Количество электромобилей Беларуси к 2025 году увеличится, по оптимистичному сценарию разработчиков программы электромобильного транспорта, более чем в тысячу раз – до 32,8 тысячи, а по пессимистическому сценарию – составит около 10 тысяч штук. Фантастика или реальность?

Отметим, что по данным на 1 октября 2015 года в Беларуси было всего лишь 27 электромобилей (0,001% от их общего количества). Легковых автомобилей на 1 января 2015 года насчитывалось 2,95 миллиона.

Зачем стране понадобились электромобили?

Избыток электроэнергии, с которым столкнется Беларусь уже к 2021 году, после введения в эксплуатацию двух энергоблоков БелАЭС, вынуждает правительство искать решения, как «связать» лишнюю электроэнергию. Развитие парка электромобилей – одна из таких мер.

Проект Программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Республике Беларусь (в качестве ее разработчиков выступили ГПО «Белэнерго», Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», Научно-исследовательское и проектное республиканское унитарное предприятие «БЕЛТЭИ») включает 2 сценария развития электромобилей и электробусов в стране – оптимистичный и пессимистичный.

Как заявлено, оптимистичный сценарий основан на данных международного энергетического агентства и аудиторской компании «KPMG», по оценкам которых доля продаж электромобилей на мировом рынке автотранспортных средств к 2025 году не превысит 15% и составит 20 млн. единиц.

В свою очередь пессимистичный сценарий учитывает данные прогноза развития электромобилей и электробусов в странах СНГ, а также на статистике продаж автомобилей в Беларуси в 2012-2015 годах. Согласно оценкам, доля электромобилей на рынке автотранспортных средств СНГ через 10 лет может составить 5% продаваемых на этом рынке машин.

По оптимистичному сценарию, к 2025 году в Беларуси будет 30,82 тыс. легковых электромобилей и 1,88 тыс. электробусов, по пессимистичному – 9,37 тыс. легковых электромобилей и 0,59 тыс. электробусов. При этом, как ожидается, через 10 лет легковые электромобили и электробусы будут потреблять порядка 250 млн. кВт·ч электроэнергии в год, но по пессимистичному сценарию в 3 раза меньше – 78 млн. кВт·ч.

Страны с самой большой долей в продажах электромобилей на 2015 (2014) годы

  • Норвегия – 23,22% (14,49%)
  • Нидерланды – 5,94% (4,58%)
  • США, штат Калифорния – 2,8% (3,2%),
  • Гонконг – 2,58% (0,46%),
  • Швеция – 2,16% (1,52%),
  • Исландия – 2,04% (2,71%),
  • Швейцария – 1,42% (0,75%),
  • Дания – 1,24% (0,88%),
  • Франция – 1,19% (0,91%),
  • Великобритания – 1,01% (0,56%).

«Сегодня это сложно назвать бизнесом»

В Беларуси 1 января 2016 года насчитывалось 824 АЗС, из них 552 АЗС находились в собственности организаций концерна «Белнефтехим», 81 АЗС – ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочих предприятий.

В прошлом году «Белоруснефть» построила новых 9 АЗС (еще 14 АЗС реконструировала), в том числе две автоматизированные (безоператорные) АЗС в Гомеле и Заславле, и 2 зарядные станции для электромобилей в Гродненской и Минской областях.

К 2020 году, согласно Программе развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, количество АЗС в стране должно увеличиться до 885 (планируется ввести в эксплуатацию 93 АЗС, а около 20 АЗС должны быть выведены из эксплуатации), в их строительство АЗС потребуется инвестировать 177 млн. долларов.

Так что развитие электрозарядных станций в Беларуси пока явно не приоритет. В частности, «Белоруснефть» эксплуатирует лишь 6 таких станций: одна станция находится в Минске, остальные – в регионах. «Возможно, мы не сильно спешим по данному направлению. Но мы не можем на имеющемся количестве электромобилей (а их официально в Беларуси нет и 100 штук) окупать зарядные станции», – пояснил заместитель генерального директора «Белоруснефти» Сергей Каморников, на пресс-конференции в Гродно в конце апреля 2016 года.

Так что, добавил он, «сложно назвать это бизнесом». «Мы просто отрабатываем схему работы: проверяем, как вести учет энергии, как формировать систему оплаты и т. д., так как на законодательном уровне эти вопросы пока до конца не отработаны», – отметил С. Каморников. Хотя, продолжил он, электромобильный транспорт – это «довольно интересное и перспективное направление».

В 2016 году компания планирует построить 6 зарядных станций, и к концу этого года у «Белоруснефти» будет 12 зарядных станций. А до конца 2020 года их количество, как предполагается, увеличится до 150 станций, – чтобы на основных трассах страны расстояние между станциями не превышало 200 км. Хотя, как заметил С. Каморников, современные электромобили проезжают и более длинные расстояния.

Пока Беларуси очень далеко до Японии, где количество электрозаправок уже превысило число бензиновых АЗС. По сообщению компании Nissan, количество зарядных станций для электротранспорта в настоящее время в Японии превысило 40 тысяч. Для сравнения: число традиционных АЗС в этой стране составляет около 35 тысяч. Следует уточнить, что в итоговое количество элементов зарядной инфраструктуры включены пункты зарядки, расположенные в частных домах и три тысячи общедоступных точек быстрого заряда.

Стимулы: субсидия в 7 тысяч долларов

Основная причина, по которой электромобили в Беларуси сейчас не в ходу: слишком дорогое это удовольствие. Такие машины сейчас примерно на 10 тысяч долларов дороже, чем бюджетные автомобили с двигателем внутреннего сгорания, которым отдает предпочтение белорусский покупатель. Чтобы подстегнуть интерес к электромобилям, разработчики предлагают субсидировать покупку электромобиля.

По их мнению, лед тронется с места, если субсидия для покупки электромобиля в Беларуси составит 7 тыс. долларов (причем, она должна быть для всех электромобилей, независимо от их класса, года выпуска и страны-изготовителя). Для сравнения: в Европе, где нет пошлин и создана необходимая инфраструктура, субсидии для владельцев электромобилей составляют 5 тысяч евро. Также предложено установить льготное кредитование для покупки электромобилей (ставка рефинансирования + 1 п.п.), а после создания производства электромобилей на 3 года обнулить ставку сбора за допуск транспорта к участию в дорожном движении.

На ввозимые в Беларусь электромобили до появления их отечественного серийного производства предложено обнулить ввозную таможенную пошлину, НДС; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенный сбор. А сами электромобили освободить от уплаты утилизационного сбора до появления серийных электромобилей отечественного производства.

Предложен также ряд льгот для производителей таких автомобилей: в части налога на прибыль, подоходного налога, а также налоговые льготы владельцам и собственникам зарядных станций

При этом тариф на электроэнергию для нужд электротранспорта должен гарантировать безубыточность работы энергоснабжающей организации, а также обеспечить более низкие удельные затраты на питание электромобиля по сравнению с автомобилями, использующими самое дешевое топливо – газ.

В проекте программы предложено 4 варианта тарифов. Самый дешевый – 0,101 доллара/кВт ч — учитывает оптимистичный вариант спроса на электромобили.

Разработчики программы считают, что Беларусь обладает достаточным промышленным потенциалом для производства и сборки электромобилей. Тем более, что ранее в стране были спроектированы электромобили Ё-Crossback EV и собрана их мелкосерийная партия. В стране также есть два производителя зарядных станций: ЧТУП «ААМ» и ООО «Энергопромис». В свою очередь ОАО «Витязь» работает над разработкой и освоением серийного производства стационарной электрозарядной.

По оценкам, на реализацию программы потребуется, в зависимости от сценария, от 83,6 млн. до 242,8 млн. долларов. Где взять такие деньги? Это могут быть ПИИ, бюджетные ресурсы или деньги электроснабжающей организации, изначально заложенные в тариф на электроэнергию для зарядки электромобилей, в сумме от 69,6 млн. до 228,2 млн. долларов (в зависимости от сценария). Также предполагается привлечь 14 млн. долларов частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

Для справки
В Беларуси ввозная пошлина на электромобиль не старше трех лет для физических лиц сейчас составляет 48% (если стоимость транспортного средства превышает 8500 евро в эквиваленте), либо 54% (если стоимость транспортного средства не превышает 8500 евро в эквиваленте) таможенной стоимости, на более старые электромобили – необходимо оплатить налог на добавленную стоимость (20% таможенной стоимости), утильсбор, таможенные сборы. Для юридических лиц ввозная пошлина на сегодняшний день равна 20% таможенной стоимости электромобиля. Также необходимо уплатить 20% НДС, утилизационный сбор, таможенные сборы.

ЕЭК поможет

В конце июня Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла решение (вступает в силу со 2 сентября 2016 года) отменить в странах ЕАЭС на год, до сентября 2017 года, ввозные пошлины на электромобили. Ставка таможенной пошлины на легковые электромобили снижается с 17% до 0%, а на грузовые с полной массой до 5 тонн – с 15% до 5%. Данное решение не касается автомобилей с гибридным двигателем и плагингибридных автомобилей.

Рынок электромобилей в странах ЕАЭС пока крайне чувствителен к цене. С 1 февраля 2014 года по 31 декабря 2015 года на электромобили уже действовала нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. В результате в 2015 году в страны ЕАЭС было ввезено 684 электромобиля (преимущественно из США, Китая и Японии), а в январе – апреле 2016 года – всего лишь 28.

Однако, как отмечают эксперты, чтобы в ЕАЭС началась электромобилизация мало обнулить пошлины. Эксперты говорят, что в ЕАЭС нужно создать сборку этих машин, чтобы позволит удешевить производство.

Поэтому Коллегия ЕЭК просит страны интеграционной пятерки рассмотреть предложения по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в отношении не производимых на территории ЕЭАС компонентов транспортных средств с электрическими двигателями.

Беларусь хочет попасть в мировую элиту по производству суперконденсаторов

Между тем, в Беларуси в мае 2016 года в индустриальном парке «Великий камень» компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» уже приступила к строительству производства суперконденсаторов (их будет использовать «Белкоммунмаш» для электробусов, троллейбусов и трамваев). В связи с чем временно исполняющим обязанности главы администрации Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» Александр Ярошенко заявил, что перспективы развития электротранспорта в Беларуси огромные.

 «Есть национальный проект – строительство БелАЭС. Началось строительство производственной базы по изготовлению суперконденсаторов для электробусов. Эти два проекта взаимосвязаны. Мы видим огромные перспективы развития электротранспорта в Беларуси и не только, поскольку это – мировые тенденции», – подчеркнул А. Ярошенко.

Он выразил уверенность, что суперконденсаторы будут востребованы не только на белорусском рынке, на рынках стран СНГ. «Мы также хотим сертифицировать эту продукцию в Китае. То, что продукция будет востребована, я не сомневаюсь. Тем более если мы осуществим прорыв, реализовав все наши научные идеи», – отметил замминистра.

Более того, подчеркнул он, «мы бы хотели соединить науку, инновационный потенциал двух стран и войти в мировую элиту по этому производству».

Совпадут ли эти амбициозные планы с реальностью, белорусская практика покажет уже достаточно скоро.

Для справки
ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» создано юридическим лицом Китая ООО «Чэнду Синьту инвестиция», зарегистрировано в качестве резидента индустриального парка «Великий камень» 6 мая 2015 года. «Чэнду Синьту инвестиция» – дочернее инвестиционное предприятие акционерного общества «Синь Джу», крупного китайского производителя коммунального транспорта и строительного оборудования с уставным фондом в 6,5 млрд. юаней и действующего с 2001 года. Является платформой для китайских и международных инвестиционных проектов в области рельсового транспорта.

 Планы по строительству зарядных станций в Беларуси

Наименование показателя

Значение показателя по годам

Всего

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Количество введенных в эксплуатацию зарядных станций, штук

52

87

93

116

136

190

211

232

249

262

1628

  в т. ч.
  стандарт Mode 2

32

50

56

80

100

140

156

172

184

192

1162

  стандарт Mode 3

15

30

30

30

30

30

30

30

30

30

285

  стандарт Mode 4

5

7

7

6

6

20

25

30

35

40

181

Тэги:

, , , ,

Совмин Беларуси утвердил перечень недружественных стран

Совмин Беларуси постановлением №209 от 6 апреля 2022 года утвердил перечень иностранных государств, совершающих «недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц». В перечень включены Великобритания, США, государства-члены Евросоюза, Австралия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Новая Зеландия, Албания, Исландия, Северная Македония, Черногория, Швейцария.

Доллар и евро заметно подорожали на торгах на БВФБ 10 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП

Лукашенко подписан закон о внесении поправок в законы по вопросам государственного социального страхования», которые вступят в силу с 2023 года. «Начиная с 2023 года, индивидуальные предприниматели, также как и все остальные категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, в период нахождения в трудовых отношениях будут обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда»,

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 3 октября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия