• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Анджей Вайда. Фото ПАП/П. Топольски

Анджей Вайда. Фото ПАП/П. Топольски

Ушел из жизни Анджей Вайда – один из самых выдающихся польских режиссеров, лауреат премии «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, создатель фильмов «Канал», «Пепел и алмаз», «Пепел», «Свадьба», «Барышни из Вилько», «Земля обетованная», «Человек из железа», «Хроника любовных происшествий», «Катынь» и «Валенса. Человек надежды».

Режиссер умер в воскресенье вечером. Ему было 90 лет. «Столько, сколько физически буду в состоянии, я хочу работать. Работать с большой группой людей, какой является съемочная группа, чтобы отвечать на их вопросы, передать свою энергию», – сказал Вайда в интервью ПАП па случаю своего 90-летия.

Вайда родился 6 марта 1926 г. в Сувалках. Трагические события польской истории отразились на его семье. Большую часть войны он провел в Радоме. Его отец, Якуб, офицер Польской армии, отправился на войну.

«Кроме двух писем, отправленных из Козельска, и ранее письма из Шепетовки, которое доставил к нам в Радом солдат, отпущенный из советского плена, об отце, Якубе Вайде, который, будучи капитаном Польской армии, отправился на войну, мы ничего не знали. Затем в 1943 г. из издаваемого немцами «Радомского вестника» мы впервые узнали о Катыни. Там была также фамилия Кароля Вайды», – так в беседе с ПАП, посвященной премьере фильма «Катынь», режиссер вспоминал то время.

«Мать тотчас же ухватилась за эту надежду, что это не наш отец. Это оказалось правдой. Мы никогда не узнали, как и когда был убит отец, его тело не было найдено. Мать очень долго напрасно надеялась, искала через британский и швейцарский Красный Крест. И все время ждала», – рассказывал режиссер.

Студенческий период жизни Вайды начался в 1946 г. Сначала он выбрал живопись в Академии изящных искусств в Кракове. Через три года он бросил живопись и выбрал кино; в 1949 г. он начал обучение в киношколе в Лодзи. Он дебютировал в 1955 г. фильмом «Поколение» о группе молодых людей с левыми взглядами, вовлеченными в подпольную борьбу с немецкими оккупантами.

Мировую известность Вайде принес второй фильм – «Канал» (1956). Рассказ о последних часах жизни участников Варшавского восстания, которые пробирались по каналам из района Мокотов в Средместье, получил Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.

Снятый два года спустя по роману Ежи Анджеевского фильм «Пепел и алмаз» (1958) на Венецианском кинофестивале получил приз Международной федерации критиков FIPRESCI. В фильме «Пепел и алмаз» была сцена (идея – Януш Моргенштерн, второй режиссер на съемочной площадке), признанная лучшей сценой польского кино: она представляла пылающие рюмки в тот момент, когда Хелмицки, которого играл Збигнев Цибульски, говорил о погибших друзьях.

В 1959 г. Вайда снял фильм «Лётна». В 1965 г. была экранизирована повесть Стефана Жеромского «Пепел»; Рафала Ольбромского сыграл Даниэль Ольбрыхски, позже называемый любимым актером Вайды. В 1968 г. был снят фильм «Все на продажу», в 1969 г. – «Охота на мух», а в 1970 – по мотивам прозы Тадеуша Боровского «Пейзаж после битвы».

В 1970 г. вышел фильм «Березняк» – по мотивам прозы Ярослава Ивашкевича. В 1972 г. режиссер перенес на экран драму Станислава Выспянского «Свадьба», а через два года создал экранизацию «Земли обетованной» Владислава Реймонта, за которую был номинирован на премию «Оскар».

В 1976 Вайда снял «Человека из мрамора» – рассказ о Матеуше Биркуте, каменщике из района Нова Гута, передовике труда, который «из серого человека» превратился в героя, а затем безжалостно был сброшен с пьедестала.

Затем появились фильмы Вайды: «Без наркоза» (1978, приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале), еще один фильм по мотивам прозы Ивашкевича – номинированные на премию «Оскар» «Барышни из Вилько» (1979), и «Дирижер» (1979), показанный в Берлине и Сан-Себастьян.

В 1981 г. Вайда снял «Человека из железа», продолжение «Человека из мрамора», описывающего историю протестов рабочих на Побережье. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и был номинирован ан премию «Оскар» (однако был отозван из участия в конкурсе коммунистическими властями).

«Я горжусь и очень рад тому, что «Человек из железа» был показан в Каннах и получил там Золотую пальмовую ветвь – которая была не для меня, а для Солидарности. Для тех людей. Такие моменты в жизни случаются редко. Чтобы рабочие выставили властям требование о том, что фильм не должен подвергаться цензуре и должен быть показан в Каннах», – говорил в беседе с ПАП накануне своего 90-летия Анджей Вайда.

Спустя годы Вайда вспоминал решение о съемках фильма: «На судоверфи им. Ленина в Гданьске уже какое-то время велись переговоры между рабочими и правительством, но в Варшаву вначале поступала лишь обрывочная информация. Союз кинематографистов, которого я был председателем, добился в это время права снимать все важные исторические события для архива, и группа кинематографистов уже была на судоверфи. Рабочие-охранники у ворот сразу меня узнали, а по дороге к залу заседаний один из рабочих сказал: – Сделайте фильм о нас. – Какой? – Человек из железа! – ответил он без промедления. Этот вызов я не мог проигнорировать».

Среди его более поздних фильмом был «Дантон» (1982), получивший французскую кинопремию «Сезар». В 1985 г. Вайда снял «Хронику любовных происшествий», в 1990 г. – биографического «Корчака», а в 1992 – военный фильм «Кольцо с орлом в короне». В 1999 г. он перенес на экран «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича, а в 2002 г. – «Месть» Александра Фредро.

В 2007 г. был снят фильм «Катынь» ,а в 2009 – «Аир», по мотивам прозы Ивашкевича, который получил премию им. Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале. Фильм «Катынь» был номинирован на премию «Оскар».

Когда «Катынь» выходила на экраны, режиссер сказал: «Я никогда не предполагал, что буду жить в свободной Польше, что я доживу до этого, и сможет выйти такой фильм». Катынское преступление показано в нем с двух точек зрения: с точки зрения женщин, которые ждут возвращения своих мужей, сыновей и отцов, и с точки зрения самих интернированных офицеров, которые, не теряя надежды, до последнего верили в счастливое возвращение домой.

В 2013 г. на экраны вышел «Валенса. Человек надежды». Еще до премьеры в Польше состоялся показ на Венецианском кинофестивале, завершившийся овациями. В проекте, вместе с создателями и актерами, участвовали Данута и Лех Валенсы, а проход режиссера и Валенсы по красной ковровой дорожке сопровождался аплодисментами и эмоциональными выкриками. Вайду встречали как легенду мирового кинематографа, Валенсу принимали как всегда в Италии, где его считают героем.

В беседе с ПАП в Венеции режиссер подчеркивал: «Мы говорим в этом фильме о том, какова наша роль и роль польского рабочего. Лех Валенса – исключительная личность в польской истории, и не только в польской, рабочий, сыгравший такую роль, какую не сыграли многие выдающиеся интеллектуалы. Он понимал, что невозможно выиграть с коммунистами, потому что и них есть танки. В связи с этим он считал, что необходимо вести переговоры, нравится это кому-то или нет, и что нет другого пути».

«Некоторые критикуют Валенсу за то, что он совершил различные ошибки, но где написано, что он был героем на все времена? Если бы я встретил такого героя, о котором говорили бы, что он хорош во все времена, я не подал бы ему руки. Я хочу героя, который приходит, когда это необходимо, и уходит тогда, когда это необходимо. Пришла демократия, а она руководствуется другими правилами», – говорил в Венеции Вайда.

В сентябре 2016 г. на кинофестивале в Гдыне состоялся специальный показ последнего фильма Вайды «Послеобразы» с Богуславом Линдой в главной роли. Во время мероприятия перед показом в Музыкальном театре Вайду благодарили актеры, которые работали с ним во время съемок разных фильмов. «Обращаясь к нашей общей памяти, истории, ты учишь нас (…) настоящему патриотизму, критичному к собственной истории, благородному, открытому для других», – сказал Анджей Северин. «Ты сделал вещи, которые казались невозможными – и они становились возможными. Спасибо тебе за отличный урок, который ты нам преподал: истории, (…) знаний о Польше. Благодаря тебе мы не теряем надежду. Мне кажется ,что эта надежда сегодня очень важна», – сказала Мая Коморовска.

Фильм рассказывает о последних годах жизни художника Владислава Стшеминского – пионера авангарда в Польше в 20-е и 30-е гг. XX в. Это рассказ о том, как коммунистическая власть уничтожила харизматического, непокорного человека; герой – художник, который не поддался соцреализму и пережил драматические последствия своего выбора. Это фильм о Стшеминском как человеке с принципами, который не желает отказываться от своих убеждений и противостоит системе, – подчеркнул режиссер после окончания съемок.

Вайда – лауреат многочисленных премий, присуждаемых в Польше и за границей. Почетный «Оскар» за достижения и выдающийся вклад в мировое кино Вайда получил от Американской киноакадемии в 2000 г.

Вайда на протяжении многих лет был также связан с театром. В качестве театрального режиссера он дебютировал в 1959 г. пьесой «Шляпа, полная дождя» Майкла Винцента Гаццо в театре «Побережье» в Гданьске. В 1963 г. началось многолетнее сотрудничество со Старым театром в Кракове, на сцене которого Вайда поставил «Свадьбу» Выспянского. Высоко оценены критиками были театральные постановки Вайды 70-х гг., н., «Настасья Филипповна» по мотивам «Идиота» Федора Достоевского, поставленная в 1977 г. в Старом театре.

В своем творчестве Вайда не боялся смелых экспериментов. «Антигону» Софокла (1984) он поставил в реалиях военного положения, в «Гамлете» 1989 г. главную роль доверил женщине – Тересе Будиш-Кшижановской (обе пьесы он поставил в Старом театре в Кракове).

Вайда также работал в театрах за границей. В 1989 г. в японском театре Бенисан в Токио он поставил спектакль «Настасья» по мотивам «Идиота» Достоевского, с участием японских актеров, а в 2004 г. – «Бесы», по мотивам романа того же писателя, в московском театре «Современник».

В 1994 г. по инициативе Анджея Вайды и Кристины Захватович был создан Музей японского искусства и техники Манггха в Кракове.

В 1972-1983 гг. Вайда был художественным руководителем кинообъединения «Х», а с 1978 по 1983 г. – председателем Союза польских кинематографистов. Был одним из основателей Киношколы Вайды, которая начала работу в Варшаве в 2001 г. В 1989 г. Вайда участвовал в работе Гражданского комитета при Лехе Валенсе. В 1989–1991 гг. был депутатом Сейма Польши.(ПАП)

Прогноз курса рубля на неделю 26-30 октября

Ослабление доллара на БВФБ может продолжиться, но не так быстро, как на прошедшей неделе, то есть его курс может опуститься примерно на 0,5%. При этом возможны резкие колебания курсов. В понедельник 26 октября курс доллара может снизиться на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за неделю значительно снизился: на

В МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ — новые ректоры

Сегодня назначены новые ректоры в  МГЛУ, БГУКИ и БрГТУ —  сообщает телеграм-канал Пул первого. Ректором Минского лингвистического университета ( МГЛУ) назначена МГЛУ — Наталья Лаптева (до этого возглавляла факультет немецкого языка). Напомним, в этом вузе отмечены самые массовые и активные протесты студентов. Также вуз попал в скандал в связи с тем, что бывшая ректор вызвала

До какого предела поднимутся ставки по валютным вкладам?

Белорусские банки лихорадочно повышают ставки по валютным вкладам населения, но это не может остановить отток валюты физических лиц, которые в сентябре сняли со своих депозитов 469,6 млн. долларов. Можно ожидать, что эти процессы будут продолжаться, причем довольно долго. Впрочем, отток вкладов в сентябре оказался меньше, чем в августе, когда сумма валютных депозитов населения сократилась на

Цена «газового счастья» для Беларуси

Удастся ли белорусским властям теперь, на фоне политического кризиса в стране и демонстрации попыток активизировать союзнические отношения с РФ, добиться заветной цели – снизить цену на газ на долгосрочную перспективу? Министр энергетики РФ Александр Новак совсем недавно в отношении предстоящих переговоров по условиям поставок газа в Беларусь был настроен весьма оптимистично. По его словам, стороны

В Беларуси началась кредитная накачка экономики

Причиной девальвации белорусского рубля в августе стал не только рост спроса населения на валюту, но и резкий рост объемов кредитования белорусскими банками предприятий, только за август набравшими 1,15 млрд. рублей кредитов. Оплатил этот бум заимствований Нацбанк, предоставивший банкам 2 трлн. рублей. В третьей декаде августа в Беларуси возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, а Национальный

Нужен ли Беларуси свой порт в России?

Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые