20.07.2016, 9:10
Секреты налогового контроля
Система налогового контроля в Республике Беларусь основана на полугодовых координационных планах проверки бизнеса. На сайте Комитета государственного контроля Республике Беларусь опубликован координационный план проверок на второе полугодие 2016 года. Всего по республике в текущем полугодии налоговая проверка ожидает более 2 тысяч субъектов хозяйствования. Что нужно знать белорусскому бизнесу о налоговом контроле и как эффективно пройти налоговую проверку расскажем в данном материале.
Аксиомы белорусского налогового контроля
Белорусский налоговый контроль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать каждому проверяемому предприятию. Данные особенности сформировались в результате особенностей белорусского законодательства и белорусской экономической модели, которые в совокупности повлияли на правоприменительную практику проведения налоговых проверок. Так, с одной стороны, система налогового контроля в Беларуси внешне пытается быть похожей на все высокоразвитые страны, но при этом внутренне остается продуктом уникальной белорусской экономической модели. Отсюда можно выделить несколько неписаных аксиом, характеризующих особенности белорусского налогового контроля.
Как и во всем мире, белорусский налоговый контроль стремится к 100% результативности. При этом от мировой налоговой практики, где налоговые проверки назначаются при наличии информации о нарушениях, белорусский налоговый контроль отличается периодичностью налогового контроля всех субъектов хозяйствования вне зависимости от наличия информации о правонарушениях.
То есть каждое белорусское предприятие проверяется с определенной периодичностью. Как правило, речь идет о периодичности проверки от 3 до 5 лет для регионов, и от 5 до 8 лет для города Минска. То есть в регионах каждый субъект предпринимательства проверяется, как правило, не реже одного раза в 3-5 лет, в Минске – не реже одного раза в 5-8 лет. Хотя на практике бывают и исключения.
Белорусская периодичность налоговых проверок в совокупности с «мировой тенденцией» их 100%-ой результативности приводят к ситуации, когда на каждом белорусском предприятии «должно» быть нарушение. В случае отсутствия налоговых нарушений действия налогового инспектора могут быть признаны вышестоящим руководством как некомпетентные, с возможным последующим наказанием инспектора или назначением перепроверки предприятия.
В этой связи каждое проверяемое предприятие должно понимать, что налоговая проверка в белорусских условиях – это фактически дополнительный налог, который должен заплатить каждый субъект бизнеса с определенной периодичностью, равной периодичности налоговой проверки. В этой связи вся деятельность проверяемого предприятия должна сводиться не столько к доказательству факта отсутствия нарушения, сколько к минимизации возможной суммы налогового нарушения. Благо, что этого позволяет достичь сформировавшаяся практика проверок.
На практике сложилась ситуация, когда сумма нарушений по плановой налоговой проверке, как правило, не «должна» превышать нескольких процентов от выручки предприятия. Подчеркнем, что речь идет о плановых налоговых проверках и не касается ситуации внеплановых проверок, проводимых по заданию других контролирующих органов, особенно когда речь идет о лжепредпринимателях.
Обозначенные выше численные ориентиры влияют и на механизм налоговой проверки. Как правило, все налоговые проверки проводятся «до первого нарушения», позволяющего достичь «запланированной» суммы налоговых нарушений. В этой связи всегда необходимо иметь на предприятии стратегию поведения при проведении налоговой проверки. Для выработки такой стратегии важно знать возможные типичные ошибки, допускаемые предприятиями в своей хозяйственной деятельности, о чем речь пойдет далее.
Камеральные проверки – новый налоговый тренд
Камеральные проверки становятся новым трендом налоговых органов. По заявлению руководителя Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, именно камеральные налоговые проверки через 3-4 года станут основой белорусского налогового контроля, особенно в отношении доходов физических лиц.
Но если физических лиц новый тренд затронет только через 3-4 года, то юридические лица и предприниматели, уплачивающие НДС, столкнулись с камеральным налоговым трендом уже с 1 июля 2016, с момента введения электронных счетов-фактур по НДС. Именно с этого времени налоговые органы начали формировать электронные базы данных, в которых содержится информация обо всех хозяйственных операциях, являющихся объектом обложения НДС. То есть любое движение товара, работа или услуги, являющееся объектом обложения НДС, с 1 июля 2016 года должно включаться в электронную базу налоговых органов.
Наличие такой электронной базы хозяйственных операций позволит налоговым органам в теории контролировать правильность исчисления и уплаты НДС. Подчеркиваю, что речь пока идет о теории, потому что до сих пор не совсем понятно, когда новая система электронных счетов фактур по НДС охватит всех плательщиков и сможет ли она работать эффективно и без сбоев. Любой компьютерный пользователь знает, насколько много проблем бывает с новыми программными продуктами, особенно когда их создание осуществлялось в короткие сроки, и затрагивает большое количество пользователей. Сомнительно, что исключением из правил станет и белорусская программа электронных счетов-фактур по НДС.
По состоянию на начало июля, по данным налоговых органов, в новой системе электронных счетов-фактур по НДС зарегистрировалось только 13% фактических плательщиков НДС. Как быстро смогут зарегистрироваться остальные плательщики НДС, и как эффективно сможет работать данная система электронных счетов-фактур по НДС в случае полной загрузки системы, пока не понятно.
При этом понятно другое. Наличие электронной базы счетов-фактур по НДС позволит налоговым органам уже с августа 2016 года (момента сдачи первых месячных отчетов по НДС) начать тотальную камеральную проверку всех налоговых деклараций по НДС на предмет их соответствия новым требованиям законодательства. Речь идет о подтверждения любого вычета по НДС электронным документом счетом-фактурой по НДС, оформленным и подписанным по определенным правилам.
В ситуации затягивающегося подключения налогоплательщиков к новой электронной системе электронных счетов фактур по НДС у бизнеса могут возникнуть трудности с правильностью исчисления налога. На практике это может привести к возникновению претензий у налоговых органов к правильности применения налоговых вычетов, что приведет либо к росту налоговой нагрузки по НДС, либо потребует от бизнеса подробного изучения комментариев к пункту 20 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь с целью защиты своих законных интересов. В любом случае, камеральные налоговые проверки, особенно по НДС, станут трендом белорусского налогового контроля в ближайшем будущем, что необходимо учитывать любому субъекту хозяйствования при планировании своей текущей экономической деятельности.
Лжепредприниматель – основа налоговой проверки
Что касается плановых выездных налоговых проверок, то на практике, как правило, данная проверка проходит по следующему алгоритму, включающему 4 пункта: 1) проверка лжепредпринимателей; 2) проверка налога на добавленную стоимость; 3) проверка налога на прибыль; 4) проверка прочих налогов. Отметим, что данный алгоритм типичный, но не обязательный для налоговых органов, и касается в первую очередь предприятий, работающих на общих условиях налогообложения.
С принятием Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» первым и наиболее важным вопросом налоговых проверок стал вопрос наличия договорных отношений предприятия с лжепредпринимательскими структурами. На практике такая проверка проходит посредством сверки списка лжепредпринимателей, имеющегося у налоговых органов, и размещенного на сайте МНС, со списком контрагентом предприятия. В случае нахождения в списке контрагентов предприятия лжепредпринимательских структур составляется акт нарушения с доначислением в бюджет НДС и налога на прибыль. Сразу же следует отметить, что доказать свою невиновность в данном случае практически невозможно, и поэтому предприятию зачастую проще доплатить в бюджет налоги и при этом налоговая проверка практически завершается.
В случае отсутствия договорных отношений с лжепредпринимателями налоговые органы далее проверяют НДС, который является наиболее сложным налогом в исчислении. Данная сложность связана не только с несколькими ставками и особенностями принятия к вычету налога, но и постоянными изменениями налогового законодательства в порядке уплаты НДС.
В текущем году полностью изменен порядок принятия к вычету НДС, в 2014 году была введена 90 дневная отсрочка по принятия к вычету импортного НДС. Такие существенные изменения в порядке вычета НДС проходят практически ежегодно, что усложняет порядок его исчисления и приводит к многочисленным нарушениям. В этой связи НДС является основным налогом, который необходимо контролировать бухгалтерам при ведении налогового учета.
В отличие от НДС порядок уплаты налога на прибыль в последние годы меняется не столь существенно, что все же не исключает фактов нарушения при исчислении налога на прибыль. В отличие от НДС «основой» нарушений по налогу на прибыль, как правило, являются оценочные суждения, используемые при определении перечня затрат, которые можно учитывать при налогообложении.
Сложившаяся правоприменительная практика основана на том, что все затраты, не отраженные в статье 131 Налогового кодекса Республики Беларусь и связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, учитываются при исчислении налога на прибыль. К сожалению перечень затрат в статье 131 не окончательный и содержит ссылку на «иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством». Какие это иные затраты не всегда понятно, что создает возможность для налоговых органов применять оценочные суждения в свою пользу при проведении налоговых проверок. Последнее обстоятельство требует от предприятий наличия четких и обоснованных аргументов для обоснования факта включения тех или иных затрат в перечень расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
В отношении всех остальных налогов, за исключением НДС и налога на прибыль, можно отметить следующее. Как правило, эти налоги проверяются в последнюю очередь и зачастую лишь в случае отсутствия нарушений по НДС и налогу на прибыль, что на практике почти нереально. При этом основные нарушения связаны с неправильностью применения налоговых льгот, налоговых ставок (особенно земельный и экологический налоги), порядка определения налоговой базы. Все данные вопросы, как правило, могут быть проверены в ходе аудиторской проверки, что повышает роль данного инструмента предупреждения налоговых правонарушений в случае, когда предприятие знает о сроках проведения выездной плановой налоговой проверки.
Роль налогового контроля в формировании белорусского бюджета в последние годы возрастает, о чем свидетельствует рост количества дел, связанных с лжепредпринимателями, а также расширение методов электронного контроля, например, внедрение системы электронных счетов-фактур по НДС, направленной на дополнительное привлечение налогов в бюджет, как за счет возможного упрощения процедуры проведения камеральных проверок, так и за счет увеличения количества ошибок при исчислении НДС. Последнее связано как с техническими особенностями введения процедуры электронных счетов-фактур, так и с человеческим фактором.
В этой связи возрастает роль правильной организации системы бухгалтерского и налогового учета на предприятии, которая позволяет оптимизировать суммы налоговых отчислений, позволяет проходить налоговые проверки с минимальным количеством нарушений в условиях действия неписаных аксиом белорусского налогового контроля. Зачастую последнего можно достичь только с помощью профессиональных внешних консультантов, позволяющих разобраться в сложностях налогового законодательства и постоянного меняющихся требований к налоговому учету.
Читайте также:
- Правительство составило список предприятий, которым НДС будут возвращаться в ускоренном порядке
- Белорусский лжепредприниматель 2020 года
- МНС обобщило изменения на 2020 год, введенные указом №503 «О налогообложении»
- За первое полугодие в бюджет Беларуси поступило менее половины доходов от годового плана
- Как наказать лжепредпринимателя?