3.10.2016, 8:51
Порция инвестиционного реализма
Нефтяная эра закончилась для многих стран, в том числе и для Беларуси. Сейчас надо делать ставку на новые драйверы экономического роста, чтобы не остаться на обочине мировой экономики. Это – лейтмотив первого Белорусского форума «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», который прошел в Минске 29-30 сентября.
Политическое потепление с Европой помогло организаторам первого Белорусского форума собрать в отеле «Мариотт» весь «цвет» ведущих европейских экспертов и практиков, а также неравнодушную белорусскую аудиторию. Повестка дня форума была настолько плотной, что многие дискуссии одновременно проходили на нескольких площадках.
Ни одного вопроса премьеру
Белорусский премьер Андрей Кобяков в своем выступлении перед аудиторией, заполнившей до предела вместительный зал отеля (а в первый день форуме собралось более 500 участников), был на удивление лаконичен.
Он признал, что несмотря на неплохую законодательную базу, успешно работающие преференциальные режимы привлечения инвестиций в рамках ПВТ, индустриального парка «Великий Камень», малых городов, Беларусь пока не получила ожидаемого притока ПИИ. Одна из причин такой ситуации, как было сказано, — в «малой информированности иностранных инвесторов», хотя страна уже провела ряд крупных инвестфорумов в Вене, Лондоне, Стамбуле, Нью-Йорке». В выступлении отмечалось, что Беларуси надо «в большей степени ориентировать инвестиционную политику на конкретных инвесторов, а также хорошо представлять их ожидания и возможные опасения».
Премьер также констатировал, что на фоне обострения борьбы за привлечение капитала Беларусь переходит на новый уровень взаимодействия с международными финансовыми институтами. А именно — совместно с ними вырабатывает меры структурной политики в экономике и финансах, которые использует при подготовке программных документов.
На фоне ажиотажного интереса к форуму со стороны зарубежных участников показалось непонятным, почему белорусский премьер ограничился всего лишь немногословной констатацией ситуации и не поучаствовал в дискуссии. Ведь живое общение могло бы стать тоже определенным знаком, что Беларусь осознает стоящие перед ней вызовы и готова меняться. Однако не только дискуссии, но даже возможности задать вопрос премьеру в формате форума предусмотрено не было.
Такая «закрытость» очень контрастировала с настроем правительства, который царил на похожем форуме в ноябре 2009 года. Тогда в Минск съехались более 600 участников из более 60 стран. То ли организаторы просчитались, то ли желающих оказалось больше, но просторный конференц-зал Нацбиблиотеки тогда тоже не смог вместить всех желающих.
Модератор пленарного заседания — а в этой роли выступал вице-премьер Андрей Кобяков — попросил организаторов принести дополнительные стулья. И не без удовольствия добавил, что следующий форум придется проводить во Дворце республики, где есть зал на 2700 мест. Тогда, открывая форум, А. Кобяков напомнил приоритетную задачу правительства: Беларусь должна войти в 30-ку стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. И даже подчеркнул: «Мы готовы прямо на форуме принимать решения по предложениям инвесторов». В том же ключе выступил тогда и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. «Лозунг правительства не изменился: инвестируйте в Беларусь!» — начал он с призыва к участникам форума.
Кстати, тогда премьер не удалился и после приветственной речи, — он в течение дня общался с участниками форума.
Беларуси пока нет на международной карте инвесторов
Показательно, что все зарубежные участники были солидарны в одном: Беларусь имеет большой потенциал и пришла пора его высвободить. Они демонстрировали готовность не только содействовать Беларуси в проведении структурных реформ, привлечении ПИИ, но и готовность помочь с привлечением финансирования из европейских фондов. Но, как отмечалось, включить новые программы финансирования для Беларуси можно при одном условии: реализации политики структурных реформ.
Впрочем, глава ВБ в Беларуси Ян Чул Ким в этой связи оптимистично заявил, что Беларусь не ждет пакета реформаторских предложений извне, а самостоятельно уже приступила к реформам и их реализует. Да, подчеркнул он, в Беларуси тяжело принимаются решения – в дебатах и спорах. «Но если мы выходим на договоренности, то эти программы действительно реализуются», — подчеркнул Ян Чул Ким.
Так что, как заметил глава отдела Европейской комиссии Василис Магарос, «есть колеса, на которых можно двигаться вперед». Он предложил сформировать дорожную карту, которая позволит сделать Беларусь более привлекательной для инвестиций. «МВФ, ВБ, ЕБРР и все европейские институты однозначно будут рады видеть Беларусь на пути к устойчивому развитию, на пути реформ, и для этого белорусская сторона сможет привлечь помощь европейских стран», — подчеркнул представитель ЕК.
Экс-президент Европейского банка реконструкции и развития, старший советник Rothschild Group Томас Миров в свою очередь отметил, что сейчас Беларусь прилагает большие усилия для серьезного выстраивания отношений с международными финансовыми институтами. Однако чтобы убедить их и частных инвесторов рассматривать Беларусь как место для инвестиций и серьезных проектов, белорусские власти должны в первую очередь продемонстрировать приверженность структурным реформам, в том числе провести приватизацию госпредприятий, чтобы в ближайшее время увеличить вклад частного сектора в экономику Беларуси с 30% до 50%.
Управляющий директор инвестиционного банка Rothschild по странам СНГ Джованни Сальветти не стал скрывать, что пока иностранные инвесторы не воспринимают Беларусь как страну для вложения инвестиций. «Буду максимально откровенен с вами… Беларусь для международных инвесторов сейчас вообще не существует на инвестиционной карте», — сказал Дж. Сальветти. Как следствие, уровень ПИИ в расчете на душу населения в Беларуси существенно ниже, чем в других странах, — к примеру, в сравнении со Словакией – 4 раза.
Между тем, госсектор в белорусской экономике продолжает играть определяющую роль, в то время как в европейских странах — Польше, Словакии, Чехии — вклад частного сектора в экономику составляет более 70-80%. Как следствие, в европейских странах с развитым частным сектором ВВП на душу населения составляет 15 тысяч долларов и более, а в Беларуси – лишь около 6 тыс. «Существует прямая корреляция между развитием частного сектора и уровнем благосостояния в стране. И это – не идеология», — подчеркнул представитель банка Rothschild.
Он также обратил внимание на особую значимость геополитического и геостратегического аспектов привлечения зарубежных инвестиций. «Как показывает практика, чем больше иностранные инвесторы вкладывают в страну, тем больше они заботятся об этой стране», — отметил Дж. Сальветти.
Однако Беларусь за последние пять лет не выставила на продажу ни одного серьезного предприятия, чтобы привлечь иностранные инвестиций», хотя для повышения интереса инвесторов к белорусской экономике стоило бы реализовать хотя бы несколько пилотных приватизационных проектов». «Если бы я работал в белорусском правительстве, то реализовал пару-тройку проектов с участием «голубых фишек», и Беларусь была бы нанесена на карту иностранных инвесторов», — сказал Дж. Сальветти.
Двухэтапные тендеры для выбора стратегов
Очевидно, что в белорусском правительстве тоже понимают важность продемонстрировать примеры успешной приватизации. Директор Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) Наталья Никандрова рассказала журналистам в кулуарах конференции, что сейчас в Беларуси прорабатывается возможность применения новых методов при проведении приватизации.
В частности, предполагается проводить двухэтапные тендеры по выбору инвестора. «На первом этапе мы выбираем по определенным критериям, кто нам подходит в качестве потенциального стратегического инвестора. На втором этапе — даем возможность инвесторам дать свои предложения по стоимости акций, которые они готовы выкупить, по условиям, на которых они готовы приобрести предприятия, по инвестициям, которые они готовы вложить в развитие. Исходя из этого мы делаем выбор», — рассказала директор НАИП,
Она пояснила, что, в ближайшее время действующий перечень предприятий пилотной приватизации (из 8 ОАО) планируется дополнить еще 8 предприятиями пищевой, легкой, химической промышленности и других отраслей. Предполагается, что эти предприятия будут приватизированы не по стандартной процедуре приватизации, которые сейчас применяются в Беларуси. «Цель проекта — выработать те методы, которые помогут Беларуси провести приватизацию наиболее эффективно, избежав негативных последствий, которые были в России, странах Восточной Европы», — отметила Н. Никандрова.
По ее словам, в этом случае речь идет о выборе стратегических инвесторов. «Главное при этом — найти для белорусских предприятий такого собственника, который будет развивать это предприятие, привносить новые технологии, создавать рабочие места», — подчеркнула директор НАИП.
Шанс стать «мостиком» между ЕС и ЕАЭС для промышленной кооперации
Глава представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский подчеркнул, что сейчас Беларусь получила огромный шанс, поскольку она сумела поменяться в геополитическом контексте, что способствовало снятию европейских санкций. Теперь страна должна также попытаться поменяться в экономическом контексте – сыграть своего рода «шарнира», «мостика» между рынками ЕС и ЕАЭС.
Ведь Беларусь между глобальными рынками ЕС и ЕАЭС, по словам В, Августинского, представляет собой «ворота», которые могут быть использованы не только в рамках проекта Шелкового пути для развития транспортной логистики, но также и для организации промышленной кооперации. «Мы видим это ключевым направлением для сотрудничества, чтобы уже через такую промышленную кооперацию вывести инвесторов на мысль об инвестициях в белорусские предприятия», — отметил он.
Нефтяная эра прошла, «и теперь надо думать, какие товары производить и как их продавать» «Сегодня весь мир конкурирует не только за инвестиции, но и за место в глобальном мире. И чтобы включиться в эту конкурентную борьбу и быть готовой к изменениям, Беларусь должна быть к этому подготовлена и ментально, и технологически. На наш взгляд, это легче делать с зарубежным инвестором», — подчеркнул В. Августинский.
Время покажет, сможет ли Беларусь в очередной раз воспользоваться тем уникальным шансом, о котором на форуме убедительно говорил глава представительства немецкой экономики в Беларуси.
Тем более, что, как заметил одни из выступающих, в Беларуси можно провести еще 10 подобных инвестфорумов, но потом принять только один закон или нормативный акт, негативный эффект от которого будет во сто крат выше, чем эффект от всех форумов.
СПРАВКА
Организаторы форума инвестиционная компания ЮНИТЕР, Национальное агентство инвестиций и приватизации а также Белорусский институт стратегических исследований.