28.07.2016, 9:00
Белорусский автопром: надеяться не вредно
20 июля 2016 года президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с президентом китайской корпорации «СИТИК Групп» обсудил ряд перспективных крупных совместных проектов, а также ход выполнения ранее заключенных соглашений, в том числе по строительству автозавода по производству легковых автомобилей. Александр Лукашенко выразил готов «очень быстро» решить проблемы, мешающие их реализации.
Со своей стороны Ван Цзюн отметил, что проекты, в которых задействована его компания в Беларуси, в том числе по строительству завода легковых автомобилей, выполняются довольно успешно. «Сразу по приезду в Беларусь я посетил площадку проекта по строительству автомобильного завода «БелДжи» и выслушал доклады участников проекта. Мы гарантированно выполним всю работу и сдадим вам проект к концу этого года».
Что нам стоит автозавод построить
Напомним, меморандум о сотрудничестве в области производства легковых автомобилей был подписан министерством промышленности Беларуси и китайской компанией Geely еще в октябре 2011 года. А в декабре того же года было основано совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи». Инвесторами проекта выступили «БелАЗ», Geely и совместное белорусско-китайское предприятие СЗАО «Союзавтотехнологии». Строительные работы были поручены корпорации «СИТИК Групп».
Производственная мощность первой очереди завода «БелДжи» должна составить 60 тыс. легковых автомобилей. Стоимость этого технологического комплекса, включающего сварку, окраску и сборку кузовов, оценивается примерно в 330 млн. USD. Плановый срок окончания работ — до 1 января 2017 года. К этому времени уровень локализации производства должен будет составить 30%, а к июлю 2018 года намечается довести этот показатель до 50%.
Если первая стадия проекта завершится успешно, то в 2018 году инициаторы проекта могут принять решение о строительстве второй очереди и удвоении производственных мощностей, то есть — до 120 тыс. автомобилей в год. Между тем, еще до начала строительства первой очереди завода была организована крупноузловая сборка автомобилей Geely.
Проектная мощность СЗАО «БелДжи» в режиме «отверточной» сборки (т. е. из импортированных из КНР узлов и агрегатов высокой заводской готовности) составляет 10 тыс. автомобилей в год. В феврале 2013 года здесь был собран первый автомобиль. Первые продажи Geely made in Belarus начались в марте 2013 г. В настоящее время дилерские центры «БелДжи» есть во всех областных центрах и крупных городах Беларуси.
Вне всякого сомнения, главной целью соучредителей СЗАО «БелДжи» является гораздо более емкий рынок соседней России. И здесь уже сейчас возникли трудности с реализацией продукции. Главная причина — серьезный кризис в экономике нашего ближайшего союзника и партнера в интеграционных начинаниях. И как следствие — падение спроса на легковые автомобили.
Сокращение автопродаж на российском рынке продолжается уже несколько лет, при этом с наступлением экономического кризиса это падение усилилось. Чему способствовал как значительный рост цен на автомобили, связанный с девальвацией рубля и инфляцией, так и падение доходов населения.
Согласно информации Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (средства, которые остаются после всех обязательных платежей и могут быть потрачены или отложены) по итогам июня снизились на 4,8%. Падение этого показателя наблюдается 20-й месяц подряд, это рекорд за все время, охватываемое размещенными на сайте ведомства данными. Если дело так пойдет и дальше, то уже скоро автомобиль из средства передвижения снова превратится в роскошь.
Хуже, чем предполагалось
По данным Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в июне 2016 года в РФ было продано 123 тыс. новых легковых автомобилей, что на 12,5% меньше чем в июне 2015 года, но на 13,9% больше чем в предыдущем месяце. Если анализировать ситуацию в разрезе брендов, то окажется, что вслед за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 22,2 тыс. авто (-16%), идут: KIA — 12,8 (-8%), Hyundai — 12,0 тыс. (-2%, и Renault — 10,0 (+1%).
В разрезе концернов призовая тройка выглядит следующим образом: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group. Из компаний производителей наибольший рост в июне показали: Ford — 22%, УАЗ — 21% и Audi — 15%. В тройку самых больших неудачников месяца вошли: Chevrolet — -38%, Nissan — -33%, Toyota — -17%.
Топ-лист самых популярных моделей возглавили: Hyundai Solaris — 8.676 авто (-6,2%), KIA Rio — 8.629 (-4,0%) и Lada Granta — 7.219 (-48,5%). Надежда российского автопрома седан Lada Vesta, продажи которого начались в ноябре 2015 года, оказалась на 4 позиции.
В целом за 6 месяцев текущего года в России было реализовано 672 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 14,1% меньше чем за аналогичный период 2015 года. Вслед за стагнирующей Ладой, продавшей 124 тыс. авто (-12%), идут: KIA — 70 тыс. (-8%), Hyundai — 64 тыс. (-19%) и Renault — 52 тыс. (-9%).
Среди моделей по объемам продаж лидируют: Hyundai Solaris — 45,9 тыс. (-14,5%), Lada Granta — 43,9 тыс. (-30,8%) и KIA Rio — 39,5 тыс. (-7,6%). Если же взять за критерий ранжирования, то рейтинг наиболее успешных брендов выглядит следующим образом: Toyota, Mercedes-Benz, KIA, Lada, Hyundai, BMW, Nissan, Lexus, Volkswagen, Renault.
«Наша» Geely, которую в России, помимо СЗАО «БелДжи, продвигает и автосборочный завод «ДерВейс» в Черкесске, по продажам в июне заняла 33 место из 50 основных брендов представленных на российском автомобильном рынке. В июне 2016 года там было продано 342 машины под этой маркой против 704 в июне 2015 года (-51%). А за шесть месяцев текущего года — 3.108 против 3.823 за аналогичный прошлогодний период (-19%), что, тем не менее, принесло Geely 23 место (другие производители потеряли за первое полугодие еще больше).
Ни одной модели Geely не оказалось и в перечне 25 наиболее популярных моделей на российском рынке как по итогам июня, так шести месяцев. Не попал в этот перечень и другой «китаец» — Lifan, однако его показатели продаж оказались существенно лучше: +57% по итогам июня (1.310 авто против 837) и +63% за январь-июнь (7.365 против 4.633).
Йорг Шрайбер, председателя Комитета автопроизводителей AEB, комментируя общую ситуацию на автомобильном рынке РФ, отметил: «Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т. е. быстрее, чем предполагалось в начале года.»
Учитывая это обстоятельство, AEB прогнозирует падение продаж автомобилей в РФ по итогам 2016 года на 10,3% по сравнению с 2015 годом, до 1,44 млн. шт. Что, тем не менее, предполагает двукратное замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6-7%. Правда, в начале года Ассоциация европейского бизнеса была настроена более оптимистично и прогнозировала падение продаж в РФ в 2016 году на 4,7%, до 1,53 млн. шт. (В 2015 году, по данным AEB, продажи автомобилей в России упали на 35,7%, до 1,6 млн. шт.)
Кому, куда и за какие деньги
Теперь становится понятной осторожность, с которой председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич не так давно отвечал на вопрос корреспондента «Народной Газеты» о перспективах отечественного автопрома.
По его словам, любое высокотехнологичное производство — благо для государства. Вопрос в другом: сумеют ли эти предприятия закрепиться на рынках. Так, например, белорусско-китайский проект по выпуску автомобилей Geely подготавливался тогда, когда была велика емкость российского рынка и прогнозировался его дальнейший рост. А реализация его приходится на момент, когда рынки России и СНГ сжимаются. К тому же в России и Казахстане очень много незагруженных мощностей по выпуску легковых автомобилей.
В таких условиях любое сколь угодно высокотехнологичное производство имеет шансы выжить только при наличии высокой степени локализации, не ниже 50-60%, а также при достаточно гибком ценообразовании. Мало произвести автомобиль, надо уметь его продать. «Очень важно еще раз все взвесить и подсчитать, кому, куда и за какие деньги будем продавать эти машины.»
Как представляется, этого-то как раз и не было сделано должным образом. А впрочем, может быть мы недооцениваем прозорливость китайских товарищей? Ведь Geely — мощнейшая транснациональная корпорация, и при конкурентной цене и качестве автомобилей белорусской сборки, она вполне может их пристроить на тех рынках, где присутствует.
То, что подобная стратегия имеет право на жизнь, говорит пример компании Volkswagen, которая начала поставлять выпускаемые в России автомобили в Мексику. По данным газеты «Ведомости», объем первой партии продукции может составить несколько сотен седанов Volkswagen Polo. Авторынок Мексики — крупный и растущий: с января по апрель здесь было продано 465 тыс. легковых автомобилей (+16,5%).
Кстати, рост показывает и весь мировой авторынок. За первое полугодие 2016 года глобальные продажи автомобилей увеличились на 2,5% относительно аналогичного периода 2015 года, и составили 44,3 млн. шт. 27,5% всех продаж пришлось на Китай, где за шесть месяцев было продано 12.184 млн. авто, что на 6% больше, чем год назад.
В США за этот же период было продано 8,6 млн. автомобилей (+1,4%). Правда, в Японии, третьем по величине авторынке мира, продажи автомобилей сократились в первом полугодии на 5%, до 2.493 млн. шт.
А вот тройка самых крупных авторынков Европы демонстрирует стабильные темпы роста. Продажи автомобилей в Германии, Великобритании и Франции за рассматриваемый период увеличились соответственно на 7,4%, 3,1% и 9%. За тоже время авторынок Индии увеличился на 5,3% в годовом исчислении, до 1,613 млн. авто.
Таким образом, возможности (хотя бы и теоретические) для поиска альтернативных рынков имеются. Вопрос в том, как их реализовать.
Читайте также:
- Если бы мы увидели рынок 5-10 тыс. электромобилей, то пошли бы на освоение — директор СЗАО «БЕЛДЖИ»
- Фольксваген — самая популярная марка легкового автомобиля в Беларуси
- Белорусы приобрели свыше 500 автомобили Geely с привлечением льготных кредитов БПС-Сбербанка
- В СЭЗ «Минск» зарегистрировано ООО «Борисовский завод системы теплообменов «ЯСИН БАТЭ» с проектом по организации производства систем теплообменов для легковых автомобилей
- Льготные кредиты на Geely теперь доступны почти при любой зарплате