1.10.2016, 12:33
Не учить, а лечить

В Минске завершилось интересное мероприятие, которое ее организаторы — «Летучий университет» — назвали Неделей белорусского мышления. Вещественным субстратом тридцати лет развития белорусской философской и интеллектуальной мысли стала экспозиция выставки «Cogito Albarutheniae. Панорама белорусского мышления».
Были выставлены несколько сотен наиболее интересных интеллектуальных издательских проектов, реализованных в Беларуси за последние тридцать лет, среди которых можно было увидеть различные энциклопедии, антологии, альманахи, сборники, журналы, газеты, книги, написанные авторскими коллективами и «авторами-единоличниками». По словам философа Валентина Акудовича, выставка Cogito Albarutheniae положила начало масштабному культурно-образовательному проекту – Неделе белорусского мышления, которая проводилась 19-25 сентября, стала социокультурным явлением, уникальным не только в Беларуси. Никто из соседей: ни поляки, ни литовцы, ни эстонцы, ни латыши, ни украинцы, ни россияне — не отважились на такой эксперимент.
Валентин Акудович
В этих странах проводится множество культурных мероприятий, но, считает Акудович, только белорусы настолько внимательно относятся к своей мысли. Возможно потому, что белорусам надо больше других работать над преодолением комплекса «собственной интеллектуальной никчемности», который поразил общество.
Интеллектуальное сообщество Беларуси на протяжении десятилетий трудилось «без поддержки, а чаще наперекор государству», доказывая, что «белорусы – нация метафизическая и, вероятно, созданная для философского мышления». Так это или не так, доподлинно неизвестно. Важно, считает Акудович, «чтобы процесс развития белорусской мысли, который начался относительно недавно, продолжался, расширялся и крепился, чтобы появлялись новые гении, которые будут потрясать людей своими интеллектуальными прорывами.
Это заявление созвучно с проведенной в рамках Недели дискуссии «Александр Грицанов и его дело». На самом деле он заслуживает всеобщего признания. По безусловно достоверным данным Александр Грицанов был руководителем и главным научным редактором социально-гуманитарной энциклопедической серии, в которой было опубликовано 13 энциклопедий и словарей. Им была основанная серия научных биографий «Мыслители ХХ столетия», в которых было опубликовано 12 книг. В серии были представлены самые известные интеллектуалы, творчество которых предвосхищало судьбу этого кровавого столетия и предсказало его кошмарные итоги.
Александр Грицанов
Для этих энциклопедий, словарей, рецензий и аннотаций, книг Грицанов подготовил боле 2000 научных публикаций на русском, белорусском, английском и польском языках.
Философ, социолог, религиовед, публицист. Он выступал в печатных («Белгазета», «Белорусы и рынок», «Архе») и электронных («Наше мнение») СМИ Беларуси (автор порядка 400 статей). Особое значение в его творчестве занимает книга «Научный коммунизм и антифашизм: популярный компендиум», написанный в соавторстве с Анатолием Тарасом. По словам Грицанова, это книга, которую я всегда хотел написать.
О таком интеллектуальном продукте можно сказать – дело всей жизни, можно назвать наследием. Как им распорядиться? На этот вопрос успел ответить и сам Грицанов. По его мнению, в наших постсоветских условиях философия должна не учить, а лечить. Его любимое изречение принадлежит Конфуцию: «Когда слова утрачивают свое значение, народ теряет свободу». Наш народ, не приобретя свободы, не выработал иммунитет против подлости подонков, которые установили над всем и всеми в стране свою аморальную власть. Чтобы ее победить, надо каждому хотя бы приблизительно представить, что такое «дух», «воля» и «свобода», в понимании народов, которые на самом деле обрели свободу.
По мнению Грицанова, в эпоху виртуальных массовых коммуникаций традиционными понятийными средствами классического философствования в реальную жизнь проникнуть невозможно. Нужна философия, «говорящая для толпы и на языке толпы, — это уже нечто иное, предлагающее решение новых социальных задач». Нужно новое слово, понятное самым «простым людям». По ситуации и по давней традиции с ними философам всегда очень трудно. Трудно найти достаточное число понимающих, достучаться, договориться о действиях.
* * *
В рамках дискуссии «Александр Грицанов и его дело» Константин Скуратович подготовил статью «Слова и словари», с который мы предлагаем вам ознакомиться, перейдя по ссылке.