8.07.2016, 9:05
Пенсионная система Беларуси: проблемы и перспективы
Европейская исследовательская ассоциация «Oikonomos»
Изменения демографической ситуации в последние десятилетия влечет за собой необходимость изменения пенсионной реформы. Основные реформы пенсионных систем в большинстве постсоветских стран прошли ранее, и сейчас происходит пересмотр пенсионного возраста. Так, например, в Польше правительство приняло решение, что пенсионный возраст будет составлять 67 лет, в Латвии предполагается повышение пенсионного возраста до 65 лет для обоих полов за 2014-2020 годы.
Пенсионная система Беларуси, при общем взгляде, выглядит вполне лояльно. Более низкие, чем у нас, возрастные пороги существуют только в двух государствах постсоветского пространства — России и Узбекистане. С 2017 года пенсионный возраст в Беларуси будет постепенно возрастать и составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин. Однако, несмотря на повышение пенсионного возраста на 3 года, наш пенсионный порог остается довольно низким в сравнении с европейскими стандартами.
Подводным камнем белорусской системы может считаться Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения», определяющий порядок и правила начисления страхового стажа работы. Необходимо понимать, что при выходе на трудовою пенсию учитывается не только общий стаж работы, но и страховой стаж. И теперь необходимый минимальный период страхового стажа для назначения пенсии – не менее 15 лет и 6 месяцев. Далее ежегодно с 1 января 2016 года стаж работы с уплатой взносов в бюджет Фонда будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет. В России минимальный страховой стаж составляет семь лет и будет постепенно увеличиваться до 15, в Литве, Латвии, Эстонии, Украине он сейчас равен 15 лет и пока не пересматривается.
Следует различать понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж». Первое включает в себя только время оплачиваемой общественно-полезной трудовой деятельности, сюда же включаются предусмотренные законодательством периоды, когда гражданин не работает, но за ним сохраняется место работы. Второй же – страховой стаж – это сумма периодов, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
В страховой стаж работы включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (при условии уплаты в эти периоды страховых взносов), в том числе периоды работы на территории СССР, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию. В страховой стаж работы не включаются воинская служба, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получение образования, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом, а также за престарелым, получение пособия по безработице.
В отличие от Беларуси, в России большинство вышеперечисленных пунктов в страховой стаж включаются (все, за исключением обучения в высших и средних специальных учебных заведениях). Если сравнивать с европейской моделью, например, ФРГ, там также в исчисление страхового стажа включаются периоды нетрудоспособности, воинской службы, декретный отпуск, а также период получения образования продолжительностью до 3-х лет.
В связи с такими жесткими условиями начисления страхового стажа не все белорусы смогут претендовать на трудовую пенсию. Те, кто не имеет минимального страхового стажа смогут получать только пенсию по возрасту. Сейчас минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Таким образом, минимальная пенсия во втором квартале 2016 года составляла 392.283 руб. Возрастной порог получения этого вида пенсии увеличен, для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 60 лет.
Однако, происшедшие изменения нельзя назвать реформой пенсионной системы, так как не затронут вопрос совершенствования механизма накопительного элемента в пенсионной системе. В случае его обязательности государство должно гарантировать людям сохранность и приумножение обязательных пенсионных накоплений, но чтобы рассчитывать на реальную отдачу от инвестирования пенсионных средств, нужно высокое развитие финансового рынка и стабильность национальных денег, чего нет в Беларуси. В существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски. Такие факторы привели к ликвидации обязательного накопительного компонента в Чили, Аргентине и Венгрии, а Польша и Словакия перевели накопительный элемент на добровольную основу.
Опыт США, Германии, Франции и других европейских стран демонстрируют эффективность добровольных накопительных механизмов, что во многом сопряжено с развитостью рыночных экономических институтов в целом. Именно это должно стать приоритетом дальнейшего развития пенсионной системы Беларуси.
Читайте также:
- Досрочную выплату пенсий организует Белпочта из-за рождественских праздников — график
- Бундесбанк предложил увеличить пенсионный возраст до 69 лет и 4 месяцев
- Срок срочной военной службы будет включен в страховой стаж — Минобороны
- Минобороны Беларуси добивается зачета срока службы в армии страховой стаж
- Власти РБ призывают пенсионеров не рассчитывать на помощь государства