Без сильного антимонопольного органа создать в стране эффективную экономику невозможно. Примечательно, что и среди предложений белорусского бизнеса по реформированию делового климата лидирует инициатива по формированию  добросовестной конкурентной среды. Сможет ли решить эту задачу новое Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ)?

История вопроса: ЕАЭС и МВФ подстегнули

Антимонопольное законодательство Беларуси формировалось в несколько этапов. Главный импульс оно получило уже в суверенной стране. В апреле 1992 года был создан первый белорусский антимонопольный орган — Комитет антимонопольного регулирования при Совмине, а 10 декабря 1992 года — принят первый Закон Республики Беларусь № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Позже антимонопольный орган дважды менял структуру и название. При этом в статусе Министерства по антимонопольной политике просуществовал буквально один год. В 1996 году антимонопольные функции были переданы в структуру Министерства предпринимательства и инвестиций. В 2001 году это министерство упразднили, а его функции в части антимонопольного регулирования передали Департаменту антимонопольной и ценовой политики (позже — Департаменту ценовой политики) в структуре Министерства экономики.

Эксперты отмечают, что вряд ли департамент можно назвать эффективным антимонопольным органом, ибо он преимущественно занимался ценовым регулированием, а не контролем за соблюдением антимонопольного законодательства. В частности, в 2015 году департамент провел 336 проверок по вопросам соблюдения антимонопольного и ценового законодательства, но лишь 127 проверок касались соблюдения антимонопольного законодательства (львиная доля проверок относилась к нормам ценового законодательства).

Серьезным импульсом, подстегнувшим изменения белорусского законодательства о конкуренции, стало подписание 9 декабря 2010 года в пакете договоренностей в рамках создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (вступило в силу 1 января 2012 года).

Вслед за этим в Беларуси был принят указ президента № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» от 27 февраля 2012 года, а также разработан и введен в действие закон № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 2013 года («Закон № 94-З»). Сейчас разрабатывается проект новой редакции Закона № 94-З, который намечено внести на рассмотрение депутатам в ноябре 2016 года.

Недавно стартовал новый этап в формировании института антимонопольного регулирования в Беларуси — с 8 сентября в Беларуси вступил в силу указ президента от 3 июня 2016 г № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли», в соответствии с которым на базе Министерства торговли заработало новое Министерство антимонопольного регулирования и торговли – МАРТ (отметим, что создание антимонопольного органа является одной из мер экономической политики, согласованной с международными финансовыми организациями, включая МВФ).

В состав МАРТ переданы Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома. Созданный в новом качестве антимонопольный орган призван регулировать деятельность субъектов естественных монополий, цены (тарифы), а также осуществлять контроль в этих сферах. При этом функции, ранее предоставленные Министерству торговли, сохраняются фактически в полном объеме.

МАРТ: пока изменилась только структура

Татьяна Игнатовская

Татьяна Игнатовская

Комментируя создание в Беларуси МАРТа, адвокат, партнер АБ «Степановский, Папакуль и партнеры» Татьяна Игнатовская на презентации 7 сентября результатов проведенного Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) исследования «Актуальность реформ, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции» отметила, что сейчас в Беларуси создается вертикально-подчиненная структура антимонопольного органа, представленного республиканским органом, а также его структурными подразделениями.

Кроме того, из структурного подчинения и управления Минторга передаются подконтрольные ему акции открытых акционерных обществ, а также предприятия и учреждения. «Оба этих факта позволяют предполагать, что при применении мер антимонопольного воздействия антимонопольный орган, включая его территориальные подразделения, сможет в большей степени избегать протекционизма при принятии решений о применении мер воздействия к хозяйствующим субъектам, государственным органам и их должностным лицам», — отметила Т. Игнатовская.

При этом она обратила внимание на следующий факт. Ранее функция контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании была фактически разделена между Департаментом ценовой политики и Министерством торговли (Минторг контролировал соблюдение законодательства о ценообразовании при реализации потребительских товаров, в частности, на социально значимые товары, алкогольную продукцию). То есть, фактически одна государственная функция контроля за ценообразованием в отношение широкого круга товаров и услуг находилась в компетенции различных госорганов. Теперь эти функции будут сосредоточены в одном госоргане. Правда, пока неясно, сможет ли он совместить функции ценового регулирования и контрольные функции.

Эксперты отмечают, что пока происходящие в Беларуси изменения в антимонопольном регулировании в Беларуси носят структурный характер. Между тем, национальный антимонопольный орган следовало бы наделить полномочиями по проведению антимонопольной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, проведению более глубокого мониторинга отраслевых неконкурентных норм и выработке предложений по их исключению. Важно также привлекать практикующих юристов к работе над проектами правовых актов, а также по адвокатированию конкуренции.

Перекосы регулирования

Провести серьезный экономический анализ состояния конкуренции в Беларуси сегодня практически невозможно — не хватает доступной и релевантной статистической информации, отмечают авторы исследования. Кроме того, в белорусском законодательстве отсутствует четкое понятие «товар» и «товарный рынок», вследствие чего нередко происходит смешение этих терминов. В частности, если судить по Реестру лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, для них доминирующее положение установлено не на товарном рынке (как этого требует закон), а по товарной позиции, по которой этот субъект занимает такое положение на товарном рынке.

Эксперты также обращают внимание на существующую в Беларуси практику расширительного трактования границ товарных рынков. Поэтому предприятиям непросто настоять на том, что в отношении любой товарной позиции (товара) одновременно могут существовать различные товарные рынки – производства товара, оптовой реализации товара, розничной продажи и т.д. «Для определения границ товарных рынков следует однозначно идентифицировать товар, не имеющий заменителей, а также круг покупателей и продавцов такого товара. Данные базовые понятия являются основополагающими как в целях регулирования, так и в целях выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства и применения мер ответственности», — подчеркивают эксперты.

Они также отмечают слишком низкие пороги доминирования, при которых субъект (несколько субъектов-конкурентов) могут быть признаны лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках. В Беларуси установлен самый минимальный из стран ЕАЭС порог доли на товарном рынке в 15%, наличие которого в совокупности с иными, указанными в законе признаками, может стать основанием для признания такого субъекта лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке. При этом доля субъекта в 35% не требует установления доминирующего положения антимонопольным органом — субъект с такой долей считается доминирующим субъектом.

Кроме того, отсутствуют прозрачные и понятные подходы при определении случаев экономической концентрации, требующих согласия антимонопольного органа, — особенно в части сделок с имуществом субъектов хозяйствования, а также в отношении сделок и действий, осуществляемых за пределами Беларуси.

При этом в Беларуси основные барьеры для свободной конкуренции лежат преимущественно в плоскости отраслевого законодательства. В качестве примера эксперты приводят необходимость согласовывать размещение АЗС с концерном «Белнефтехим», структурные подразделения которого работают на товарных рынках реализации нефтепродуктов. Еще один пример — в Беларуси открыть кассу по реализации авиабилетов любая авиакомпания может только при наличии договора с белорусскими авиаперевозчиками на обеспечение воздушных перевозок и обеспечение в дальнейшем реализации авиабилетов на их рейсы в размере не менее 30% от общего объема реализации в стоимостном выражении. Аналогично требуется согласовывать «целесообразность» открытия аптек в соответствие с нормативами социальных стандартов РУП «Фармация» в структуре Министерства здравоохранения.

Развитию конкуренции мешает доминирование государства

Развитию конкуренции в Беларуси мешает сохранение доминирующая роль государства в экономике и бизнесе – такой вывод сделали авторы исследования. Поэтому даже при «эталонных» нормах законодательства создание МАРТ не поможет развиваться конкуренции, если не изменить практику применения антимонопольного законодательства.

К тому же, не секрет, что законодательство о конкуренции в Беларуси нередко используется для ценового регулирования, а антимонопольный орган не проводит в должном объеме анализ товарного рынка, в результате чего зачастую допускаются «вольные» определения границ товарных рынков.

Третий важный аспект, по мнению авторов исследования, заключается в том, что при видимых изменениях антимонопольных норм, содержащихся в базовом законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», отраслевые нормы практически не меняются и даже не попадают в поле зрения законодателя. Между тем, в Беларуси ряд подзаконных актов, регулирующих отдельные виды деятельности, содержат законодательные барьеры выхода на товарные рынки, что является нарушением законодательства о конкуренции.

Серьезной проблемой для развития конкуренции в Беларуси является фактическая подмена ценового регулирования нормами антимонопольного регулирования — в первую очередь, путем признания субъекта доминирующим либо установления факта его доминирующего положения при наличии доли на товарном рынке в пределах от 15 до 35%.

Подобная тенденция появилась после подписания белорусской стороной в декабре 2010 года Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции. Статьей 17 Соглашения был введен запрет на введение сторонами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, кроме как в исключительных случаях, к которым относятся, в том числе чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.

Также этим соглашением было установлено, что без согласования с ЕЭК стороны соглашения могут вводить государственное ценовое регулирование только в качестве временной меры на срок до 90 дней в течение 1 года по одному виду социально значимого товара на определенной территории. Данные ограничения не распространяются на услуги, а также, в частности, на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, твердое топливо, нефтепродукты, лекарственные препараты, алкогольную продукцию, табачные изделия. «Принятие и существование ряда нормативных документов, прямо либо опосредованно регулирующих вопросы ценообразования без согласования с ЕЭК является формальным признаком нарушения принятых международных обязательств в рамках ЕАЭС», — отметила Т. Игнатовская.

В сфере наднационального отраслевого регулирования эксперты выявили фактическое несоблюдение Беларусью гарантий о неприменении субсидирования услуг местной и междугородней электросвязи за счет завершения международного вызова на своей территории. «Сохранение в Беларуси одного из самых высоких тарифов завершения международного вызова помимо нарушения принятых на себя международных обязательств также негативно сказывается на потребителях, которые оплачивают подобные фактические завышения тарифов в составе стоимости услуг электросвязи. Кроме того, этим же документом установлено обязательство государств-членов на принятие всех необходимых мер, «включая правовые и административные, для обеспечения недискриминационного, равного доступа к сетям и услугам электросвязи», что в реалиях в нашей стране не реализовано», — отмечается в исследовании.

Метод принуждения в ЕАЭС не работает

В ЕАЭС ответственность за нарушение наднационального законодательства о конкуренции установлена Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (Приложение № 19 к Договору о ЕАЭС). Однако эти нормы касаются исключительно подходов к ответственности хозсубъектов за выявленные нарушения правил конкуренции на трансграничных рынках. Специальной нормы об ответственности на несоблюдение обязательств в части конкуренции в Договоре о ЕАЭС нет.

Таким образом, в случае выявления нарушения государством-членом ЕАЭС принятых на себя обязательств они подлежат рассмотрению в соответствии со 112 Договора о ЕАЭС «путем консультаций и переговоров». Если спор не удается урегулировать в течение 3 месяцев, любая из сторон вправе передать данный спор на разрешение Суда ЕАЭС. Однако в практике интеграционного союза подобного еще не случалось.

В свою очередь Комиссия ЕЭК может налагать штрафные санкции за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках. Однако пока она не проявила себя в качестве активного регулятора на трансграничных рынках ЕАЭС.

Авторы исследования предполагают, что ближайшие 2-3 года серьезных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках ЕАЭС ожидать не следует. В то же время действия, содержащие признаки ограничения конкуренции, могут быть пресечены нормами национального законодательства о конкуренции государства-члена ЕАЭС.

* * *

Исследование «Актуальность реформ, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции» проведено в рамках проекта «РЕФОРУМ» и будет представлено на Белорусском форуме «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», который пройдет 29-30 сентября в Минске.

Тэги:

, , ,

С 9 октября в Беларуси вводится обязательный масочный режим и соблюдение дистанции

В Республике Беларусь с 9 октября ношение масок и соблюдение дистанции в общественных местах станет обязательным для всех, говорится в сообщении Минздрава в телеграм канале Официальный Минздрав. Данная норма внесена специалистами Министерства здравоохранения в санитарные нормы и правила, касающиеся профилактики гриппа и COVID-19. Как сообщил сегодня заместитель министра здравоохранения — главный санитарный врач Александр Тарасенко,

Как будут отмечать День Победы в Минске — программа мероприятий Мингорисполкома

Мингорисполком опубликовал программу мероприятий городских властей на 9 мая 2021 года: 11:00 – торжественная церемония возложения цветов и венков к монументу Победы. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны придут официальные делегации государственных органов, трудовых коллективов столичных предприятий, представителей общественных и профсоюзных организаций, администраций районов, духовенство, депутаты, молодежь. 11:00 – в парке Победы начнется

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 мая

Вероятно продолжение снижения курса доллара на БВФБ: на 0-0,5%. В то же время возможны неожиданные колебания курсов валют на бирже. Но в понедельник 24 мая курс доллара может вырасти на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе уменьшился, хотя и не столь значительно, как ожидалось: на 0,5%

Фейерверк на 9 мая в Минске — где смотреть

В Минске 9 мая состоится фейерверк, сообщила на пресс-конференции начальник отдела учреждений культуры управления культуры Мингорисполкома Екатерина Усова. По ее словам  фейерверк  запланирован на территории города Минска в пяти точках. Он начнется в 23:00. Основной точкой станет парк Янки Купалы. Также фейерверк будет организован: в парке Павлова, в парке Уго Чавеса, на набережной в Дроздах,

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия