По данным Министерства финансов Беларуси, внешний государственный долг по состоянию на 1 июля 2016 года составил 13,1 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 637,1 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 5,1%.

В январе-июне 2016 года привлечены внешние государственные займы на сумму 943,8 млн. долларов США:

Отметим, что эта сумма превышает привлечение внешних займов за первое полугодие 2015 года. в прошлом году Беларусь заняла за 6 месяцев 679,1 млн. долларов. Из них почти 430 млн. долларов – у РФ, 289 млн. долларов – у Китая. В то же время необходимость погашения евробондов на миллиард долларов в августе 2015 года ускорило темпы наращивания внешнего госдолга к концу 2015 года, в итоге всего за 2105 года было привлечено 2,85 млрд. долларов, из них 2 млрд. долларов – у России. В этом году основным источником привлечения стал Евразийский фонд стабилизации и развития. Буквально на прошлой неделе Минфин сообщил, что в Беларусь поступил второй транш кредита ЕФСР на 300 млн. долларов. В итоге с учетом этой суммы мы как раз выходим почти на середину привлеченного госдолга за весь 2015 год.

Что же касается погашения, то тут ситуация, обратная прошлогодней – в этом году привлекли за полугодие больше средств, чем в прошлом, но погасили – меньше. По данным Минфина погашение внешнего государственного долга с начала 2016 года составило 415,3 млн. долларов США:

За первое полугодие Беларусь в 2015 году погасила долгов на 547,8 млн. долларов. Превышение прошлогодней суммы над объемом погашения в текущем году объясняется прежде всего тем, что в марте прошлого года Беларусь осуществила последний платеж в пользу МВФ. С учетом того, что чистое привлечение в этом году составило более полумиллиарда, при этом золотовалютные резервы на 1 июля лишь незначительно выросли по сравнению с началом июня – на 42 млн. долларов, а с начала года – на 138,4 млн. долларов, можно говорить о том, что финансовая стабильность дается Нацбанку с большим трудом. В этой связи важным будет показатель по ЗВР на 1 августа, который будет опубликован 5 августа, так как поддержку ЗВР окажет уже зачисленный в бюджет второй транш кредита ЕСФР.

В то же время стоит отметить, что значительная часть привлеченных за счет внешних источников валютных займов вероятно пошла на погашение внутреннего валютного долга.

И хотя по данным Минфина, внутренний долг снизился незначительно по отношению к началу года – всего на 0,7%, валютный долг сократился в большей степени. Как сообщает министерство, за январь-июнь 2016 года размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 663,9 млн. долларов США и 4 906,7 млрд. рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 1 054,9 млн. долларов США и 4 732,6 млрд. рублей.

Таким образом, Минфину удалось погасить более 1 миллиарда внутреннего валютного долга, то есть половину от валютного внутреннего долга, который был зафиксирован на начало года (2,1 млрд. долларов). Значительный рост внутреннего валютного долга был связан с необходимостью погашения евробондов и только в июле прошлого на внутреннем рынке было привлечено более 1 млрд. долларов. Впрочем, первое полугодие было куда менее «урожайным», чем в этом году. За 6 месяцев прошлого года года было привлечено всего 88,2 млн. долларов, тогда как в этом ( см. выше) сумма составила почти 664 млн. долларов. Чистое погашение по внутреннему валютному долгу составило, таким образом, 391 млн. долларов, то есть меньше, чем чистое привлечение из внешних источников (528,5 млн. долларов).

Стабилизация ситуации с внутренним валютным долгом, как и поддержка ЗВР на уровне 4,1–4,2 млрд. долларов – обязательные требования кредиторов, среди которых ЕФСР уже выделяет средства (в этом году общая сумма уже составила 800 млн. долларов), а МВФ – все еще думает.

На своем последнем расширенном заседании правление Нацбанка, отметив свои заслуги в поддержании финансовой стабильности, тем не менее указало на риски, которые, по его мнению, лежат в реальном секторе. И судя по всему, это не просто попытка переложить на другой сектор вину за продолжающийся кризис и возможное его обострение, но и желание подтолкнуть власти к началу проведения хоть каких-то экономических реформ в ближайшее время, чтобы было с чем идти на очередные переговоры с МВФ.

С учетом полугодовых показателей по госдолгу можно говорить том, что без нового кредита МВФ и этот год, и следующий «закрыть» Беларуси будет сложно. Как мы видим, даже без крупных внешних погашений, аналогичных прошлогодним, Беларуси требуется около 1,5 млрд. долларов каждые полгода, чтобы выполнять все обязательства и сохранять стабильность на валютном рынке. И 2017 год не принесет облегчения. Помимо текущих выплат к концу года придется накапливать средства для погашения в январе 2018 года очередных евробондов – на 800 млн. долларов, размещенных в январе 2011 года сроком на 7 лет буквально в последние дни перед введением санкцию в отношении Беларуси в финансовом секторе после президентских выборов в декабре 2010 года.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,