Государство должно учить, лечить и защищать человека. Эта задача, по мнению А.Лукашенко и всех участников прошедшего Всебелорусского народного собрания, лежит в основе функционирования современного социального государства. Такой вывод можно сделать, если внимательно и непредвзято проанализировать озвученные в эфире и опубликованные в прессе выступления его участников. По мнению президента именно образование, здравоохранение и пенсионная система как части системы социальной защиты человека, должны стать первоочередными объектами реформирования в ближайшей перспективе. По сути, речь идет о новых подходах к формированию человеческого потенциала белорусского общества для постиндустриального этапа его развития на основе экономики знаний.

Общепринято считать, что экономика знаний, о переходе к которой так много было сказано в ходе Всебелорусского собрания, является результатом эпохи постиндустриального общества. Она была мною детально рассмотрена в предшествующем материале от 02.05. («Мечты президента и проза реальности»). Экономическая история позволяет достаточно четко прослеживать тесную связь между этапами экономического развития общества (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный) их материально-технической базой и сопутствующими им качественными характеристиками человеческого потенциала. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Если в доиндустриальной аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал в виде осязаемых активов (здания, техника и проч.), то в постиндустриальной лимитирующим фактором становится информация, накопленные знания (неосязаемые активы).

Переход от одной экономической системы к последующей осуществлялся на основе соответствующих этапов научно-технического прогресса (НТП), которые принято называть промышленными революциями. «В первой промышленной революции сила воды и пара позволила механизировать производство. Во второй электроэнергия использовалась для организации массового производства. В третьей электроника и информационные технологии автоматизировали производство. Теперь она перерастает в четвертую промышленную революцию, характеризующуюся сочетанием технологий, которые размывают границы между физической, цифровой и биологической сферами» — так считает Клаус Шваб, председатель Всемирного экономического форума в Давосе.

Для экономики знаний, часто называемой инновационной экономикой, характерно рыночное содержание и превалирование интеллектуального капитала над капиталом физическим. А при формировании человеческого потенциала инновационной экономики преобладающей является концепция «креативного человека». Чтобы ясно представлять себе, в какой точке находится человеческий потенциал современного белорусского общества, от которой придется осуществлять переход к экономике знаний, следует воспользоваться вышеназванными концепциями экономической истории. К сожалению, в результате этого мониторинга следует признать, что по большинству индикаторов индустриального и инновационно-технологического развития Беларусь надолго застряла в средине эпохи индустриального развития с преимущественно 4 технологическим укладом и соответствующими платформами 3 промышленной революции.

Для экономики индустриальной фазы развития общества характерно преобладание институтов рынка, функционирующих на основе концепции «экономического человека» с постепенным переходом к концепции «социального человека» в современном менеджменте. Беларусь до сих пор не является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) и признана мировым сообществом как страна с нерыночной экономикой, в которой превалирует концепция «советского человека», основанная на идеологической догме: «Все кругом колхозное. Все кругом мое». Результатом ее реализации, по образному выражению российского сатирика М. Жванецкого, стала характерная для постсоветских стран ситуация: «Все воруют — страна богатеет».

История мировой экономики демонстрирует жесткую взаимозависимость текущей фазы экономического развития с определенной концепцией обеспечивающего это развитие человеческого потенциала. Пренебрежение этой зависимостью, как показывает опыт некоторых постсоветских стран, в частности России и Украины, привело к плачевным результатам в модернизации действующих институтов социально-экономической системы.

Например, общепринято считать, что в индустриальную эпоху нельзя создавать и использовать систему образования вне контекста рынка труда. Здравоохранение, пенсионное обеспечение, защита от безработицы в ней не могут быть эффективными и качественными без страховых принципов их функционирования. Массовое жилищное строительство на основе ипотеки невозможно при годовой инфляции более 5% и стоимости1 кв. метражилплощади выше среднемесячной зарплаты работника. Поэтому решения Всебелорусского собрания в очередной раз являют собой типичный пример «забегания вперед» на основе фантазийного образа мышления представителей белорусской номенклатуры, воспитанной на идеологических фантомах социалистического прошлого.

Нельзя планировать изменения без тщательного анализа текущего состояния объекта планирования. Я полагаю, что каждый любознательный человек, владеющий простейшими навыками коммуникаций в Интернете, может на любом его ресурсе-поисковике найти разнообразные трактовки вышеназванных концепций и реально идентифицировать степень их применения в существующей практике белорусской модели хозяйствования. Вполне допускаю, что многие в этом случае согласятся не со мной, а с решениями Всебелорусского собрания, которое единогласно одобрило предложенные президентом к реализации приоритеты развития страны вплоть до 2020 года.

Но в любом случае выбирать не приходиться – мы так отстали от передового обоза развитых стран, что реформировать придется все и сразу: и в экономике и в социальной сфере. По излюбленной и проверенной временем технологии изменений А. Лукашенко: «Сейчас я скажу вам, что делать. А как, вы сами знаете!». Ответа на вопрос, как эти изменения могут быть проведены, я в его выступлении на собрании не услышал. Поэтому и хочу сформулировать свои соображения в предоставленной мне возможности в форме авторской колонки настоящего сайта. Итак, начнем с образования.

Впереди Европы всей

В Беларуси имеет место система образования, не отвечающая большинству современных требований индустриального общества по уровням и структуре образовательной деятельности. Прежде всего, это ставка на массовость высшего образования, полностью оторванного от потребностей формирующегося рынка труда. Сегодня Беларусь осталась единственной страной в Европе, в которой выпускают больше людей с вузовским дипломом, чем с аттестатом зрелости. Сравните: в 2015 году количество выпускников общей средней школы составило 57 тысяч человек, а выпускников вузов с дипломом о высшем образовании 78 тысяч. Создав систему всеобщего высшего образования в Беларуси, мы де-факто девальвируем высшее образование также, как это недавно случилось во Франции. Великие французские университеты после студенческой революции1968 г. и введения правила обязательного приема всех желающих совершили такой рывок назад по качеству высшего образования, что не могут оправиться от этого до сих пор, потеряв все свои позиции в мире.

Так, в рейтинге стран по высшему образованию в 2015 году Франция оказалась лишь на 18 месте среди 50 наиболее развитых стран. Очевидно, что процент школьников, идущих в вузы, в Беларуси еще очень долго будет значительно выше среднеевропейского. Но его нужно понижать. Либо за счет повышения уровня минимально допустимого балла по большинству предметов на вступительных экзаменах и сокращения бюджетных мест, либо за счет создания параллельной системы суперуниверситетов наподобие французских ecole (Высшая инженерная школа и др.) — элитных высших учебных заведений, куда поступить можно, лишь пройдя жесткую систему специального отбора.

Массовое высшее образование искажает предложение на рынке труда. Результатом является дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих среднего профессионального уровня, а также трудоустройство более 40% выпускников вузов не по специальности. Учитывая, что две трети из них получили высшее образование на платной основе, можно считать, что большинство при этом неэффективно потратили время и деньги.

Для концепции «экономического человека» индустриальной эпохи такой подход, конечно, же, совершенно неприемлем. Это еще раз говорит о том, что отсутствие полноценной рыночной экономики в стране формирует искажающие приоритеты в поведении большинства людей, которые делают свой выбор на основе внеэкономических ценностей. Доход и зарплата не являются в этом случае определяющими факторами при выборе будущей профессиональной деятельности. Достаточно посмотреть на пропорции выпускников белорусских вузов в разрезе полученных ими специальностей. Превалируют экономисты, юристы и, что совсем необъяснимо для белорусской действительности, так это — политологи. Рыночная экономика по определению не формирует спрос на идеологические кадры.

Для сравнения в развитых европейских странах, где полноценным высшим образованием считается уровень магистратуры, структура выпускников учреждений профессионального образования почти противоположна белорусской. Более 70% из них – это выпускники первой ступени высшего образования: бакалавры, инженеры, техники. Именно они служат профессиональным базисом индустриального общества, на основе которого формируется интеллектуальный капитал будущей экономики знаний с помощью институтов обучения через всю жизнь в виде дополнительного профессионального образования (ДПО).

По данным Белстата в 2014 году высшее и среднее специальное образование в Беларуси было у более, чем 50% взрослого населения. Это один из лучших показателей в мире. И тут Беларусь вполне в глобальном тренде – процент получивших высшее образование растет во всем мире, причем в последние годы на это обращают особое внимание именно развивающиеся экономики. Но чтобы ясно себе представлять точную траекторию тех изменений, которые необходимо осуществить в Беларуси на пути к экономике знаний, нужно проанализировать те реформации, которые произвели в образовании наиболее развитые страны с высоким человеческим потенциалом – лидеры постиндустриального развития.

Это, прежде всего, страны Скандинавии на уровне школьного образования, Германия на уровне среднего специального и США с Великобританией — на уровне высшего. Главный вывод, который напрашивается исходя из их опыта, это превалирование в образовании ценностей социокультурной среды и традиций, а также потребности глобального рынка труда. Для них характерно академическое образование преимущественно на уровне общей средней школы и профессиональное образование на уровне высшего образования и ДПО.

Двенадцати-тринадцатилетнее общее образование на уровне средней школы с максимальной нагрузкой по выбранным самими учащимися академическим профилям, во-первых, снимает с учреждений профессионального образования необходимость дублирования многих общих академических учебных дисциплин, что сокращает срок обучения в них. Во-вторых, позволяет повышать объем и качество изучения специальных, практико-ориентированных учебных дисциплин. И, наконец, в третьих, превентирует ранний выход на высококонкурентный рынок труда выпускников средней школы.

В Беларуси сегодня выпускники вуза в 21-22 года уже выходят на рынок труда, тогда как их европейские одногодки лишь выбирают будущую сферу своей профессиональной занятости, начиная обучение в высшей школе. Четырех-пятилетняя предшествующая профилизация в общей средней школе позволяет им совершать меньше ошибок в выборе своей траектории профессиональной занятости в будущем.

Экономике Беларуси при формировании ее рыночной структуры 4-5 технологического уклада будет достаточно не более 40% работников с высшим образованием. 60% — это люди, которым не потребуется высшего образования. Диплом о высшем образовании в Беларуси должен служить пропуском на рынок труда и сказываться на уровне зарплаты (при всей условности таких подсчетов зарплатная «премия» в среднем составляет сегодня 14%, подсчитали недавно российские специалисты). С другой стороны, в отличие от развитых стран в Беларуси уровень успеваемости студента совершенно не влияет на размер этой премии после трудоустройства. Это связано с различными требованиями, предъявляемыми к студенту в вузе и специалисту на конкретном рабочем месте, т.е. с различиями в применяемых образовательных и профессиональных стандартах.

Один из ресурсов развития образования – перекладывание расходов на него с государства на работодателя и обучающегося. Такого рода перераспределение давно сложившийся тренд в развитых странах, прежде всего в США. В этом смысле тенденция к увеличению числа платных мест в белорусских вузах и сокращению бюджетных вполне отвечает общемировой практике.

Возможная стратегия реформирования

Образование — первая важнейшая часть той сферы, в которой формируется человеческий потенциал для будущей «экономики знаний». Я полагаю, что пришло время сформулировать новую стратегию развития белорусского образования, выстроенную с учетом как прежнего опыта, так и современных традиций. Эта стратегия и соответствующая политика по ее реализации должны быть построены на следующих общих принципах:

  • доступность и открытость белорусского образования на всех его уровнях для детей, молодежи и взрослых из любых социокультурных и этнических групп;
  • вариативность, предполагающая различие образовательных траекторий и программ, а также форм собственности учреждений образования;
  • светскость, т.е. исключение из программ обучения преподавания отдельных вероучений, исполнения обрядов или участия в образовательном процессе служителей культа;
  • деполитизация образования через отказ от навязывания идеологий и включенности персонала учреждений образования в политические процессы, в частности, в выборные кампании любого уровня;
  • образование через всю жизнь в контексте изменений на рынке труда.

Помимо этих общих для всех уровней образования принципов следует предусмотреть частные (локальные) принципы для отдельных его уровней. Например, на дошкольном и среднем уровне школы – это персонализация и диверсификация образования по различным профилям. Пора на деле, а не на словах внедрять методику великого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци, основанную на модели развивающего обучения, которая базируется не на мертвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребенка под руководством учителя. Для этого нужно сокращать численность учеников в группах и классах, выявлять наиболее талантливых, обеспечивать им наилучшие условия, увеличивать число спецшкол с углубленным изучением профильных предметов.

Те 1300 классов с профильным характером обучения, которые есть сегодня в Беларуси – это капля в море. Да, образование при таком подходе будет более затратным с точки зрения бюджетных расходов. Но если исходить из такого приоритета экономики знаний как «креативный человек», то пора переходить к пониманию того, что расходы на образование – это не текущие издержки бюджета на подготовку будущих кадров, а инвестиции в интеллектуальный потенциал будущего постиндустриального общества.

В экономике знаний «эффект масштаба» как закон массового типа производства не работает так, как это имеет место в индустриальном обществе. Доступность образования не должна подменяться его массовостью и унификацией, как это имеет место сейчас в белорусской системе образования. Задачей начальной и средней школы я вижу подготовку молодых людей с максимально широким кругозором, открытых миру и способных эффективно добиваться своих целей на основе выявленных и развитых индивидуальных способностей.

Основополагающий принцип в области профессионального образования – социальное партнерство, когда профессиональные стандарты в сфере труда определяют представители работодателей (нанимателей) и профсоюзов в соответствующих саморегулирующихся организациях (СРО). Для реализации этого принципа на практике нужна соответствующая нормативно-правовая база и правоприменительная практика, развитые институты социального партнерства в виде независимых объединений работодателей и работополучателей (профсоюзов). Образовательные стандарты должны соответствовать профессиональным стандартам и разрабатываться специалистами государственных органов образования с участием социальных партнеров.

Переход к Болонским стандартам высшего образования идет в Беларуси в соответствии с согласованной с европейскими экспертами «дорожной картой». Предусмотренные в ней две ступени высшего образования — бакалавриат и магистратура позволят модернизировать наше среднее специальное и высшее профессиональное образование в соответствии с этими стандартами в рамках индустриального этапа развития. Первая ступень высшего образования наряду с сохраняющимся институтом специалитета должны взять на себя основной объем подготовки квалифицированных работников, готовых к карьере инженерно – технического персонала, которая в настоящее время сняла бы дефицит на рынке труда средней и высшей квалификации.

Кроме того, переход к четвертой промышленной революции, предусматривающей рост производительности труда за счет максимальной роботизации производственных процессов 5-6 технологического уклада, требует создания специализированного комплекса на данном уровне образования. Это могут быть профессиональные лицеи и колледжи в составе действующих технических университетов или корпоративных учебных центров, которые целесообразно создать в структуре формирующихся белорусских холдингов. Именно этот уровень профессионального образования должен занять центральное место в реформировании профессионального образования у нас в ближайшей перспективе.

Сегодня средний уровень образования у категории «рабочие» в американской промышленности — 14 классов, а у нас — меньше 10. Во многом здесь и кроется 3-4 кратное отставание нашей экономики по производительности труда. Уровень роботизации промышленных процессов у нас и в американских компаниях просто несопоставим.

По мере перехода к постиндустриальной экономике инновационного типа роль классических университетов будет только возрастать. Современный классический университет готовит не узкого профессионала, а человека с большой буквы, трансфессионала, способного видеть проблемы и находить системные способы ее решения в ситуации глобальной неопределенности. В этом смысле трансфессионал — это специалист, который участвует в мировых проектах, пользуется сетями знаний как навигатор и, главное, умеет их добывать и использовать. Это пока будущее существующих образовательных систем в развивающихся странах. Понимать и делать все, чтобы приближаться постепенно к формированию «креативного человека» – такова задача белорусского общества.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,