• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

20 июля 2016 года президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с президентом китайской корпорации «СИТИК Групп» обсудил ряд перспективных крупных совместных проектов, а также ход выполнения ранее заключенных соглашений, в том числе по строительству автозавода по производству легковых автомобилей. Александр Лукашенко выразил готов «очень быстро» решить проблемы, мешающие их реализации.

Со своей стороны Ван Цзюн отметил, что проекты, в которых задействована его компания в Беларуси, в том числе по строительству завода легковых автомобилей, выполняются довольно успешно. «Сразу по приезду в Беларусь я посетил площадку проекта по строительству автомобильного завода «БелДжи» и выслушал доклады участников проекта. Мы гарантированно выполним всю работу и сдадим вам проект к концу этого года».

Что нам стоит автозавод построить

Напомним, меморандум о сотрудничестве в области производства легковых автомобилей был подписан министерством промышленности Беларуси и китайской компанией Geely еще в октябре 2011 года. А в декабре того же года было основано совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи». Инвесторами проекта выступили «БелАЗ», Geely и совместное белорусско-китайское предприятие СЗАО «Союзавтотехнологии». Строительные работы были поручены корпорации «СИТИК Групп».

Производственная мощность первой очереди завода «БелДжи» должна составить 60 тыс. легковых автомобилей. Стоимость этого технологического комплекса, включающего сварку, окраску и сборку кузовов, оценивается примерно в 330 млн. USD. Плановый срок окончания работ — до 1 января 2017 года. К этому времени уровень локализации производства должен будет составить 30%, а к июлю 2018 года намечается довести этот показатель до 50%.

Если первая стадия проекта завершится успешно, то в 2018 году инициаторы проекта могут принять решение о строительстве второй очереди и удвоении производственных мощностей, то есть — до 120 тыс. автомобилей в год. Между тем, еще до начала строительства первой очереди завода была организована крупноузловая сборка автомобилей Geely.

Проектная мощность СЗАО «БелДжи» в режиме «отверточной» сборки (т. е. из импортированных из КНР узлов и агрегатов высокой заводской готовности) составляет 10 тыс. автомобилей в год. В феврале 2013 года здесь был собран первый автомобиль. Первые продажи Geely made in Belarus начались в марте 2013 г. В настоящее время дилерские центры «БелДжи» есть во всех областных центрах и крупных городах Беларуси.

Вне всякого сомнения, главной целью соучредителей СЗАО «БелДжи» является гораздо более емкий рынок соседней России. И здесь уже сейчас возникли трудности с реализацией продукции. Главная причина — серьезный кризис в экономике нашего ближайшего союзника и партнера в интеграционных начинаниях. И как следствие — падение спроса на легковые автомобили.

Сокращение автопродаж на российском рынке продолжается уже несколько лет, при этом с наступлением экономического кризиса это падение усилилось. Чему способствовал как значительный рост цен на автомобили, связанный с девальвацией рубля и инфляцией, так и падение доходов населения.

Согласно информации Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (средства, которые остаются после всех обязательных платежей и могут быть потрачены или отложены) по итогам июня снизились на 4,8%. Падение этого показателя наблюдается 20-й месяц подряд, это рекорд за все время, охватываемое размещенными на сайте ведомства данными. Если дело так пойдет и дальше, то уже скоро автомобиль из средства передвижения снова превратится в роскошь.

Хуже, чем предполагалось

По данным Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в июне 2016 года в РФ было продано 123 тыс. новых легковых автомобилей, что на 12,5% меньше чем в июне 2015 года, но на 13,9% больше чем в предыдущем месяце. Если анализировать ситуацию в разрезе брендов, то окажется, что вслед за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 22,2 тыс. авто (-16%), идут: KIA — 12,8 (-8%), Hyundai — 12,0 тыс. (-2%, и Renault — 10,0 (+1%).

В разрезе концернов призовая тройка выглядит следующим образом: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group. Из компаний производителей наибольший рост в июне показали: Ford — 22%, УАЗ — 21% и Audi — 15%. В тройку самых больших неудачников месяца вошли: Chevrolet — -38%, Nissan — -33%, Toyota — -17%.

Топ-лист самых популярных моделей возглавили: Hyundai Solaris — 8.676 авто (-6,2%), KIA Rio — 8.629 (-4,0%) и Lada Granta — 7.219 (-48,5%). Надежда российского автопрома седан Lada Vesta, продажи которого начались в ноябре 2015 года, оказалась на 4 позиции.

В целом за 6 месяцев текущего года в России было реализовано 672 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 14,1% меньше чем за аналогичный период 2015 года. Вслед за стагнирующей Ладой, продавшей 124 тыс. авто (-12%), идут: KIA — 70 тыс. (-8%), Hyundai — 64 тыс. (-19%) и Renault — 52 тыс. (-9%).

Среди моделей по объемам продаж лидируют: Hyundai Solaris — 45,9 тыс. (-14,5%), Lada Granta — 43,9 тыс. (-30,8%) и KIA Rio — 39,5 тыс. (-7,6%). Если же взять за критерий ранжирования, то рейтинг наиболее успешных брендов выглядит следующим образом: Toyota, Mercedes-Benz, KIA, Lada, Hyundai, BMW, Nissan, Lexus, Volkswagen, Renault.

«Наша» Geely, которую в России, помимо СЗАО «БелДжи, продвигает и автосборочный завод «ДерВейс» в Черкесске, по продажам в июне заняла 33 место из 50 основных брендов представленных на российском автомобильном рынке. В июне 2016 года там было продано 342 машины под этой маркой против 704 в июне 2015 года (-51%). А за шесть месяцев текущего года — 3.108 против 3.823 за аналогичный прошлогодний период (-19%), что, тем не менее, принесло Geely 23 место (другие производители потеряли за первое полугодие еще больше).

Ни одной модели Geely не оказалось и в перечне 25 наиболее популярных моделей на российском рынке как по итогам июня, так шести месяцев. Не попал в этот перечень и другой «китаец» — Lifan, однако его показатели продаж оказались существенно лучше: +57% по итогам июня (1.310 авто против 837) и +63% за январь-июнь (7.365 против 4.633).

Йорг Шрайбер, председателя Комитета автопроизводителей AEB, комментируя общую ситуацию на автомобильном рынке РФ, отметил: «Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т. е. быстрее, чем предполагалось в начале года.»

Учитывая это обстоятельство, AEB прогнозирует падение продаж автомобилей в РФ по итогам 2016 года на 10,3% по сравнению с 2015 годом, до 1,44 млн. шт. Что, тем не менее, предполагает двукратное замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6-7%. Правда, в начале года Ассоциация европейского бизнеса была настроена более оптимистично и прогнозировала падение продаж в РФ в 2016 году на 4,7%, до 1,53 млн. шт. (В 2015 году, по данным AEB, продажи автомобилей в России упали на 35,7%, до 1,6 млн. шт.)

Кому, куда и за какие деньги

Теперь становится понятной осторожность, с которой председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич не так давно отвечал на вопрос корреспондента «Народной Газеты» о перспективах отечественного автопрома.

По его словам, любое высокотехнологичное производство — благо для государства. Вопрос в другом: сумеют ли эти предприятия закрепиться на рынках. Так, например, белорусско-китайский проект по выпуску автомобилей Geely подготавливался тогда, когда была велика емкость российского рынка и прогнозировался его дальнейший рост. А реализация его приходится на момент, когда рынки России и СНГ сжимаются. К тому же в России и Казахстане очень много незагруженных мощностей по выпуску легковых автомобилей.

В таких условиях любое сколь угодно высокотехнологичное производство имеет шансы выжить только при наличии высокой степени локализации, не ниже 50-60%, а также при достаточно гибком ценообразовании. Мало произвести автомобиль, надо уметь его продать. «Очень важно еще раз все взвесить и подсчитать, кому, куда и за какие деньги будем продавать эти машины.»

Как представляется, этого-то как раз и не было сделано должным образом. А впрочем, может быть мы недооцениваем прозорливость китайских товарищей? Ведь Geely — мощнейшая транснациональная корпорация, и при конкурентной цене и качестве автомобилей белорусской сборки, она вполне может их пристроить на тех рынках, где присутствует.

То, что подобная стратегия имеет право на жизнь, говорит пример компании Volkswagen, которая начала поставлять выпускаемые в России автомобили в Мексику. По данным газеты «Ведомости», объем первой партии продукции может составить несколько сотен седанов Volkswagen Polo. Авторынок Мексики — крупный и растущий: с января по апрель здесь было продано 465 тыс. легковых автомобилей (+16,5%).

Кстати, рост показывает и весь мировой авторынок. За первое полугодие 2016 года глобальные продажи автомобилей увеличились на 2,5% относительно аналогичного периода 2015 года, и составили 44,3 млн. шт. 27,5% всех продаж пришлось на Китай, где за шесть месяцев было продано 12.184 млн. авто, что на 6% больше, чем год назад.

В США за этот же период было продано 8,6 млн. автомобилей (+1,4%). Правда, в Японии, третьем по величине авторынке мира, продажи автомобилей сократились в первом полугодии на 5%, до 2.493 млн. шт.

А вот тройка самых крупных авторынков Европы демонстрирует стабильные темпы роста. Продажи автомобилей в Германии, Великобритании и Франции за рассматриваемый период увеличились соответственно на 7,4%, 3,1% и 9%. За тоже время авторынок Индии увеличился на 5,3% в годовом исчислении, до 1,613 млн. авто.

Таким образом, возможности (хотя бы и теоретические) для поиска альтернативных рынков имеются. Вопрос в том, как их реализовать.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 28 сентября – 2 октября

Парадоксальная ситуация на БВФБ может сохраниться: предложение валюты будет превышать спрос на нее, однако курс доллара не снизится, а вырастет еще примерно на 1%. Уже в понедельник 28 сентября возможен подъем курса порядка 0,5%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе неожиданно прекратил снижение и даже вырос на 1,3%, достигнув 25 сентября до

Зачем покупать доллары, если есть золото?

Самым доходным видом вложения средств в текущем году в Беларуси стали вовсе не доллары, а драгоценные металлы. После нового подъема цен их покупки Минфином с 22 сентября, рост цены золота за год составил 72%, а серебра – примерно 2 раза. Эпидемия коронавируса и вызванный ею мировой экономический кризис привели к резкому росту цен на некоторые

Как политический кризис в Беларуси повлияет на торговые отношения с Украиной?

В организации протестных настроений в Беларуси Лукашенко обвинил в том числе и Украину. Из-за политического кризиса в Беларуси официальные контакты между странами пока «поставлены на паузу». Как дипломатический скандал может повлиять на экономические отношения Беларуси и Украины? У Беларуси в торговле с Украиной сальдо положительное, в отличие от торгового сальдо с РФ Украина и Беларусь

Силы специальных операций: главная ставка

Военно-политическое руководство Беларуси  считает, что коллективный Запад  начал гибридную агрессию против страны и пытается изыскать эффективные средства для нейтрализации этой угрозы. C 14 по 25 сентября 2020 г. на полигонах Беларуси в два этапа прошло совместное белорусско-российское оперативно-тактическое учение. Одними из главных его участников стали подразделения Сил специальных операций (ССО) Беларуси и Воздушно-десантных войск России.

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые

У белорусских банков уже не хватает рублей

В коммерческих банках Беларуси в последние дни возник дефицит рублей, в связи с чем некоторые банки прекратили выдачу кредитов населению и повысили ставки по рублевым депозитам. Но это, скорее всего, ненадолго. Если дефицит наличной валюты, который наблюдался в августе, еще можно понять – Беларусь ее не печатает, а зарабатывает и одалживает за рубежом, то проблемы

Бунт законопослушных

Александр Лукашенко разделил учителей на две категории – верных и неверных. Верным педагогам он пообещал всю доступную защиту, неверных присудил к изгнанию из школ. В далекие уже времена точно так же разделили журналистов – лояльных ему нарекли «честными», критиковавших его – «нечестными». С той поры в государственных газетах, на радио и телевидении «нечестных» журналистов не