, – пояснял для непонятливых Лев Троцкий, – оппозиция означает медленную голодную смерть. Старый принцип – кто не работает, тот не ест – заменяется новым: кто не повинуется, тот не ест».

В следующем году мы будем отмечать столетие господства «нового принципа». Одно из его практических следствий – массовый отказ представителей гуманитарных наук от поиска истин в пользу решения задач по обоснованию официальных взглядов.

Признает ли Лукашенко наличие структурного кризиса в стране? Нет, не признает. Свое согласие с тем, что «мир стремительно меняется», о чем и напомнил депутатам, он сочетает с верой в способность белорусской модели «адаптироваться к меняющимся условиям».

Признает ли Лукашенко наличие структурного кризиса в стране? Нет, не признает. Свое согласие с тем, что «мир стремительно меняется», о чем и напомнил депутатам, он сочетает с верой в способность белорусской модели «адаптироваться к меняющимся условиям».

«Это нам надо!»

Не являясь ни доктором, ни кандидатом экономических наук, я, тем не менее, умею находить значения нужных терминов в интернете. Проиллюстрирую свое умение на двух примерах:

– СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ – это экономические, политические, административные и другие меры, после введения в действие которых меняется соотношение в действующей структуре на более экономически выгодное в долгосрочной перспективе;

– СТРУКТУРНЫЙ КРИИЗИС в экономике – несоответствие между устаревшими механизмами существующей экономической политики и изменившимися в результате развития экономики новыми условиями хозяйственной деятельности.

Признает ли Лукашенко наличие структурного кризиса в стране? Нет, не признает. Свое согласие с тем, что «мир стремительно меняется», о чем и напомнил депутатам, он сочетает с верой в способность белорусской модели «адаптироваться к меняющимся условиям».

В основе механизма адаптации лежит принцип: «надо совершенствовать то, что есть». Совершенствовать, а не реформировать – это путь, «который выбрали и по которому достаточно успешно прошли первые два этапа восстановления и стабилизации». В настоящее время белорусская модель переходит от «догоняющей» стратегии к «опережающей» (третий этап).

При отсутствии структурного кризиса нет и потребности в структурных реформах. Поэтому бесполезно задавать провокационные вопросы наследникам академика Струмилина. Бессмысленно обращаться и к так называемой оппозиции. Суть их предложений – «это слом существующего общественно-политического устройства страны. Ломать – не строить. Но это нам надо? Мы к этому готовы?»

Фразеологизм «это нам надо?» повторяется в обращении несколько раз. Складывается впечатление, что Лукашенко ведет внутренний диалог с так называемыми. Ничего подобного ранее не наблюдалось. Неужели настолько something is rotten in the state of Denmark («все гнило в Датском королевстве»), что главный архитектор белорусской модели начал сомневаться в возможность успешного перехода от «догоняющей» стратегии к «опережающей»?

«ВЛАСТЬ – ЧИТАЙ ЛУКАШЕНКО»

По мнению историка Андрея Фурсова, специфика любой сложной социальной системы заключается в ее базовом элементе. В индийской системе это каста, в античной – полис, в капиталистической – капитал. А что является базовой единицей у братских славянских народов?

Ответ историка – власть. «Эта власть не сводится к государственности, хотя у нее есть государственное измерение; эта власть не является политической, хотя дважды – на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв. – на короткое время – у нее появлялось и политическое измерение (как результат ее разложения)». Это власть моносубъекта, стоящего над законом.

Есть ли такой моносубъект в Беларуси? Безусловно, есть. 7 октября он и выступил с обращением к депутатам, которое по форме напоминало лекцию на тему: «Власть как базовый элемент белорусской модели».

Приведу ключевую цитату: «Во-первых, власть, я прежде всего, заинтересованы в профессионализме нашего Парламента. Это вопрос номер один».

Замечательное признание, согласитесь. Я и власть неотделимы друг от друга, а вот парламент субъектом власти не является. Он лишь объект, в котором власть заинтересована.

Данное признание противоречит Конституции: «Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Слова с корнем «власт» упоминаются в основном законе 11 раз, но институт президента, по Конституции, органом власти не является: «Статья 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти».

Итак, по Конституции, президент лишь посредник между органами власти. Он обеспечивает их взаимодействие. Но не следует путать божий дар с яичницей, а имитационную демократию принимать за демократию без прилагательных.

Конституция 1994 г. была отредактирована в 1996 г. по причине неспособности обеспечить президенту полновесных прав моносубъекта, стоящего над законом. Эти права нигде напрямую не оговорены, они возникают по принципу перехода количества в качество: президент назначает шесть членов ЦИК, шесть судей Конституционного Суда, иных судей, членов правительства, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу и т.д. Перечень обширен.

Естественно, властный моносубъект не может пустить парламентские выборы на самотек: «Именно исходя из всего этого действующая власть, читай – Лукашенко, проявляла свой интерес к выборам. Скажите, а где нет этого интереса, в какой стране? Может, власти в России были безразличны к думским выборам?»

Власть – читай Лукашенко. Власть – читай Путин. Пример с Россией попадает в яблочко. Власть моносубъекта, стоящего над законом («русская власть», в терминологии историков Андрея Фурсова и Юрия Пивоварова) была в свое время экспортирована на территорию Беларуси из Российской Империи. В настоящее время ее белорусский вариант ближе к классическому, поскольку в России под воздействием мощных олигархических группировок моносубъектность первого лица не столь убедительна.

Продолжение следует.

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Кто заплатил за стабильность белорусских финансов?

Относительное спокойствие на финансовом рынке Беларуси в 2020 году дорого обошлось стране, за него заплатило не только государство сокращением золотовалютных резервов, но и предприятия – снижением прибыли, а также население, доходы которого сократились примерно на 10% (в долларовом выражении). Если посмотреть на официальную статистику по итогам прошлого года, то может создаться впечатление некоторого благополучия: ВВП

В Беларуси — внезапная проверка боеготовности

25 января по распоряжению Министра обороны Республики Беларусь под руководством начальника Генерального штаба – первого заместителя Министра обороны Республики Беларусь начата комплексная проверка боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, сообщает Минобороны. Основной целью проводимых мероприятий является проверка и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности и способности соединений и воинских частей выполнить свои задачи по предназначению

COVID-19 в Беларуси: число подтвержденных случаев заражения за сутки опустилось ниже 1000

По данным Минздрава, в Беларуси по состоянию на 26 января зарегистрированы 239 482 человека с положительным тестом на COVID-19. Прирост за сутки составил 847 человек. Выздоровели и выписаны 224 925 человек, у которых ранее был подтвержден диагноз COVID-19. Количество выписанных и выздоровевших за сутки составило 754 человека. За весь период распространения инфекции на территории страны

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия