20 июля 2016 года президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с президентом китайской корпорации «СИТИК Групп» обсудил ряд перспективных крупных совместных проектов, а также ход выполнения ранее заключенных соглашений, в том числе по строительству автозавода по производству легковых автомобилей. Александр Лукашенко выразил готов «очень быстро» решить проблемы, мешающие их реализации.

Со своей стороны Ван Цзюн отметил, что проекты, в которых задействована его компания в Беларуси, в том числе по строительству завода легковых автомобилей, выполняются довольно успешно. «Сразу по приезду в Беларусь я посетил площадку проекта по строительству автомобильного завода «БелДжи» и выслушал доклады участников проекта. Мы гарантированно выполним всю работу и сдадим вам проект к концу этого года».

Что нам стоит автозавод построить

Напомним, меморандум о сотрудничестве в области производства легковых автомобилей был подписан министерством промышленности Беларуси и китайской компанией Geely еще в октябре 2011 года. А в декабре того же года было основано совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи». Инвесторами проекта выступили «БелАЗ», Geely и совместное белорусско-китайское предприятие СЗАО «Союзавтотехнологии». Строительные работы были поручены корпорации «СИТИК Групп».

Производственная мощность первой очереди завода «БелДжи» должна составить 60 тыс. легковых автомобилей. Стоимость этого технологического комплекса, включающего сварку, окраску и сборку кузовов, оценивается примерно в 330 млн. USD. Плановый срок окончания работ — до 1 января 2017 года. К этому времени уровень локализации производства должен будет составить 30%, а к июлю 2018 года намечается довести этот показатель до 50%.

Если первая стадия проекта завершится успешно, то в 2018 году инициаторы проекта могут принять решение о строительстве второй очереди и удвоении производственных мощностей, то есть — до 120 тыс. автомобилей в год. Между тем, еще до начала строительства первой очереди завода была организована крупноузловая сборка автомобилей Geely.

Проектная мощность СЗАО «БелДжи» в режиме «отверточной» сборки (т. е. из импортированных из КНР узлов и агрегатов высокой заводской готовности) составляет 10 тыс. автомобилей в год. В феврале 2013 года здесь был собран первый автомобиль. Первые продажи Geely made in Belarus начались в марте 2013 г. В настоящее время дилерские центры «БелДжи» есть во всех областных центрах и крупных городах Беларуси.

Вне всякого сомнения, главной целью соучредителей СЗАО «БелДжи» является гораздо более емкий рынок соседней России. И здесь уже сейчас возникли трудности с реализацией продукции. Главная причина — серьезный кризис в экономике нашего ближайшего союзника и партнера в интеграционных начинаниях. И как следствие — падение спроса на легковые автомобили.

Сокращение автопродаж на российском рынке продолжается уже несколько лет, при этом с наступлением экономического кризиса это падение усилилось. Чему способствовал как значительный рост цен на автомобили, связанный с девальвацией рубля и инфляцией, так и падение доходов населения.

Согласно информации Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (средства, которые остаются после всех обязательных платежей и могут быть потрачены или отложены) по итогам июня снизились на 4,8%. Падение этого показателя наблюдается 20-й месяц подряд, это рекорд за все время, охватываемое размещенными на сайте ведомства данными. Если дело так пойдет и дальше, то уже скоро автомобиль из средства передвижения снова превратится в роскошь.

Хуже, чем предполагалось

По данным Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в июне 2016 года в РФ было продано 123 тыс. новых легковых автомобилей, что на 12,5% меньше чем в июне 2015 года, но на 13,9% больше чем в предыдущем месяце. Если анализировать ситуацию в разрезе брендов, то окажется, что вслед за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 22,2 тыс. авто (-16%), идут: KIA — 12,8 (-8%), Hyundai — 12,0 тыс. (-2%, и Renault — 10,0 (+1%).

В разрезе концернов призовая тройка выглядит следующим образом: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group. Из компаний производителей наибольший рост в июне показали: Ford — 22%, УАЗ — 21% и Audi — 15%. В тройку самых больших неудачников месяца вошли: Chevrolet — -38%, Nissan — -33%, Toyota — -17%.

Топ-лист самых популярных моделей возглавили: Hyundai Solaris — 8.676 авто (-6,2%), KIA Rio — 8.629 (-4,0%) и Lada Granta — 7.219 (-48,5%). Надежда российского автопрома седан Lada Vesta, продажи которого начались в ноябре 2015 года, оказалась на 4 позиции.

В целом за 6 месяцев текущего года в России было реализовано 672 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 14,1% меньше чем за аналогичный период 2015 года. Вслед за стагнирующей Ладой, продавшей 124 тыс. авто (-12%), идут: KIA — 70 тыс. (-8%), Hyundai — 64 тыс. (-19%) и Renault — 52 тыс. (-9%).

Среди моделей по объемам продаж лидируют: Hyundai Solaris — 45,9 тыс. (-14,5%), Lada Granta — 43,9 тыс. (-30,8%) и KIA Rio — 39,5 тыс. (-7,6%). Если же взять за критерий ранжирования, то рейтинг наиболее успешных брендов выглядит следующим образом: Toyota, Mercedes-Benz, KIA, Lada, Hyundai, BMW, Nissan, Lexus, Volkswagen, Renault.

«Наша» Geely, которую в России, помимо СЗАО «БелДжи, продвигает и автосборочный завод «ДерВейс» в Черкесске, по продажам в июне заняла 33 место из 50 основных брендов представленных на российском автомобильном рынке. В июне 2016 года там было продано 342 машины под этой маркой против 704 в июне 2015 года (-51%). А за шесть месяцев текущего года — 3.108 против 3.823 за аналогичный прошлогодний период (-19%), что, тем не менее, принесло Geely 23 место (другие производители потеряли за первое полугодие еще больше).

Ни одной модели Geely не оказалось и в перечне 25 наиболее популярных моделей на российском рынке как по итогам июня, так шести месяцев. Не попал в этот перечень и другой «китаец» — Lifan, однако его показатели продаж оказались существенно лучше: +57% по итогам июня (1.310 авто против 837) и +63% за январь-июнь (7.365 против 4.633).

Йорг Шрайбер, председателя Комитета автопроизводителей AEB, комментируя общую ситуацию на автомобильном рынке РФ, отметил: «Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т. е. быстрее, чем предполагалось в начале года.»

Учитывая это обстоятельство, AEB прогнозирует падение продаж автомобилей в РФ по итогам 2016 года на 10,3% по сравнению с 2015 годом, до 1,44 млн. шт. Что, тем не менее, предполагает двукратное замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6-7%. Правда, в начале года Ассоциация европейского бизнеса была настроена более оптимистично и прогнозировала падение продаж в РФ в 2016 году на 4,7%, до 1,53 млн. шт. (В 2015 году, по данным AEB, продажи автомобилей в России упали на 35,7%, до 1,6 млн. шт.)

Кому, куда и за какие деньги

Теперь становится понятной осторожность, с которой председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич не так давно отвечал на вопрос корреспондента «Народной Газеты» о перспективах отечественного автопрома.

По его словам, любое высокотехнологичное производство — благо для государства. Вопрос в другом: сумеют ли эти предприятия закрепиться на рынках. Так, например, белорусско-китайский проект по выпуску автомобилей Geely подготавливался тогда, когда была велика емкость российского рынка и прогнозировался его дальнейший рост. А реализация его приходится на момент, когда рынки России и СНГ сжимаются. К тому же в России и Казахстане очень много незагруженных мощностей по выпуску легковых автомобилей.

В таких условиях любое сколь угодно высокотехнологичное производство имеет шансы выжить только при наличии высокой степени локализации, не ниже 50-60%, а также при достаточно гибком ценообразовании. Мало произвести автомобиль, надо уметь его продать. «Очень важно еще раз все взвесить и подсчитать, кому, куда и за какие деньги будем продавать эти машины.»

Как представляется, этого-то как раз и не было сделано должным образом. А впрочем, может быть мы недооцениваем прозорливость китайских товарищей? Ведь Geely — мощнейшая транснациональная корпорация, и при конкурентной цене и качестве автомобилей белорусской сборки, она вполне может их пристроить на тех рынках, где присутствует.

То, что подобная стратегия имеет право на жизнь, говорит пример компании Volkswagen, которая начала поставлять выпускаемые в России автомобили в Мексику. По данным газеты «Ведомости», объем первой партии продукции может составить несколько сотен седанов Volkswagen Polo. Авторынок Мексики — крупный и растущий: с января по апрель здесь было продано 465 тыс. легковых автомобилей (+16,5%).

Кстати, рост показывает и весь мировой авторынок. За первое полугодие 2016 года глобальные продажи автомобилей увеличились на 2,5% относительно аналогичного периода 2015 года, и составили 44,3 млн. шт. 27,5% всех продаж пришлось на Китай, где за шесть месяцев было продано 12.184 млн. авто, что на 6% больше, чем год назад.

В США за этот же период было продано 8,6 млн. автомобилей (+1,4%). Правда, в Японии, третьем по величине авторынке мира, продажи автомобилей сократились в первом полугодии на 5%, до 2.493 млн. шт.

А вот тройка самых крупных авторынков Европы демонстрирует стабильные темпы роста. Продажи автомобилей в Германии, Великобритании и Франции за рассматриваемый период увеличились соответственно на 7,4%, 3,1% и 9%. За тоже время авторынок Индии увеличился на 5,3% в годовом исчислении, до 1,613 млн. авто.

Таким образом, возможности (хотя бы и теоретические) для поиска альтернативных рынков имеются. Вопрос в том, как их реализовать.

Тэги:

, , ,

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,