14.07.2016, 8:52
Они работают в армии
Александр Лукашенко встретился с Госсекретарем Совета Безопасности Станиславом Засем. Поговорили о том о сем: о безопасности, о погранвойсках, о техногенных рисках текущей ситуации, о погодных условиях последних месяцев. Которые чреваты природными катаклизмами для экономики, государственных и общественных институтов, правопорядки, интересов и прав граждан страны.
Вот, к примеру, проблема обороноспособности, которая должно быть удержана на соответствующем уровне. Де мол, провели системную проверку пограничных войск, а там обнаружились не только положительные моменты, но и недостатки. И что делать с ними? А, например, в Вооруженных силах, где, как известно, договорились иметь не более 65 тысяч личного состава, воевать будем не количеством, а качеством. В целом, согласился Лукашенко, силовые структуры за полгода достигли положительных результатов. А какие на этот счет есть у Госсекретаря соображения и предложения?
Позже Станислав Зась этими своими соображения поделился перед зрителями канала «Беларусь 1». Для начала он постарался успокоить аудиторию. По его словам, созданная система безопасности достаточно эффективна, ломать ее и реформировать бессмысленно. Но нужно оптимизировать. Для этого численность сил немедленного реагирования, подразделений постоянной готовности увеличили, а вот арсеналы, базы, склады – сократили. «В ближайший год предстоит сократить 1,3 тысячи должностей в Вооруженных силах», — сказал Зась.
Лучше меньше да лучше? За счет сокращения арсенала, баз, складов? За счет удара «по собственному обозу»? Опыт предшествующих войн и «приближенных к боевым условиям» учений советской и наследовавшей ей белорусской армии сопровождались колоссальными провалами службами тыла – транспортниками, снабженцами, прочим вспомогательным персоналом. Почти всякий раз мобильность войск ограничивалась скверной логистикой и неразберихой в штабах.
Стоит ли в этой связи упоминать о 22 июня 1941 года, когда войска приграничных округов были введены в заблуждение вышестоящими штабами, благодаря чему начало войны оказалось для них полной неожиданностью?
Станислав Зась заявил, что «65 тысяч – эта цифра взята не с потолка. Это расчеты Генерального штаба, и они утверждены главой государства». История показывает, что в расчетах ошибались почти все генштабы, полководцы и все без исключения главы государств. Можно назвать начальника генштаба германской армии в Первой мировой войне Мольтке Младшего, можно назвать Сталина, вспомнить Жукова.
А Николай II ошибся, призвав в армию солдат намного больше, чем это требовалось для войны. В итоге запасные солдаты, не нужные фронту, были поселены в казармы столичного гарнизона. От безделья и плохой кормежки они подняли бунт, из которого выросла революция. В итоге царь, имея в окопах многомиллионную армию, не располагал в столице и одним преданным боеспособным полком, который в то время мог легко загнать взбунтовавшихся в казармы.
Николай II увлекся количеством вместо качества. Коль уже создается армия, то все в ней должны воевать, а не служить в запасе, фланируя с барышнями по Невскому проспекту.
С одной стороны, 65 тысяч солдат для Беларуси очень много. В мирное время отцам-командирам приходится искать полезное занятие для солдатиков, помимо необременительной военной службы. Выручает строевая подготовка и регулярные парады. Получается, что многих срочников призывают на службу почти исключительно для подготовки и участия в параде. Полгода солдат осваивает строевой шаг, после чего проходит церемониальным шагом перед своим главнокомандующим, а после начинает готовится к демобилизации. У офицеров проще – каждый календарный год военной службы знаменуется участием в обязательном параде, который завершается повышением в звании и должности, медалями и орденами. Пока еще белорусскому военному нельзя стать генералом по сумме «пройденных парадов», но и нельзя стать генералом тому офицеру, который опозорится на параде перед трибуной главкома.
Двадцать-двадцать пят успешных парадов – служба позади, впереди достойная пенсия и заслуженный отдых.
С другой стороны, тыловики, 1.3 тысячи, которых предстоит сокращать, в парадах не участвуют, не столько служат, сколько работают. Вероятно, они только и работают в армии. При любом сокращении вооруженных сил (бывало отправляли в отставку маршалов, генералов, старших и младших офицеров, даже сверхсрочников), армия всегда нуждалась в вольнонаемных. Они не служат и не выслуживаются. Они всегда подчиняются начальству, установленному режиму и порядку труда, ответственно выполняют возложенные на них обязанности..
За небольшие деньги.