• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Затянувшийся газо-нефтяной спор с Россией поставил Беларусь в очередной раз перед необходимостью иметь реальную альтернативу поставкам российской нефти. Один из вариантов такой альтернативы предлагает украинский эксперт – иранскую нефть.

Александр Лукашенко, давая 12 сентября напутствие вице-премьеру Владимиру Семашко перед очередными переговорами в Москве, заявил следующее. «Везде должна быть альтернатива, как бы ни было сложно. И по природному газу (это сложнее, конечно), а по нефти тем более», — сказал он. Беларусь в своей новой истории предпринимала несколько попыток привлечь альтернативную нефть. Станет ли успешной очередная попытка?

Между тем, директор «Консалтинговой группы А-95» (Киев) Сергей КУЮН убежден, что сейчас у Беларуси есть абсолютно реальная возможность притянуть на Мозырский НПЗ альтернативную нефть, которая, по его словам, по качеству и по цене сейчас практически идентична российской нефти сорта Urals.

С украинским экспертом обозреватель БЕЛРЫНКА пообщалась в кулуарах международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» в Минске 22 сентября.

— Хочу отметить, что 2016 год — очень хороший год для белорусских поставщиков топлива в Украину. В августе установлен символичный рекорд: поставки белорусских бензинов составили 80% от всего импорта в Украину. Это беспрецедентный уровень, – раньше поставки не превышали 50%. Есть предпосылки считать ( хотя есть определенные риски), что в этом году будет побит исторический рекорд поставок белорусского топлива в Украину в 2012 году, когда было поставлено 4,2 млн. тонн.

— Чем обусловлен нынешний рост поставок?

— Прежде всего, — это выгодная логистика. Также целенаправленный труд экспортера – Белорусской нефтяной компании — на протяжении 6-7 лет дает определенные плоды: потребители уже почувствовали качество белорусского топлива, партнеры поняли особенности работы с белорусскими экспортерами. С другой стороны, эти цифры во многом обусловлены тем, что украинский рынок сузился. Тем не менее, есть прирост в абсолютных величинах.

— Беспокоит ли украинских потребителей возможные последствия снижения поставок российской нефти на белорусские НПЗ, поскольку появляются риски исполнения контрактов?

— Есть на рынке определенная нервозность. Понятно, что когда поставщик занимает на рынке такую большую долю, к нему приковано повышенное внимание, и все с напряжением следят за развитием данной ситуации. С аналитической точки зрения это, конечно же, выносит на поверхность вопрос диверсификации поставок в Беларусь для повышения устойчивости этого рынка. Кстати, хочу заметить, что сегодня Украина – единственная, кто может в этом белорусам реально помочь.

— Каким образом?

— Могу сказать, что в Украине сегодня ведутся очень активные переговоры с иранскими поставщиками нефти о ее прокачке по трубопроводу Одесса-Броды в Европу. В рамках этого проекта можно рассматривать и белорусское направление.

То есть, можно реанимировать проект, в рамках которого осуществлялась поставка азербайджанской нефти в Беларусь в 2011 году. Однако, самое главное, в отличие от азербайджанской нефти, которая, конечно же, дорогая, иранская нефть по цене сегодня конкурентоспособна даже с российской.

Как правило, диверсификация поставок энергоресурсов стоит дорого. Но сейчас ситуация для Беларуси складывается очень удачно. Как заявил сегодня в своем выступлении на конференции в Минске старший редактор Platts Ник Коулмен, иранская нефть сейчас активно завоевывает новые рынки, — после снятия международных санкций Иран ведет очень агрессивную политику по возвращению на рынки, в том числе на европейские..

При этом, еще раз подчеркну: иранская нефть по своей цене абсолютно конкурентоспособна с российской нефтью, — даже с учетом ее прокачки через Украину, — такие расчеты есть. По качестве она также сопоставима с российской Urals.

Мне кажется, что белорусам с учетом постоянных рецидивов с поставками российской нефти стоило хотя бы на 20-25% иметь альтернативный источник поставок нефти в виде иранской нефти. Это намного повысило бы устойчивость этого бизнеса, его прогнозируемость. Не буду скрывать: украинские клиенты очень переживают и нервничают, смогут ли белорусы выполнить свои обязательства по поставкам из-за ограничения поставок российской нефти в Беларусь. К сожалению, мы видим, что срыв этих поставок время от времени происходит.

Между тем, основное достижение белорусов за последние годы – статус надежного поставщика топлива в Украину. Он пока слабее, чем статус литовских или польских поставщиков, но есть очень серьезный прогресс: сегодня у белорусских поставщиков намного выше качество отгрузок, качество договорной и контрактной работы. Тем не менее, постоянная дестабилизация с поставками нефти держит рынок в напряжении. Чтобы снять это напряжение и повысить свою устойчивость нужна альтернатива – иметь такой резерв: хотя бы до 30% альтернативной нефти. Думаю, что и на переговорах с россиянами это намного усилило бы позиции белорусской стороны. Это сегодня можно и реально сделать.

— Вы сказали, что в Украине сейчас ведутся серьезные переговоры по возможности прокачки иранской нефти в Европу. Транспортная инфраструктура Украины готова. В чем вопросы?

— Вопрос в том, что это новый проект и Иран – новый для всех партнер. Мы видим, что польская группа «Лотос» сегодня работает с иранской нефтью и готова к долгосрочным контрактам с Ираном. Не исключено, что часть этих поставок (а может быть, и все) пойдут через Украину с прокачкой по трубопроводу Одесса-Броды, перегрузкой «на колеса» (на железную дорогу. – Прим. авт.) и дальнейшей отправкой в Европу.

— Почему — «на колеса», если есть техническая возможность прокачать эту нефть в Европу через Беларусь по белорусской трубопроводной системе? Рассматривается ли такой вариант хотя бы теоретически?

— Насколько мне известно, сегодня такой вариант не рассматривается. Хотя этот проект можно было бы увязать с поставками нефти напрямую по трубопроводу на Мозырский НПЗ. Здесь есть о чем говорить. Это — серьезный пункт на повестке дня. Безусловно, этот вопрос требует серьезной проработки. Но, на мой взгляд, сейчас – самое время белорусам серьезно об этом задуматься.

— На каком уровне ведутся переговоры о поставках иранской нефти через Украину?

— У нас было несколько визитов официальных делегаций в Иран, в Украину приезжали торговые представили Ирана (те, кто распоряжается данными ресурсами). Они подтверждают, что ресурсы имеются и с ними можно работать.

Кстати, в сентябре в Украину зашел первый танкер с иранским газовым конденсатом, — он будет переработан на Кременчугском НПЗ.

— Можно ли говорить, что в результате украинская нефтепереработка получит определенный импульс?

— Да. Но проблема в том, что у нас негде перерабатывать иранское сырье в больших количествах, поскольку украинские НПЗ не модернизированы. Их мощности позволяют переработать ограниченное количество нефти с соблюдением регламента ГОСТа, потому что нет развитых вторичных установок по переработке нефти. А вот белорусы могут это делать. У Мозырского НПЗ есть возможность брать иранскую нефть и делать из нее качественные нефтепродукты.

Кстати, Украина имеет возможность также поставлять иранскую нефть в Европу по действующей системе нефтепровода «Дружба». Сейчас одна нитка этой «трубы» задействована под нефть Urals, вторая пустует. Она может быть использована для поставок иранской нефти на венгерские, чешские, австрийские НПЗ. Этот вопрос также сейчас активно обсуждается в Украине. Так что для Беларуси складывается очень своевременный момент присоединится к этому обсуждению.

 В статье использованы материалы доклада С. Куюна «Анализ развития рынка нефтепродуктов Украины».

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 11-16 ноября

Курс доллара на БВФБ может снова уменьшиться, но не так значительно, как на прошедшей неделе, то есть всего на 0-0,5%. Курс евро может опуститься примерно на такую же величину, а вот российский рубль, скорее всего, подешевеет в большей степени. В начале прошедшей недели средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и ожидалось, снизился, затем

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Сравнительный тест шин: «еврозима» против всесезонки

Зимние шины делятся не только на фрикционные и шипованные. Среди первых, то есть шин без шипов, выделяют две группы. Это шины, предназначенные для мягкой зимы европейского типа, а также шины для суровой зимы скандинавского типа. Важная разница между этими двумя типами шин состоит в том, что «европейки» предназначены для эксплуатации по относительно чистым асфальтовым дорогам

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Военно-политическая ситуация: Коридорные страхи

Западные СМИ вновь обеспокоены судьбой Сувалкского коридора — небольшого участка земли между Польшей и Литвой, захватом которого Россия в случае начала войны может отсечь Балтию от остальных стран НАТО. Однако информационная компания может стать одним из факторов обострения военно-политической ситуации в нашем регионе. На днях американское издание The Daily Beast опубликовало статью из которой следует,

Игорь ЮШКОВ: «Российские чиновники сейчас явно предлагают Беларуси: дайте нам что-то большее, чем интеграционные карты»

О проблемных вопросах в отношениях между Беларусью и Россией в сфере энергетики в канун ожидаемого подписания дорожных карт по интеграции обозреватель БЕЛРЫНКА беседует с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем ЮШКОВЫМ. — Недавно белорусский вице-премьер Игорь Ляшенко заявил, что в декабре Минск и Москва договорятся по условиям поставок