Анджей Вайда. Фото ПАП/П. Топольски

Анджей Вайда. Фото ПАП/П. Топольски

Ушел из жизни Анджей Вайда – один из самых выдающихся польских режиссеров, лауреат премии «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, создатель фильмов «Канал», «Пепел и алмаз», «Пепел», «Свадьба», «Барышни из Вилько», «Земля обетованная», «Человек из железа», «Хроника любовных происшествий», «Катынь» и «Валенса. Человек надежды».

Режиссер умер в воскресенье вечером. Ему было 90 лет. «Столько, сколько физически буду в состоянии, я хочу работать. Работать с большой группой людей, какой является съемочная группа, чтобы отвечать на их вопросы, передать свою энергию», – сказал Вайда в интервью ПАП па случаю своего 90-летия.

Вайда родился 6 марта 1926 г. в Сувалках. Трагические события польской истории отразились на его семье. Большую часть войны он провел в Радоме. Его отец, Якуб, офицер Польской армии, отправился на войну.

«Кроме двух писем, отправленных из Козельска, и ранее письма из Шепетовки, которое доставил к нам в Радом солдат, отпущенный из советского плена, об отце, Якубе Вайде, который, будучи капитаном Польской армии, отправился на войну, мы ничего не знали. Затем в 1943 г. из издаваемого немцами «Радомского вестника» мы впервые узнали о Катыни. Там была также фамилия Кароля Вайды», – так в беседе с ПАП, посвященной премьере фильма «Катынь», режиссер вспоминал то время.

«Мать тотчас же ухватилась за эту надежду, что это не наш отец. Это оказалось правдой. Мы никогда не узнали, как и когда был убит отец, его тело не было найдено. Мать очень долго напрасно надеялась, искала через британский и швейцарский Красный Крест. И все время ждала», – рассказывал режиссер.

Студенческий период жизни Вайды начался в 1946 г. Сначала он выбрал живопись в Академии изящных искусств в Кракове. Через три года он бросил живопись и выбрал кино; в 1949 г. он начал обучение в киношколе в Лодзи. Он дебютировал в 1955 г. фильмом «Поколение» о группе молодых людей с левыми взглядами, вовлеченными в подпольную борьбу с немецкими оккупантами.

Мировую известность Вайде принес второй фильм – «Канал» (1956). Рассказ о последних часах жизни участников Варшавского восстания, которые пробирались по каналам из района Мокотов в Средместье, получил Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.

Снятый два года спустя по роману Ежи Анджеевского фильм «Пепел и алмаз» (1958) на Венецианском кинофестивале получил приз Международной федерации критиков FIPRESCI. В фильме «Пепел и алмаз» была сцена (идея – Януш Моргенштерн, второй режиссер на съемочной площадке), признанная лучшей сценой польского кино: она представляла пылающие рюмки в тот момент, когда Хелмицки, которого играл Збигнев Цибульски, говорил о погибших друзьях.

В 1959 г. Вайда снял фильм «Лётна». В 1965 г. была экранизирована повесть Стефана Жеромского «Пепел»; Рафала Ольбромского сыграл Даниэль Ольбрыхски, позже называемый любимым актером Вайды. В 1968 г. был снят фильм «Все на продажу», в 1969 г. – «Охота на мух», а в 1970 – по мотивам прозы Тадеуша Боровского «Пейзаж после битвы».

В 1970 г. вышел фильм «Березняк» – по мотивам прозы Ярослава Ивашкевича. В 1972 г. режиссер перенес на экран драму Станислава Выспянского «Свадьба», а через два года создал экранизацию «Земли обетованной» Владислава Реймонта, за которую был номинирован на премию «Оскар».

В 1976 Вайда снял «Человека из мрамора» – рассказ о Матеуше Биркуте, каменщике из района Нова Гута, передовике труда, который «из серого человека» превратился в героя, а затем безжалостно был сброшен с пьедестала.

Затем появились фильмы Вайды: «Без наркоза» (1978, приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале), еще один фильм по мотивам прозы Ивашкевича – номинированные на премию «Оскар» «Барышни из Вилько» (1979), и «Дирижер» (1979), показанный в Берлине и Сан-Себастьян.

В 1981 г. Вайда снял «Человека из железа», продолжение «Человека из мрамора», описывающего историю протестов рабочих на Побережье. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и был номинирован ан премию «Оскар» (однако был отозван из участия в конкурсе коммунистическими властями).

«Я горжусь и очень рад тому, что «Человек из железа» был показан в Каннах и получил там Золотую пальмовую ветвь – которая была не для меня, а для Солидарности. Для тех людей. Такие моменты в жизни случаются редко. Чтобы рабочие выставили властям требование о том, что фильм не должен подвергаться цензуре и должен быть показан в Каннах», – говорил в беседе с ПАП накануне своего 90-летия Анджей Вайда.

Спустя годы Вайда вспоминал решение о съемках фильма: «На судоверфи им. Ленина в Гданьске уже какое-то время велись переговоры между рабочими и правительством, но в Варшаву вначале поступала лишь обрывочная информация. Союз кинематографистов, которого я был председателем, добился в это время права снимать все важные исторические события для архива, и группа кинематографистов уже была на судоверфи. Рабочие-охранники у ворот сразу меня узнали, а по дороге к залу заседаний один из рабочих сказал: – Сделайте фильм о нас. – Какой? – Человек из железа! – ответил он без промедления. Этот вызов я не мог проигнорировать».

Среди его более поздних фильмом был «Дантон» (1982), получивший французскую кинопремию «Сезар». В 1985 г. Вайда снял «Хронику любовных происшествий», в 1990 г. – биографического «Корчака», а в 1992 – военный фильм «Кольцо с орлом в короне». В 1999 г. он перенес на экран «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича, а в 2002 г. – «Месть» Александра Фредро.

В 2007 г. был снят фильм «Катынь» ,а в 2009 – «Аир», по мотивам прозы Ивашкевича, который получил премию им. Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале. Фильм «Катынь» был номинирован на премию «Оскар».

Когда «Катынь» выходила на экраны, режиссер сказал: «Я никогда не предполагал, что буду жить в свободной Польше, что я доживу до этого, и сможет выйти такой фильм». Катынское преступление показано в нем с двух точек зрения: с точки зрения женщин, которые ждут возвращения своих мужей, сыновей и отцов, и с точки зрения самих интернированных офицеров, которые, не теряя надежды, до последнего верили в счастливое возвращение домой.

В 2013 г. на экраны вышел «Валенса. Человек надежды». Еще до премьеры в Польше состоялся показ на Венецианском кинофестивале, завершившийся овациями. В проекте, вместе с создателями и актерами, участвовали Данута и Лех Валенсы, а проход режиссера и Валенсы по красной ковровой дорожке сопровождался аплодисментами и эмоциональными выкриками. Вайду встречали как легенду мирового кинематографа, Валенсу принимали как всегда в Италии, где его считают героем.

В беседе с ПАП в Венеции режиссер подчеркивал: «Мы говорим в этом фильме о том, какова наша роль и роль польского рабочего. Лех Валенса – исключительная личность в польской истории, и не только в польской, рабочий, сыгравший такую роль, какую не сыграли многие выдающиеся интеллектуалы. Он понимал, что невозможно выиграть с коммунистами, потому что и них есть танки. В связи с этим он считал, что необходимо вести переговоры, нравится это кому-то или нет, и что нет другого пути».

«Некоторые критикуют Валенсу за то, что он совершил различные ошибки, но где написано, что он был героем на все времена? Если бы я встретил такого героя, о котором говорили бы, что он хорош во все времена, я не подал бы ему руки. Я хочу героя, который приходит, когда это необходимо, и уходит тогда, когда это необходимо. Пришла демократия, а она руководствуется другими правилами», – говорил в Венеции Вайда.

В сентябре 2016 г. на кинофестивале в Гдыне состоялся специальный показ последнего фильма Вайды «Послеобразы» с Богуславом Линдой в главной роли. Во время мероприятия перед показом в Музыкальном театре Вайду благодарили актеры, которые работали с ним во время съемок разных фильмов. «Обращаясь к нашей общей памяти, истории, ты учишь нас (…) настоящему патриотизму, критичному к собственной истории, благородному, открытому для других», – сказал Анджей Северин. «Ты сделал вещи, которые казались невозможными – и они становились возможными. Спасибо тебе за отличный урок, который ты нам преподал: истории, (…) знаний о Польше. Благодаря тебе мы не теряем надежду. Мне кажется ,что эта надежда сегодня очень важна», – сказала Мая Коморовска.

Фильм рассказывает о последних годах жизни художника Владислава Стшеминского – пионера авангарда в Польше в 20-е и 30-е гг. XX в. Это рассказ о том, как коммунистическая власть уничтожила харизматического, непокорного человека; герой – художник, который не поддался соцреализму и пережил драматические последствия своего выбора. Это фильм о Стшеминском как человеке с принципами, который не желает отказываться от своих убеждений и противостоит системе, – подчеркнул режиссер после окончания съемок.

Вайда – лауреат многочисленных премий, присуждаемых в Польше и за границей. Почетный «Оскар» за достижения и выдающийся вклад в мировое кино Вайда получил от Американской киноакадемии в 2000 г.

Вайда на протяжении многих лет был также связан с театром. В качестве театрального режиссера он дебютировал в 1959 г. пьесой «Шляпа, полная дождя» Майкла Винцента Гаццо в театре «Побережье» в Гданьске. В 1963 г. началось многолетнее сотрудничество со Старым театром в Кракове, на сцене которого Вайда поставил «Свадьбу» Выспянского. Высоко оценены критиками были театральные постановки Вайды 70-х гг., н., «Настасья Филипповна» по мотивам «Идиота» Федора Достоевского, поставленная в 1977 г. в Старом театре.

В своем творчестве Вайда не боялся смелых экспериментов. «Антигону» Софокла (1984) он поставил в реалиях военного положения, в «Гамлете» 1989 г. главную роль доверил женщине – Тересе Будиш-Кшижановской (обе пьесы он поставил в Старом театре в Кракове).

Вайда также работал в театрах за границей. В 1989 г. в японском театре Бенисан в Токио он поставил спектакль «Настасья» по мотивам «Идиота» Достоевского, с участием японских актеров, а в 2004 г. – «Бесы», по мотивам романа того же писателя, в московском театре «Современник».

В 1994 г. по инициативе Анджея Вайды и Кристины Захватович был создан Музей японского искусства и техники Манггха в Кракове.

В 1972-1983 гг. Вайда был художественным руководителем кинообъединения «Х», а с 1978 по 1983 г. – председателем Союза польских кинематографистов. Был одним из основателей Киношколы Вайды, которая начала работу в Варшаве в 2001 г. В 1989 г. Вайда участвовал в работе Гражданского комитета при Лехе Валенсе. В 1989–1991 гг. был депутатом Сейма Польши.(ПАП)

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,