С начала текущего года в Беларуси ухудшается финансовое состояние экономики. Правительство и Нацбанк, следуя обязательствам перед фондом, проводили жесткую денежно-кредитную политику, что, с одной стороны, способствовало стабилизации финансового рынка, но, с другой стороны, весьма негативно сказалось на состоянии многих предприятий.

То есть, возникла тупиковая ситуация: деньги экономике надо было бы дать, но делать это запрещено. И вот, правительство и Нацбанк, похоже, нашли способ профинансировать экономику, не увеличивая денежную массу. Для этого в Беларуси создается ОАО «Агентство по управлению активами».

Вторая попытка

Оно должно быть сформировано в соответствие с указом президента РБ от 14 июля 2016 года № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами».

Этим указом установлено, что Агентство выкупит у коммерческих банков и Банка развития РБ фактически безнадежные кредиты сельскохозяйственных предприятий, а также проценты по таким кредитам, начисленные Банком развития, более чем на 500 млн. BYN, то есть 5 трлн. BYR по-старому. Данные кредиты банки могли бы просто передать Агентству, но решено, что будет осуществлена операция выкупа.

Деньги на такой выкуп предполагается получить за счет размещения облигаций облисполкомами, а также облигаций Минфина и ряда других источников. В связи с этим лимит внутреннего государственного долга РБ указом № 268 увеличивается на 500 млн. BYN.

Таким образом, «мертвые» обязательства сельскохозяйственных организаций в балансах банков будут заменены на живые деньги и высококачественные по белорусским меркам ценные бумаги. Это увеличит возможности банков по поддержке экономики. При этом денежная масса в стране увеличена не будет, и вообще баланс Агентства не будет учитываться при расчете параметров банковской системы РБ, так как оно не является ни банком ни финансовой организацией.

Подобный прием руководство Беларуси использует уже второй раз. Первый раз он применялся после получения кредитов МВФ и Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Чтобы обойти требования этих международных организаций по ограничению объемов льготного кредитования, был создан Банк развития РБ, баланс которого был выведен за рамки банковской системы.

Но спустя несколько лет международные финансовые организации поняли, что произошло, и начали учитывать средства Банка развития при оценке объемов финансирования банками белорусской экономики. А с 1 августа Банк развития по требованию международных организаций поставлен под контроль Нацбанка. Таким образом, существование Банка развития потеряло смысл (в данном отношении), он нашел себе другие ниши в белорусских финансах, а руководство Беларуси, похоже, решило повторить попытку обойти ограничения по кредитной поддержке экономики, создав на этот раз уже и не банк, а просто агентство.

Однако данная мера не останется незамеченной, так как она приведет, в частности, к росту государственного долга РБ, ограничение которого является одним из индикативных параметров матрицы мер реформ, которые обязуется осуществить Беларусь в связи с получением кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития. Впрочем, не исключено, что фонд закроет глаза на такие действия руководства Беларуси.

Деньги экономике придется дать

Экономика России также страдает от жесткой денежно-кредитной политики ее руководства и там растет число сторонников ее смягчения. Так, 2 августа газета «Коммерсантъ» сообщила, что еще 20 июля Финансовый университет при правительстве и Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН направили в правительство РФ предложения по восстановлению роста ВВП в течение одного-двух лет. Два доклада подписаны академиками Михаилом Эскиндаровым и Виктором Ивантером. Ранее они почти не участвовали в политических дискуссиях.

Они предлагают, в частности, осуществлять денежную эмиссию в объеме 3,6 трлн. RUB в год, перейти к управляемому плавающему курсу рубля, занизить курс рубля (до уровня около 75 RUB/USD), а также ввести контроль за движением капитала.

В газете «Коммерсантъ», похоже, не очень серьезно отнеслись к предложениям академиков, отметив их сходство с некоторыми мерами, используемыми в России с осени 1992 по лето 1994 года, которые продемонстрировали «выдающиеся возможности в деле организации гиперинфляции». При этом параллели предложений ученых с программами количественного смягчения, осуществляемыми ФРС США, Банком Японии и Европейский Центробанком, в газете проводить не пытались.

Подобный скептицизм вряд ли оправдан, так как появление этих докладов соответствует тенденциям, которые определяют развитие экономики России, что показано в книге «Природа и причины российских кризисов. Истинная правда в экономической теории» (аннотация, оглавление и введение книги размещены на сайте https://tarasovhroniki.wordpress.com/). И появление указанных выше двух докладов весьма показательно в этом отношении: сторонниками идеи осуществления программы количественного смягчения в РФ, становятся люди, которые ранее не поддерживали ее. Ученые, похоже, почувствовали ветер перемен, и не хотят остаться в стороне.

Россию в ближайшие годы ждет кардинальное изменение экономической политики, вопрос только в том, в какой форме это случится. Подобные перемены, вполне возможно, приведут и к изменению позиции Евразийского фонда стабилизации и развития по отношению к действиям руководства Беларуси в отношении финансовой поддержки своей экономики. Фонд станет более терпимым к таким мерам, а, может, даже и сам посоветует немного напечатать денег на какие-то цели. Впрочем, это произойдет не завтра.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,