• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

По данным Министерства финансов Беларуси, внешний государственный долг по состоянию на 1 июля 2016 года составил 13,1 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 637,1 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 5,1%.

В январе-июне 2016 года привлечены внешние государственные займы на сумму 943,8 млн. долларов США:

Отметим, что эта сумма превышает привлечение внешних займов за первое полугодие 2015 года. в прошлом году Беларусь заняла за 6 месяцев 679,1 млн. долларов. Из них почти 430 млн. долларов – у РФ, 289 млн. долларов – у Китая. В то же время необходимость погашения евробондов на миллиард долларов в августе 2015 года ускорило темпы наращивания внешнего госдолга к концу 2015 года, в итоге всего за 2105 года было привлечено 2,85 млрд. долларов, из них 2 млрд. долларов – у России. В этом году основным источником привлечения стал Евразийский фонд стабилизации и развития. Буквально на прошлой неделе Минфин сообщил, что в Беларусь поступил второй транш кредита ЕФСР на 300 млн. долларов. В итоге с учетом этой суммы мы как раз выходим почти на середину привлеченного госдолга за весь 2015 год.

Что же касается погашения, то тут ситуация, обратная прошлогодней – в этом году привлекли за полугодие больше средств, чем в прошлом, но погасили – меньше. По данным Минфина погашение внешнего государственного долга с начала 2016 года составило 415,3 млн. долларов США:

За первое полугодие Беларусь в 2015 году погасила долгов на 547,8 млн. долларов. Превышение прошлогодней суммы над объемом погашения в текущем году объясняется прежде всего тем, что в марте прошлого года Беларусь осуществила последний платеж в пользу МВФ. С учетом того, что чистое привлечение в этом году составило более полумиллиарда, при этом золотовалютные резервы на 1 июля лишь незначительно выросли по сравнению с началом июня – на 42 млн. долларов, а с начала года – на 138,4 млн. долларов, можно говорить о том, что финансовая стабильность дается Нацбанку с большим трудом. В этой связи важным будет показатель по ЗВР на 1 августа, который будет опубликован 5 августа, так как поддержку ЗВР окажет уже зачисленный в бюджет второй транш кредита ЕСФР.

В то же время стоит отметить, что значительная часть привлеченных за счет внешних источников валютных займов вероятно пошла на погашение внутреннего валютного долга.

И хотя по данным Минфина, внутренний долг снизился незначительно по отношению к началу года – всего на 0,7%, валютный долг сократился в большей степени. Как сообщает министерство, за январь-июнь 2016 года размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 663,9 млн. долларов США и 4 906,7 млрд. рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 1 054,9 млн. долларов США и 4 732,6 млрд. рублей.

Таким образом, Минфину удалось погасить более 1 миллиарда внутреннего валютного долга, то есть половину от валютного внутреннего долга, который был зафиксирован на начало года (2,1 млрд. долларов). Значительный рост внутреннего валютного долга был связан с необходимостью погашения евробондов и только в июле прошлого на внутреннем рынке было привлечено более 1 млрд. долларов. Впрочем, первое полугодие было куда менее «урожайным», чем в этом году. За 6 месяцев прошлого года года было привлечено всего 88,2 млн. долларов, тогда как в этом ( см. выше) сумма составила почти 664 млн. долларов. Чистое погашение по внутреннему валютному долгу составило, таким образом, 391 млн. долларов, то есть меньше, чем чистое привлечение из внешних источников (528,5 млн. долларов).

Стабилизация ситуации с внутренним валютным долгом, как и поддержка ЗВР на уровне 4,1–4,2 млрд. долларов – обязательные требования кредиторов, среди которых ЕФСР уже выделяет средства (в этом году общая сумма уже составила 800 млн. долларов), а МВФ – все еще думает.

На своем последнем расширенном заседании правление Нацбанка, отметив свои заслуги в поддержании финансовой стабильности, тем не менее указало на риски, которые, по его мнению, лежат в реальном секторе. И судя по всему, это не просто попытка переложить на другой сектор вину за продолжающийся кризис и возможное его обострение, но и желание подтолкнуть власти к началу проведения хоть каких-то экономических реформ в ближайшее время, чтобы было с чем идти на очередные переговоры с МВФ.

С учетом полугодовых показателей по госдолгу можно говорить том, что без нового кредита МВФ и этот год, и следующий «закрыть» Беларуси будет сложно. Как мы видим, даже без крупных внешних погашений, аналогичных прошлогодним, Беларуси требуется около 1,5 млрд. долларов каждые полгода, чтобы выполнять все обязательства и сохранять стабильность на валютном рынке. И 2017 год не принесет облегчения. Помимо текущих выплат к концу года придется накапливать средства для погашения в январе 2018 года очередных евробондов – на 800 млн. долларов, размещенных в январе 2011 года сроком на 7 лет буквально в последние дни перед введением санкцию в отношении Беларуси в финансовом секторе после президентских выборов в декабре 2010 года.

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает