7.09.2016, 9:04
Какой турист нужен Беларуси?
![](https://www.belrynok.by/images/cms-image-000003047.jpg)
Развитие внутреннего туризма является одним из государственных приоритетов, о чем свидетельствует принятый еще в 2006 году Указ № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь». Данным указом в частности установлены налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), предоставляемые туристическим предприятиям, развивающим внутренний туризм. При этом трактовка налоговых льгот со стороны контролирующих органов и порядок их применения на практике являются сдерживающим фактором для развития внутреннего туризма – отрасли, которая может стать не только инструментом привлечения валютной выручки в страну, но и способствовать экономии валюты за счет отдых белорусов внутри страны.
Что такое туристическая услуга?
Первым сдерживающим фактором в развитии туристических услуг в Беларуси является неоднозначная трактовка в белорусском законодательстве понятия «туристическая услуга». Дело в том, что в Законе Республики Беларусь от 25 ноября1999 г. № 326-З «О туризме», нет понятия «туристическая услуга», а есть только понятие «туристические услуги». Законом о туризме установлено, что:
«туристические услуги — услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта».
То есть государство рассматривает туристические услуги только во множественном числе как несколько услуг в совокупности, а не в единственном числе, как одну услугу. Фактически получается, что если туристу предоставляется одна услуга, например, проезд или организация рыбалки, то она фактические не является туристической услугой и не попадает под льготный режим налогообложения, предусмотренный указом № 371. По крайней мере, именно такой точки зрения придерживаются во всех своих разъяснениях налоговые органы.
По мнению налоговых органов, туристическая услуга является таковой тогда, когда оказывается в комплексе и входит в тур, в соответствии с определением «туристические услуги», приведенным в Законе о туризме. При этом в своих комментариях контролирующие органы ссылаются на мировой опыт.
На лицо правовая казуистика. С одной стороны, в Указе № 371 приведены единичные туристические услуги, которые могут оказываться обособлено без увязки с другими услугами. Например, услуги туристические информационные, услуги по организации охоты, услуги по организации рыбалки. С другой стороны, по трактовке налоговых органов, если эти услуги оказаны в единичном числе без увязки с другими услугами, которые можно объединить в тур, то налоговой льготой пользоваться нельзя.
Отсюда возникает закономерный вопрос: какой турист нужен государству и заинтересовано ли государство в реальном развитии внутреннего туризма, если льготным порядком налогообложения на практике воспользоваться не всегда возможно? То есть если, например, агроусадьба оказала иностранному туристу только одну услугу по организации рыбалки, но при этом не предоставила больше никаких отдельных услуг, как-то проживание, питание или проезд, то налоговой льготой агроусадьба воспользоваться не сможет, хотя сама услуга по организации рыбалки включена в перечень льготных услуг согласно Указу № 371.
На бумаге льгота есть, а по факту воспользоваться ею нельзя, если не составить дополнительные бумаги, указав в них помимо организации рыбалки и прочие услуги, связанные с туристом. При этом неважно, что сама услуга по организации рыбалки, включает в себя проезд или питание, важно чтобы туристу оказывалось сразу нескольких услуг, которые бы выделялись в документах обособленно. То есть на практике бумажные формальности важнее реального привлечения туристов, и налоговые льготы обусловлены, скорее, формальным исполнением трактовки «туристические услуги», чем реальным привлечением туристов в Беларусь посредством создания действенного льготного механизма налогообложения.
Валюта есть, налоговой экономии нет
Формальность чиновников в выборе методов налогового льготирования проявилась и в самой форме предоставления льгот в сфере туризма. Так, законодатели не разделили между собой особенности предоставления льгот для оказания услуг белорусским и иностранным туристам. При этом в общей методологии предоставления налоговых льгот для иностранных и белорусских субъектов хозяйствования такое разделение есть.
Так, например, при реализации товаров за пределы Республики Беларусь на экспорт применяется нулевая налоговая ставка НДС, а при реализации определенных товаров или услуг для белорусских физических лиц применяется освобождение от НДС. Такая же методологическая основа по логике должна применяться и для туристических услуг.
Так, если туристическая услуга предоставлена иностранному гражданину, то речь идет фактически об экспорте туристических услуг, приносящих в страну валюту. Соответственно по общепринятой методологии и логике должна применяться нулевая ставка НДС. При этом если туристическая услуга оказывается белорусским физическим лицам, то вполне обоснованно применение действующего подхода освобождения туристических услуг от обложения НДС.
Выбор метода налогового льготирования НДС неслучаен, так как напрямую стимулирует развитие того или иного направления деятельности. Так при получении льготы в виде освобождения от начисления и уплаты НДС предприятия не всегда получает должный экономический эффект в связи с необходимостью включения в затраты НДС, уплачиваемого при приобретении товаров и услуг на территории Республики Беларусь, как–то, аренда помещений, топливо, услуги гостиниц и так далее. На практике освобождение от начисления и уплаты НДС всегда ведет к сокращению рентабельности работы предприятия, что сокращает стимул для развития этого направления бизнеса.
В свою очередь применение нулевой ставки по НДС всегда позволяет предприятиям принимать к вычету НДС, уплачиваемый при приобретении товаров, работ и услуг на территории Республики Беларусь, в том числе и возвращать излишне уплаченный НДС из бюджета. Соответственно рентабельность работы предприятия повышается, что создает дополнительные стимулы для развития именно этого направления деятельности. В данном случае применение нулевой ставки по НДС при экспорте туристических услуг, стимулировало бы развитие данной сферы бизнеса, позволило бы привлечь дополнительную валюту в бюджет, улучив тем самым платежный баланс Республики Беларусь.
При трактовке налоговых льгот в сфере туризма налоговые органы ссылаются на мировой опыт, утверждая, что во всем мире туристические услуги льготируются только в том случае. если входят в комплекс услуг именуемым туром. При этом практика введения электронных счетов-фактур по НДС в Республике Беларусь показала, что мировой опыт многообразен, неоднозначен и зачастую далек от тех трактовок, которые придают ему белорусские налоговые чиновники.
В этой связи важно отметить, что никакая ссылка на мировой опыт не должна искажать цели, которые ставятся при принятии государством налоговых льгот. И если государство определило, что внутренний туризм в Республике Беларусь развивать необходимо, то не следует придумывать дополнительные формальные преграды для применения налоговых льгот, препятствующие привлечению в Республику Беларусь дополнительных иностранных туристов, которые не только привозят в страну валюту, но и увеличивают спрос внутри государства на товары, работы, услуги. Без увеличения внутреннего спроса на белорусские товары, работы, услуги выйти из затягивающегося экономического кризиса Беларуси будет весьма затруднительно.