6.10.2016, 9:01
Гигантские автомобили маленькой страны
Так уж получилось, что трехдневная поездка президента Беларуси Александра Лукашенко в КНР практически совпала по времени с появлением публикаций в мировых СМИ об очередном достижении китайской науки и техники.
По сообщению издания «Военный Паритет», компания China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT) не так давно представила модель специализированного колесного десятиосного транспортного средства для перевозки и запуска ракеты носителя (РН) CZ-11 (Chang Zheng-11/Чан чжэн-11 — Великий поход-11).
Впервые информация о РН CZ-11 появилась несколько лет назад. Но и сегодня о ней известно очень мало. Ракета создана в стенах Китайского исследовательского института ракетной техники. По неподтвержденным данным, прототипом CZ-11 стала межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Dongfeng-31А (DF-31A).
Как и базовая, гражданская версия ракеты будет работать на твердом топливе. По информации неофициальных источников ее общий вес составляет 58 т, длина — 20,8 м, диаметр — 2 м, вес полезной нагрузки — около 1000 кг. Эксперты предполагают, что в будущем CZ-11 должна заменить не оправдавшую надежд твердотопливную ракету Kaituozhe-1 (KT-1).
В случае успешного завершения испытаний новая ракета, благодаря особенностям ее конструкции, позволит значительно (с месяцев до часов) сократить сроки подготовки космических аппаратов к запуску. Что весьма важно в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Когда надо максимально оперативно и точно оценить ситуацию для принятия необходимых мер реагирования.
Но о колесном транспортере, который будет вывозить ракету на старт и послужит для нее пусковой установкой, известно еще меньше. Только то, что у него будет десять осей и схема компоновки аналогична «изделиям» Минского завода колесных тягачей (в советские времена Специального производства Минского автомобильного). Вряд ли такое совпадение случайно. Скорее всего, новая машина является следствием сотрудничества белорусских и китайских предприятий, получившего развитие в постсоветский период.
В 1998 года в китайском городе Сиогань провинции Хубэй было организовано совместное сборочное предприятие «Санцзян Волат Компани, Лтд.» по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 т. Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн. юаней выступили с белорусской стороны — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) — его доля в уставном фонде составляет 30%, с китайской стороны — аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (доля в уставном фонде составляет 70%).
В результате, как сообщают тамошние СМИ, в настоящее время в Китае уже есть три компании, способные производить внедорожные специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ). И КНР является одной из немногих стран, которая обладает технологиями разработки и производства таких машин. Отмечая бесспорные заслуги китайских товарищей в очередной из отраслей науки и техники, хотелось бы напомнить, что бесспорный приоритет в создании автомобилей такого класса еще со времен СССР принадлежит, именно, МЗКТ.
Колесницы Апокалипсиса
В конце 70-х — начале 80-х прошлого столетия в ответ на активно создаваемые в США новые межконтинентальные ракетные системы MX LGM-118A «Пискипер» и MGM-134A «Миджитмен» (которые предполагалось использовать и в шахтном, и мобильном вариантах базирования) в Советском Союзе началось проектирование твердотопливной МБР со взлетным весом 100 тонн РТ-23 «Молодец» в рамках проекта «Целина».
А в феврале 1980 года был издан приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалось в кратчайшие сроки разработать колесный транспортер особо большой грузоподъемности под автономную мобильную пусковую установку для ракетного комплекса «Целина».
По задумке военных такие автомобили должны были курсировать по бескрайним советским просторам и в случае необходимости прямо на маршруте патрулирования производить быструю предстартовую подготовку и пуск ракет.
Генеральным конструктором проекта был назначен Борис Львович Шапошник. Уже после предварительных расчетов выяснилось, что общий вес стартового комплекса в рамках проекта «Целина» перевалит за 360 т. Первый и, как в последствии оказалось, единственный образец колесного транспортера под него, получил индекс МАЗ-7904 и был готов к июню 1983 года.
Собственная масса автомобиля была равна 140 т. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Поимо этого для обеспечения энергией вспомогательных систем, таких как гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д., на машину был установлен еще один дизель мощностью 330 л.с.
Длина шасси составляла 32,2 м, ширина — 6,8 м, высота по уровню крыш двух параллельных кабин — 3,45 м. Каждое из двенадцати колес транспортера было «обуто» в шины Bridgestone, купленных у японской компании якобы для комплектации трех карьерных самосвалов. Советская шинная промышленность на тот момент не могла обеспечить производство таких покрышек: на каждое колесо диаметром порядка трех метров в диаметре приходилась нагрузка в 30 т.
Привод каждого из них осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего в 50 м. Дорожный просвет составлял 480 мм.
Заводские испытания автомобиль проходил под Минском в обстановке строжайшей секретности. Выезд из цеха осуществлялся лишь тогда, когда над белорусской территорией не было американских разведывательных спутников. Однако, провести в таких условиях полный цикл испытаний сложно, и было принято решение перевезти автомобиль по железной дороге в Казахстан, в район космодрома Байконур.
Там груженный 220 т балласта автомобиль накатал порядка 4000 км, но не был принят на вооружение. В реальных условиях эксплуатации он оказался неспособным нести такую нагрузку, был слишком тихоходен, обладал низкой проходимостью (мог передвигаться лишь по твердым дорожным покрытиям) и очень тяжелой управляемостью. Да и сами военные уже в ходе испытаний отказались от проекта «Целина» в пользу проекта «Целина-2», для которого требовался уже совсем другой транспортер.
МАЗ-7904 до 2010 года находился в одном из ангаров Байконура. После чего по решению правительства Казахстана был утилизирован.
9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования N 768/247. Трехступенчатая МБР с РДТТ, проектирование которой было поручено КБ «Южное», должна была иметь следующие характеристики: максимальная дальность стрельбы — 10.000 км, стартовая масса — 104,5 т, длина в ТПК — 22,6 м, максимальный диаметр корпуса — 2,4 м, разделяющаяся головная часть (ГЧ) с 10 ядерными боевыми блоками индивидуального наведения на цель.
Проект подвижного ракетного комплекса грунтового базирования был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162. Но еще до этого в марте 1983 года на Минском автозаводе в рамках проекта «Целина-2» начались работы по созданию облегченных шасси для этого варианта базирования. Способных транспортировать не только саму ракету, но и оборудование, обеспечивающее ее хранение, предстартовую подготовку и пуск: восьмиосного с механическим приводом под индексом МАЗ-7906 и сочлененного двенадцатиосного с электроприводом МАЗ-7907.
А уже в конце июня 1984 года в экспериментальном цехе N 2 начались приемосдаточные испытания шасси МАЗ-7906 (16×16) высотой 3,76 м, длиной 26,29 м, шириной 4,85 м и грузоподъемностью 150 т. На нем был применен дизель М-351 мощностью 1500 л.с, две синхронизированные гидромеханические передачи (4+2), четыре управляемые передние оси обеспечивали радиус поворота гигантской машины всего в 30 метров, собственная снаряженная масса составляла 68,3 т.
Опередить свое время также плохо, как и отстать от него
В качестве альтернативного варианта колесной базы для самоходной пусковой установки по программе «Целина-2» к марту 1985 года был построен первый опытный образец уникального двенадцатиосного шасси МАЗ-7907 (24×24). Машина состояла из двух шестиосных полноприводных секций, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирами. Четыре передних и четыре задних оси сделали управляемыми, что обеспечило минимальный радиус поворота в 27 метров при длине шасси в 28,19 м. Ширина машины — 4,1 м, высота — 4,41 мм, собственная снаряженная масса — 65,8 т, грузоподъемность — 150 т.
В качестве силового агрегата на МАЗ-7907 была использована трехвальная газовая турбина ГТД-1000ТФМ (вариант танкового двигателя ГТД-1250) номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированная под специальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми стеклами, системами жизнеобеспечения и кондиционирования воздуха.
Двигатель приводил в действие электрогенератор переменного тока ВСГ-625, ток от которого поступал на узлы трансмиссии и на 24 синхронных 30-киловаттных тяговых электромотора ДСТ-180-6 с частотной системой регулирования с тиристорными преобразователями и воздушно-масляным охлаждением, смонтированных внутри рамы машины. Блоки электрического управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части шасси.
Механическую часть трансмиссии составляли согласующий и понижающий редукторы, коробка отбора мощности, угловые и колесные передачи, многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы. Машина имела индивидуальную гидропневматическую подвеску с попарными бортовыми балансирными связями. Все 24 колеса были оборудовали широкопрофильными камерными шинами ВИ-207 1660×670-685 с постоянным внутренним давлением (3,5 кгс/см2).
Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром под два метра обеспечивали машине с проектной боевой массой около 220 т хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 25 км/ч. Максимальная расчетная скорость на твердых и гладких покрытиях составляла 40 км/ч.
Предварительные обкаточные и пробеговые испытания шасси МАЗ-7907 в объеме 1000 км были проведены на заводе. Машины выходили в пробег в ночное время на Могилевское шоссе и заводской полигон «Утес». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград). Где на нем был смонтирован габаритный макетный образец автономной пусковой установки (АПУ) 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2».
После чего шасси было направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознаменной дивизии недалеко от пгт. Выползово Бологовского района Тверской области для проведения сравнительных испытаний с шасси МАЗ-7906. Целью был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2».
Там были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колес на дорожное полотно. Испытания начались в сентябре 1986 года и были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.
Как противоречащие «новому мышлению»
Как отметила комиссия по результатам всех испытаний, главными недостатками шасси 7907 являлись низкая работоспособность и малый КПД электрической трансмиссии, недостаточная проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, повышенная осевая нагрузка (18,5 т) и недостаточная динамика разгона.
Согласно данным историков Минского автозавода, комиссия в окончательных выводах все же рекомендовала к производству после соответствующей доработки шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ: меньшими осевыми нагрузками, легкостью управления, лучшими виброакустическими характеристиками в кабине, быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счет применения ГТД), лучшими эксплуатационными качествами (за счет применения электротрансмиссии), более высокой надежностью и живучестью (за счет резервирования систем и возможности движения без 8 электроприводов), лучшей железнодорожной транспортабельностью.
Однако работы по подвижному грунтовому ракетному комплексу в рамках проекта «Целина-2» были прекращены (есть мнение, что негативную роль здесь сыграла перестройка), и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.
Между тем, в истории этих машин был еще один эпизод. Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена транспортировка речного теплохода весом 88 т и длиной 40 м с реки Березины на озеро Нарочь на расстояние 250 км. Во время разгрузки вода попала в трансмиссию и на обратном пути из строя вышли все электромоторы шасси, на завод оно было возвращено на буксире.
В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907 была собрана одна, которая сейчас является одним из экспонатов экспозиции продукции Минского завода колесных тягачей на территории предприятия.