• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Беларусь в 2015 году снизила доходы от транзита примерно на 30% от ожидаемых, прежде всего, из-за переориентации Россией своих основных экспортных потоков с Запада на Восток и последствий девальвации российского рубля. Есть ли у Беларуси шанс изменить ситуацию в свою пользу?

Располагаясь в центре Европы, Беларусь является своеобразным перекрестком, по которому проходят кратчайшие пути на север и юг, восток и запад. Благодаря этому страна имеет хорошие возможности для осуществления различных видов транзита и, соответственно, потенциально может рассчитывать на рост доходов от него.

Прогнозы на пятилетку: доходы могут упасть не менее чем на 10%

Согласно официальным оценкам, в 2011–2013 годах доходы Беларуси от транзита действительно росли в среднем на 13% в год. А к 2015 году Беларусь планировала увеличить доходы от транзита (без учета доходов от транзита нефти и природного газа) на 60% по сравнению с 2010 годом — до 2,4 млрд. долларов. Однако вместо ожидаемого роста общий объем доходов от транзита в Беларуси по итогам 2015 года снизился примерно на 30% от прогнозных планов.

Учитывая сложившиеся тенденции, которые и далее будут негативно влиять на транзитные грузопотоки, белорусское правительство в ближайшей пятилетке не ставит амбициозных задач по получению доходов от своего географического расположения. Согласно их планам, к 2020 году доходы Беларуси от транзита, включающие доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного транспорта) составят 1,525 млрд. долларов.

Но при этом разработчики недавно принятой программы развития логистической системы и транзитного потенциала Беларуси на 2016–2020 годы сделали даже ремарку: если макроэкономическая и геополитическая ситуация в ближайшей пятилетке не поменяется, то реально доходы от транзита Беларуси могут упасть не менее чем на 10% по отношению к прогнозному показателю.

Шансы хорошие, а потери растут

Беларусь, находясь между двумя такими крупными экономическими центрами, как Евросоюз и Россия, потенциально имеет хорошие шансы на увеличение транзитных грузопотоков через территорию страны. Тем не менее, транзит падает, — прежде всего, перевозки железнодорожным транспортом.

Следует отметить, что около 92% грузов, которые транспортируются через Беларусь по железной дороге, — это экспортные или импортные грузы России и Казахстана. Но все же львиную долю транзитных потоков, проходящих через территорию Беларуси, составляют внешнеторговые грузы РФ. Основную часть транзитных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через Беларусь, составляют каменный уголь, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные металлы и другие товары.

В Беларуси за 2011–2015 годы железнодорожным транспортом в транзитном сообщении перевезено 226,1 млн. тонн грузов, или 80,8% к прогнозным показателям. Доходы и отчисления в бюджет от транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом за этот период составили, соответственно, 2505,5 млн. долларов и 412,7 млн. долларов (87% и 89,6% к прогнозу на этот период).

При этом доходы от транзитных перевозок грузов за 2015 год составили около 378,3 млн. долларов, а отчисления в бюджет – 56,6 млн. долларов. Прогноз, установленный госпрограммой по этим показателям на 2015 год, выполнен всего лишь на 56,8% и 53,2%, соответственно.

Падение транзитных перевозок через Беларусь в последние годы вызвано в первую очередь внешними факторами, которые явно проявились во второй половине 2014 года, — это, прежде всего, западные экономические санкции в отношении России и ответные антисанкции со стороны РФ.

На снижение привлекательности белорусского транзит напрямую повлияла также девальвация российского рубля. Отметим, что логистические операции в сфере внешнеторговых поставок российские грузовладельцы проводят в российской валюте, вследствие чего они воспользовались альтернативными маршрутами. В результате такие грузы, как уголь, нефтепродукты и железная руда постепенно переориентируются с прибалтийских портов на терминалы российских портов.

В частности, в прошлом году в транзитном железнодорожном сообщении объем перевозок каменного угля, на который приходится более половины транзитных грузов, упал на 13%, нефти и нефтепродуктов — на 18%, удобрений — на 48% и строительных грузов — в 2,6 раза. В целом за прошлый год в Беларуси объем железнодорожных перевозок грузов снизился на 7,1%, до 131,4 млн. тонн, а в экспорте транспортных услуг – 25%.

В последнее время белорускую сторону беспокоит еще одна тенденция, негативно влияющая на транзитные потоки через Беларусь: изменение вектора внешней торговли России.

Ранее концепция государственной программы развития логистической системы Беларуси базировалась на том, что основу проходящих через страну товарных потоков будут составлять внешнеторговые грузы стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Евросоюза. Между тем, в последнее время наблюдается перераспределение глобальных товарных потоков с центрально-европейского направления (Запад — Восток — Запад) на южно-европейский коридор, что означает потенциальные потери для белорусского транзита.

В связи с изменением экспортных направлений РФ и Казахстана с рынка ЕС на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона ожидается снижение объема транзита грузов по территории Беларуси. На это повлияет и реализация стратегических планов РФ по развитию собственной транспортной инфраструктуры, связанной с переориентацией экспортных грузопотоков с портов Литвы, Латвии и Эстонии на порты Ленинградской области.

Кроме того, Беларусь не может в полной мере реализовать свой транзитный потенциал из-за неравных условий работы участников рынка в рамках ЕАЭС, барьеров во взаимной торговле, а также с отказом РФ и Казахстана от либерализации рынка автотранспортных услуг в евразийском союзе.

Надежда на Новый Шелковый путь?

В сложившейся ситуации Беларусь должна приложить максимум усилий, чтобы не только удержать нынешней грузопоток, но и постараться перетянуть на свои транспортные коридоры высокодоходные грузы, которые перевозятся железнодорожным транспортом в направлении портов Калининграда, Клайпеды, Риги и Вентспилса, а также нефтепродукты, которые следуют из Литвы в Украину. Так что белорусские транспортники, что называется, обречены работать в тесной связке с транспортниками Литвы и Латвии, которые в не меньшей степени заинтересованы в создании конкурентных условий для использования транзитного потенциала своих стран.

Тем не менее, очевидно, что возможностей принципиально повлиять на транзитные потоки у Беларуси сегодня немного. А вот сделать задел на будущее – возможно. Транзитный «прорыв» для Беларуси может обеспечить китайский проект Новый Шелковый путь. Согласно прогнозным оценкам, подключение Беларуси к сухопутному транспортному коридору между Азией и Европой позволит ей увеличить транзитный грузопоток через свою территорию чуть ли не в 2 раза.

Неслучайно для разработки программы развития логистической системы и транзитного потенциала Беларуси на 2016–2020 годы, Минтранс привлек консультантов института по исследованию логистики и управления цепочками снабжения при Институте развития Китая, а также китайской компании «Чайна Мерчантс Групп».

Реализация данной программы включает 51 мероприятие. В том числе она предусматривает развитие контейнерных перевозок в рамках реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», разработку мер по сокращению простоя вагонов при проведении контрольных операций с грузовыми поездами, работку и внедрение новых технологий, технических и информационных ресурсов, связанных с ускорением пропуска контейнерных поездов в направлении Китай-Европа и т. д.

Также заявлено о необходимости проведения гибкой тарифной политики для обеспечения конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом, что, как отмечают в Минтрансе, потребует пересмотра нынешних тарифов. Судя по всему, потенциал для роста здесь есть. В 2015 году объем контейнерных перевозок в сообщении КНР — Западная Европа вырос в 2 раза и достиг 45 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Неслучайно также появилось представительство ООО «Белинтертранс-Германия» в Пекине.

В этой связи следует заметить, что вскоре после запуска инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) Китай стал настойчиво заявлять о целесообразности заключения соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) со странами, прилегающими к ЭПШП. Как известно, Китай является крупным потенциальным партнером ЕАЭС. Сейчас ЕАЭС и Китай проводят многостороннюю работу по созданию торгово-экономического партнерства. Правда, пока не все страны ЕАЭС готовы к преференциальному режиму торговли с Китаем.

В начале июля 2016 года первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил журналистам в кулуарах встречи министров торговли G20 по итогам переговоров с министром коммерции КНР Гао Хучэном, что Россия и Китай на уровне министерств обсудили создание преференциальных соглашений по торговле товарами, услугами и инвестициям в двустороннем порядке, а также в рамках ЕАЭС. «Мы изучаем возможности создания преференциальных соглашений по торговле товарами с точки зрения сроков и товарных групп. Результаты переговоров трудно предугадать, так как евразийская пятерка имеет разные представления о преференциях», — признал А.Лихачев.

По его словам, все страны высказались за уплотнение торгово-экономического сотрудничества в рамках Евразийского партнерства, однако не все готовы к созданию зоны свободной торговли с Китаем. Он не стал уточнять, какие страны выступают против, но заметил, что речь идет не о России.

В свою очередь транспортники Беларуси, России и Казахстана недавно обсудили проект развития совместных транспортных коридоров, — речь, в частности, шла о строительстве отрезка автомагистрали трансконтинентального транспортного коридора Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Беларусь. Изначально предполагалась, что маршрут магистрали «Меридиан» соединит Казахстан и Беларусь через южную часть России путем вхождения в трассу М1 на границе Беларуси. Однако белорусская сторона предложила для стыковки еще две трассы: М4 и М10. Она рассчитывает в процессе дальнейших трехсторонних переговоров решить этот вопрос в свою пользу.

ДЛЯ СПРАВКИ
Маршрут сухопутного «Шелкового пути» пройдет через Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Турцию, Болгарию, Молдову, Украину, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Швейцарию и закончится в Италии.

 

 

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 22-26 февраля

В том случае, если регуляторы валютного рынка РБ не изменят свою политику, курс доллара на БВФБ может снизиться на величину в пределах 0-0,5%. В понедельник 22 февраля курс доллара может оказаться на уровне пятницы. Прогноз в отношении курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не оправдался: доллар не подешевел, а подорожал, хотя и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 марта

Курс доллара на БВФБ может начать снижение, и подешеветь за неделю на величину порядка 0,5% на фоне небольшого укрепления российского рубля. В понедельник 1 марта возможен рост курса доллара на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, а вырос на 0,5% и достиг 26 февраля 2,6057 рубля за

У банков опять нет денег, и кредиты снова дорожают

Национальный банк Беларуси в феврале не стал повышать ставку рефинансирования, несмотря на ускорение инфляции, но проценты по рублевым депозитам и кредитам населению растут, так как в банковской системе страны снова возник дефицит белорусских рублей. Правление Национального банка РБ 17 февраля сохранило ставку рефинансирования на уровне 7,75%, объяснив это необходимостью проведения дополнительного анализа динамики потребительских цен,

Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны

Тяжелые истребители Су-30СМ, поступающие на вооружение белорусской армии, позволят ей серьезно влиять на геополитическую и военно-стратегическую ситуацию в Центральной и Восточной Европе. Как не так давно сообщила пресс-служба Министерства обороны Беларуси, в 2021 году предполагается заключить контракты между военным ведомством и российской авиастроительной корпорацией “Иркут” на поставку очередной партии из 4 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия