11.07.2016, 8:58
Как плюшевые мишки помогли модернизировать ПВО Беларуси
Руководство РБ, несмотря на хронический недостаток финансов, прилагает усилия для укрепления противовоздушной обороны, считая ее одним важнейших аргументов при выстраивании отношений в военно-политической сфере как с возможными противниками, так и с нынешними союзниками.
На днях в ряде СМИ появились публикации, посвященные четвертой годовщине так называемого «плюшевого десанта». Речь идет о нарушении воздушной границы Беларуси 4 июля 2012 года легким поршневым самолетом Jodel D113, который пилотировал Томас Мазетти из шведской пиар-компании Studio Total.
Нарушители не только достигли окрестностей Минска, но и сбросили парашютный десант из плюшевых мишек чуть ли на резиденцию президента Александра Лукашенко. Инцидент вызвал широкий общественный резонанс и, как следствие, оргвыводы со стороны главы государства. Вскоре своих должностей глава Госпогранкомита генерал Игоря Рачковского и командующий ВВС и войсками ПВО генерал Дмитрий Пахмелкин.
Надо сказать, что и до этого события подобного рода происходили на литовском направлении неоднократно: контрабандисты и просто любители острых ощущений на малой высоте пересекали границу и некоторые из этих полетов не фиксировались ни силами противовоздушной обороны, ни пограничной службой. Например, в 2005 году в приграничном лесу грибники обнаружили разбившийся легкомоторный гражданский самолет с человеческими останками.
Ниже летишь — целее будешь
И в этом нет ничего экстраординарного, так как низколетящие цели вообще сложно засечь средствами радиолокации «из-за влияния неоднородностей подстилающей поверхности». Комментируя по горячим следам интернет-газете «Взгляд» эпизод со шведским самолетом в небе Беларуси, заместитель начальника летного испытательного центра РФ, полковник Игорь Маликов заявил: при полете на предельно малой высоте (до 50 метров) легкомоторный самолет при помощи радара засечь невозможно.
Проблема эта существует с самого момента появления радиолокационных станций (РЛС) и в той или иной степени присуща всем системам ПВО. Она усугубилась в последние 15-20 лет в связи с опережающими темпами совершенствования низколетящих средств воздушного нападения.
Практически все современные летательные аппараты, кроме сверхзвуковых, способны совершать полеты на высотах до 150 метров. При этом многие типы пилотируемых самолетов (включая гражданские) оснащаются аппаратурой, позволяющей совершать полеты с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Поиск методов обнаружения низколетящих целей сегодня стал особенно важным в связи с тем, что в нынешних условиях многократно расширилось использование в боевых действиях беспилотных летательных аппаратов (разведывательных и ударных), крылатых ракет и управляемых авиационных бомб, специально сконструированных для действий вблизи земли.
С полным основанием можно сказать, что основу военных операций в настоящее время составляют массированные удары высокоточным оружием по наиболее важным объектам оборонной и гражданской инфраструктуры, как это было в Югославии и в Ираке.
Для преодоления ПВО противника современными средствами воздушного нападения (и пилотируемыми, и беспилотными) сегодня применяются полеты на предельно малых высотах, маневрирование с огибанием складок местности, применение активных и пассивных помех, снижение радиозаметности, уровня инфракрасного излучения и акустического шума.
Воздушная тропа террористов и контрабандистов
Как полагают эксперты, решение проблемы обнаружения и последующего поражения низколетящих аэродинамических пилотируемых и беспилотных аппаратов следует рассматривать и в контексте защиты жизненно важных объектов наземной гражданской и военной инфраструктуры от воздушного терроризма. События 11 сентября 2001 года в США вполне наглядно показали, что террористическая угроза может прийти и с воздуха. И с той поры угроза воздушного терроризма отнюдь не уменьшилась.
Особенно катастрофические последствия может иметь воздушное нападение на АЭС. Такая угроза станет вполне реальной и для Беларуси после пуска в эксплуатацию атомной электростанции в Островце. Также весьма уязвимыми для терактов являются тепло — и гидроэлектростанции, хранилища горючих и химически активных материалов, арсеналы и склады боеприпасами и др.
Для проникновения туда диверсантов или сброса взрывных устройств могут быть использованы пилотируемые легкие, малые и сверхмалые самолеты, дельтапланы и другие летательные аппараты подобного рода. А также различные беспилотные летательные аппараты, полезная нагрузка которых может достигать нескольких десятков килограммов, а минимальная высота полета составляет 10-20 метров.
Применение подобных летательных аппаратов резко снизило эффективность существующих систем ПВО и потребовало принципиально новых технических решений для обнаружения и сопровождения таких воздушных целей. Существующие на данный момент решения нельзя назвать вполне эффективными, о чем свидетельствует воздушный наркотрафик из Колумбии в США.
Маленький шведский самолетик с десантом игрушечных медвежат показал, что ВВС и войска ПВО РБ также не в состоянии эффективно противодействовать низколетящим летательным аппаратам. Беларуси с ее более чем скромными финансовыми возможностями трудно угнаться за мировыми лидерами в области создания новейших средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Похвальное слово прозорливым
Однако на тот момент, когда произошли события связанные с пресловутым «плюшевым десантом», и у белорусских разработчиков имелись достаточно продвинутые разработки в данной сфере. В частности, сконструированная «КБ Радар» радиолокационная станция с кольцевой фазированной антенной решеткой, размещенной на мачте высотой 35-50 метров, предназначенная именно для обнаружения маловысотных целей.
В комплексе с РЛС предполагалось использовать и белорусские средства радиотехнической разведки, обеспечивающие обнаружение летательных аппаратов по излучениям их бортовых радиоэлектронных устройств (радиовысотомеров, радиолокаторов, головок самонаведения, средств передачи данных и пр.).
Свое место в системе обороны против низколетящих воздушных целей отводилось и автоматизированным постам наблюдения, оборудованным оптоэлектронными приборами, которые производятся в Беларуси. С целью увеличения дальности действия эти приборы целесообразно поднимать на высоту 10-15 метров с помощью специальных вышек.
Еще большую прочность низковысотной противовоздушной обороне должно придать использование акустико-сейсмических датчиков отечественной разработки. Они способны на большой дистанции улавливать и распознавать характерные шумы, производимые маршевыми двигателями ракет и самолетов, лопастями вертолета, и в то же время не реагировать на другие случайные звуки. Сеть таких датчиков следует разместить, прежде всего, на наиболее опасных с точки зрения вероятности воздушного нападения направлениях.
Непременным и главным условием эффективности низковысотной ПВО является подключение всех ее составных частей к единой информационной сети, работающей в режиме реального времени.
Противовоздушная крепость Минск
Одним из свидетельств того, что урок, полученный 4 июля 2012 года, пошел впрок, свидетельствует создание и постановка 5 января 2016 года на боевое дежурство на территории Минской области вновь сформированного подразделения радиотехнических войск (РТВ) — 3-го радиолокационного узла. Что ознаменовало собой завершение процесса формирования противовоздушной обороны Минского района и создание единой системы радиолокационной разведки вокруг столицы.
Немаловажным является то обстоятельство, что основную массу техники, с которой личный состав радиолокационного узла заступил на боевое дежурство, составили современные разработки белорусского ВПК.
В этом перечне в первую очередь следует назвать маловысотную радиолокационную станцию (РЛС) «Роса-РБ» с кольцевой фазированной антенной решеткой, созданную с использованием самых современных электронных компонентов белорусским ОАО «КБ «Радар» и принятую на вооружение в декабре 2012 года. Эта радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих целей. Работая в автоматическом режиме, она способна обнаруживать и распознавать воздушные цели на высотах от одного метра над землей в радиусе до 50 км, засекая не только пилотируемые, но и беспилотные летательные аппараты.
При этом местоположение самой станции «Роса-РБ» противнику установить достаточно затруднительно. По мнению экспертов, принятие в достаточном количестве таких РЛС на вооружение белорусскими РТВ позволит создать полосу сплошного низковысотного радиолокационного поля по всему периметру границы внешней границы. Что в свою очередь дает возможность независимо от человеческого фактора обнаруживать любой объект, нарушивший охраняемое воздушное пространство, и выдавать целеуказания зенитно-ракетным подразделениям.
Но в современных условиях все большую угрозу представляют летательные аппараты военного назначения изготовленные по технологии Stealth. Противостоять им должна белорусская двухкоординатная (азимут + дальность) радиолокационная станция радиального обзора «Восток-Д». Данная РЛС является абсолютно оригинальная разработка того же «КБ» Радар».
Это дальномер метрового диапазона дежурного режима с инструментальной дальностью обнаружения 360 км. РЛС «Восток-Д» является унифицированным твердотельным цифровым радаром, который использует сложный квазишумовой зондирующий сигнал. Ее помехозащищенность намного сильнее, чем у широко распространенной во всем мире РЛС П-18, работающей также в метровом диапазоне волн.
Среди очевидных достоинств РЛС этого диапазона — технологичность и дешевизна изготовления, более высокая устойчивость к пассивным помехам, малые потери мощности при распространении зондирующих сигналов в атмосфере, высокая эффективность обнаружения целей типа Stealth. «Восток-Д» имеет и другие существенные преимущества перед РЛС П-18: в шесть раз выше разрешающая способность по дальности, более чем в шесть раз сокращена дальность обнаружения этой РЛС средствами радиотехнической разведки противника.
Многократно уменьшенный за счет применения современной элементной базы объем электронного оборудования позволяет разместить РЛС «Восток-Д» на одном автомобильном шасси высокой проходимости, что придает ей дополнительную мобильность и скрытность. Время свертывания-развертывания станции по сравнению с аналогами сокращено более чем в 10 раз (для расчета из двух человек оно составляет 8-10 минут).
Ориентир — эффективность
Однако на Минском радиолокационном узле помимо суперновинок развернуты и уже известные образцы радиолокационной техники, прошедшие глубокую модернизацию на белорусских заводах, такие, как П-18БМА, 19Ж6М, высотомер ПРВ-16Б. И новые, и модернизированные РЛС завязаны в единую информационную сеть образующую полноценный трехкоординатный радиолокационный комплекс.
Продолжая разговор о технике, поступившей в распоряжение радиотехнических войск, следует отметить, что в частях проведена полная замена станций автоматизированного управления советского производства. В рамках этого процесса белорусскими КБ и заводами разработаны и поставлены в войска автоматизированные системы управления «Бор», «Поляна-РБ», «Риф-Р», «Риф-В».
По мнению специалистов, с вводом в эксплуатацию комплексов автоматизации в подразделениях радиотехнических войск значительно поднялась эффективность боевого дежурства. Сокращено время на сбор и обработку информации, улучшилось качество решений, принимаемых командирами, повысилась точность целеуказаний для зенитных ракетных комплексов и авиации.
Парк этих средств поражения низколетящих воздушных целей в последнее время пополнился современными образцами. Закупленными у России зенитными ракетными комплексами ближнего действия «Тор-М2» оснащен полноценный дивизион, принимавший участие в учениях с боевыми стрельбами. А пилотами новейших российских учебно-боевых самолетов Як-130, которые намечается использовать для борьбы с низколетящими целями, произведены пуски ракет «воздух-воздух».
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает