Европейская исследовательская ассоциация «Oikonomos»

Изменения демографической ситуации в последние десятилетия влечет за собой необходимость изменения пенсионной реформы. Основные реформы пенсионных систем в большинстве постсоветских стран прошли ранее, и сейчас происходит пересмотр пенсионного возраста. Так, например, в Польше правительство приняло решение, что пенсионный возраст будет составлять 67 лет, в Латвии предполагается повышение пенсионного возраста до 65 лет для обоих полов за 2014-2020 годы.

Пенсионная система Беларуси, при общем взгляде, выглядит вполне лояльно. Более низкие, чем у нас, возрастные пороги существуют только в двух государствах постсоветского пространства — России и Узбекистане. С 2017 года пенсионный возраст в Беларуси будет постепенно возрастать и составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин. Однако, несмотря на повышение пенсионного возраста на 3 года, наш пенсионный порог остается довольно низким в сравнении с европейскими стандартами.

Подводным камнем белорусской системы может считаться Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения», определяющий порядок и правила начисления страхового стажа работы. Необходимо понимать, что при выходе на трудовою пенсию учитывается не только общий стаж работы, но и страховой стаж. И теперь необходимый минимальный период страхового стажа для назначения пенсии – не менее 15 лет и 6 месяцев. Далее ежегодно с 1 января 2016 года стаж работы с уплатой взносов в бюджет Фонда будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет. В России минимальный страховой стаж составляет семь лет и будет постепенно увеличиваться до 15, в Литве, Латвии, Эстонии, Украине он сейчас равен 15 лет и пока не пересматривается.

Следует различать понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж». Первое включает в себя только время оплачиваемой общественно-полезной трудовой деятельности, сюда же включаются предусмотренные законодательством периоды, когда гражданин не работает, но за ним сохраняется место работы. Второй же – страховой стаж – это сумма периодов, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

В страховой стаж работы включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (при условии уплаты в эти периоды страховых взносов), в том числе периоды работы на территории СССР, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию. В страховой стаж работы не включаются воинская служба, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получение образования, уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом, а также за престарелым, получение пособия по безработице.

В отличие от Беларуси, в России большинство вышеперечисленных пунктов в страховой стаж включаются (все, за исключением обучения в высших и средних специальных учебных заведениях). Если сравнивать с европейской моделью, например, ФРГ, там также в исчисление страхового стажа включаются периоды нетрудоспособности, воинской службы, декретный отпуск, а также период получения образования продолжительностью до 3-х лет.

В связи с такими жесткими условиями начисления страхового стажа не все белорусы смогут претендовать на трудовую пенсию. Те, кто не имеет минимального страхового стажа смогут получать только пенсию по возрасту. Сейчас минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Таким образом, минимальная пенсия во втором квартале 2016 года составляла 392.283 руб. Возрастной порог получения этого вида пенсии увеличен, для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 60 лет.

Однако, происшедшие изменения нельзя назвать реформой пенсионной системы, так как не затронут вопрос совершенствования механизма накопительного элемента в пенсионной системе. В случае его обязательности государство должно гарантировать людям сохранность и приумножение обязательных пенсионных накоплений, но чтобы рассчитывать на реальную отдачу от инвестирования пенсионных средств, нужно высокое развитие финансового рынка и стабильность национальных денег, чего нет в Беларуси. В существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски. Такие факторы привели к ликвидации обязательного накопительного компонента в Чили, Аргентине и Венгрии, а Польша и Словакия перевели накопительный элемент на добровольную основу.

Опыт США, Германии, Франции и других европейских стран демонстрируют эффективность добровольных накопительных механизмов, что во многом сопряжено с развитостью рыночных экономических институтов в целом. Именно это должно стать приоритетом дальнейшего развития пенсионной системы Беларуси.

 

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,