О том, что Москва снизит поставки российской нефти в Беларусь в третьем кварталом на 2 млн. тонн по сравнению с установленным графиком, глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил 17 июня.

По словам А. Новака, это связано с двумя факторами: неоплатой за поставленный газ «Газпрому» и за недопоступлением доходов в бюджет в связи с этим. И второй фактор – это недопоставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ в РФ. Как было сказано, в первом квартале Беларусь поставила в Россию 89 тыс. тонн из запланированных 250 тыс. тонн, а во втором квартале, по оперативным данным, поставок фактически не осуществлялось.

Глава российского Минэнерго также рассказал, что в последние несколько лет Россия существенно увеличила объем поставок беспошлинной нефти на белорусские НПЗ – с 18 млн. тонн до 23 млн. тонн. «При этом любые беспошлинные поставки – это недополучение в бюджет РФ», – констатировал А. Новак. Поэтому, добавил он, «не снижая общего объёма, который всегда поставлялся – 18 миллионов тонн, мы сохраняем эту базу – часть нефти будет реализована на экспорт, чтобы получить дополнительно доходы бюджета».

Однако невыполнение графика поставок белорусских нефтепродуктов в Россию – это скорее, повод, который использует Москва для секвестирования объема поставок нефти в Беларусь.

Причину назвал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. В ответ на вопрос журналистов, почему Россия приняла решение сократить поставки нефти в Беларусь, Дворкович сказал: «Наши белорусские партнеры нам недоплачивают за газ, мы из-за этого теряем деньги, в том числе в бюджете, так как «Газпром» – крупный налогоплательщик, и, конечно, вынуждены искать варианты компенсации». По данным «Газпрома», белорусский долг на конец мая составил 250 млн. долларов.

Интересно и то, что глава Газпрома Алексей Миллер 18 июня фактически опроверг наличие белорусского долга именно Газпрому, заявив, что это внутренний спор белорусскиъх субъектов хозяйстввания. «Нам наше предприятие белорусское стопроцентное платит в полном объеме деньги за поставки нашего газа в Беларусь. У Газпрома задолженности за поставки газа в Беларусь нет. Есть дебиторская задолженность между одним белорусским предприятием и другим белорусским предприятием. У двух хозяйствующих субъектов. Газпром получает деньги в полном объеме за поставки газа в Беларусь», — сказал он.

Компромисса не дождались

Нефтяной ультиматум Кремля для профильных белорусских чиновников стал полной неожиданностью. Беларусь и Россия в своей новой истории пережили несколько нефтяных и газовых войн. Как правило, им предшествовали очный или письменный диалог и обмен претензиями. На этот раз ничего подобного не было.

«В последнее время российская сторона не выражала какой-то озабоченности относительно поставок белорусских нефтепродуктов», – сказал обозревателю БЕЛРЫНКА чиновник профильного ведомства. По его словам, вопросы поставок белорусских автобензинов на российский рынок, что могло бы стать причиной снижения поставок нефти в Беларусь, в последнее время стороны вообще не обсуждали, – тем более, что дефицита моторного топлива на российском рынке сейчас нет.

Кстати, еще в апреле этого года глава Минэнерго Александр Новак заявлял, что пока Россия не намерена применять к Беларуси штрафные санкции и сокращать поставки нефти.

Судя по всему, правительство Беларуси тоже не ожидало подобной реакции Москвы. Первый вице-премьер Беларуси Василий Матюшевский в своем выступлении перед депутатами в конце мая рассказал, что Беларусь ведет диалог с российскими партнерами «по поводу максимального снижения долларовой компоненты в цене газа». «Диалог ведется, он непростой. Я надеюсь, что в ближайшее время будут достигнуты результаты, успешные результаты», – сказал В. Матюшевский.

Можно предположить, что «усыпляющее» на белорусских чиновников подействовал и недавний десант российских высокопоставленных чиновников во главе с президентом В. Путиным на Форум регионов в Минск. Известно, что В. Путин и А. Лукашенко обсуждали «газовую» тему и, как сообщил 8 июня журналистам министр энергетики РФ Александр Новак, дали поручение продолжить консультации для поиска компромисса.

По итогам этой встречи пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал фактическим то же самое. «Решено контакты продолжить. Тем более, что два президента достаточно жестко указали своим подчиненным министрам на необходимость урегулировать это на рабочем уровне, не вынося технические и технологические разногласия на высший уровень», – отметил Д. Песков. При этом газовый спор союзников он назвал «чисто коммерческим спором». «Не нужно преувеличивать значение этого спора. Это обычная рабочая ситуация», – заключил он.

Белорусский премьер Андрей Кобяков, подводя черту под очередным этапом газовых переговоров, отметил, что Минск и Москва пока не пришли к конкретным договоренностям о цене на газ для Беларуси. «Обсудили и продолжим обсуждение. На конкретные решения не вышли, но есть направления, по которым будем продолжать диалог», – заявил А. Кобяков журналистам 8 июня.

О необходимости поиска компромисса по конфликтному вопросу говорил и посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 9 июня. «Надо найти логические пути разрешения проблемы, чтобы не было обид. Я думаю, что понимание этого пришло, и дальше договоренности пойдут более успешно», – сказал он.

Примечательно, что при этом посол назвал прогнозируемым судебный исход дела о задолженности белорусской стороны за российский газ. «Подготовительные работы по делам такого уровня занимают до 6 месяцев минимум. Пока суд рассмотрит – контракт истечет. И решение суда прогнозируемое, как бы. Хорошо знаем, как формируется работа в подобных судах, как и в российских частично. Они же имеют вполне серьезную зависимость», – пояснил А.Суриков.

Он также заметил, что оспорить решение в международном суде российская сторона не сможет, ибо Беларусь не является членом международных судебных структур». «Моя точка зрения: надо сесть, договориться и снять вопрос с повестки дня», – заключил А. Суриков.

При этом он заметил, что переговоры по цене на газ между Беларусью и РФ должны идти на фоне безусловного выполнения действующего контракта. «Если мы подписали контракт и у нас есть сомнения по этому контракту, и сомнения не всегда необоснованные, небеспочвенные, то нужно исполнять контракт и при этом думать, как его видоизменить: подписали-то две стороны», – подчеркнул А.Суриков.

Но пока стороны не договорятся об изменении контракта, Беларусь должна оплачивать поставляемый газ в полном объеме по цене, указанной в контракте. «Надо найти решения, а не действовать в одностороннем порядке. Думаю, понимание этого пришло», – заключил посол.

Договоренности в ЕАЭС – не в счет?

Если это понимание «пришло», то почему Россия столь спешно приняла решение урезать поставки нефти в Беларусь – ведь после встречи президентов и данных ими поручений прошла лишь неделя? Трудно отделаться от предположения, что за этим нефтяным ультиматумом стоит не столько озабоченность белорусским газовым долгом, сколько раздражение Кремля поведением младшего «брата» в вопросах иного порядка – в том числе, его попытками самостоятельно выстроить отношения с европейскими странами.

Концерн «Белнефтехим» получил график поставок российской нефти на белорусские НПЗ в третьем квартале 2016 года, который утвердило Минэнерго РФ. Он предусматривает снижение поставок нефти не менее чем на 2,25 миллиона тонн. «Данное решение Минэнерго России и аргументация его причин, озвученная в СМИ, вызывают удивление. Действующие документы, регулирующие объемы поставок нефти в Беларусь, не содержат привязки к тем или иным газовым вопросам», – отметила в связи с этим пресс-секретарь концерна «Белнефтехим», сообщает БЕЛТА.

Следует напомнить, что на этапе договора о создании ЕАЭС Беларусь не без труда выторговала у РФ повышение объемов поставок нефти в страну, начиная с 2016 года, до 24 миллионов тонн нефти (с условием поставок на российский рынок 1 млн. тонн автобензинов). Да, в случае невыполнения графика поставок бензинов Россия может снизить поставки нефти в Беларусь, но не более чем на 10% от объемов, предусмотренных графиком.

При этом протоколом «О внесении изменений в соглашение между правительством Республики Беларусь и Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 года», подписанным 29 мая 2014 года в Астане, предусмотрено, что Беларусь может снизить или прекратить поставки нефтепродуктов в РФ, если цены на российском рынке будут существенно ниже, чем рыночные. в случае ухудшения рыночной конъюнктуры. Именно этим обстоятельством белорусская сторона объясняет невыполнение графика поставок автобензинов на российский рынок. 

В этом документе также сказано, что Беларусь и Россия на каждый календарный год разрабатывают индикативные балансы нефти и нефтепродуктов. Согласно этим договоренностям, в 2015 году Россия должна была поставить в Беларусь 23 млн. тонн нефти, а с 2016 по 2024 годы обязалась поставлять 24 млн. тонн ежегодно. При этом объемы поставляемой нефти могут быть изменены в зависимости от технических возможностей магистральных нефтепроводов, но не более чем на 2%. То есть, согласно этим договоренностям, речь может идти о сокращении поставок на 480 тыс. тонн за год.

Поэтому сейчас «Белнефтехим» проводит юридическую экспертизу принятого российской стороной решения о сокращении поставок нефти в Беларусь, и планирует провести консультации с Минэнерго РФ.

ДЛЯ СПРАВКИ
Беларусь снизила выручку от экспорта нефтепродуктов за январь-апрель 2016 года на 865,535 млн. долларов, или на 35,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, – до 1,583 млрд. долларов. При этом в физическом выражении Беларусь увеличил экспорт нефтепродуктов за январь-апрель 2016 года на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 6,142 миллиона тонн.

Реальной альтернативы российской нефти нет

Газонефтяной конфликт ближайших союзников по евразийской интеграции весьма красноречиво продемонстрировал истинную цену достигнутым соглашениям в ЕАЭС. К тому же, похоже, для России значение самой Беларуси как страны-союзницы после подписания договора о создании ЕАЭС сильно девальвировалось. А как иначе это можно расценить, если глава российского Минэнерго с сожалением говорит об увеличении беспошлинных поставок нефти в Беларусь с 18 млн. тонн до 23 млн. тонн и потерях в связи с этим российского бюджета, хотя это, по сути, и есть цена, которую Москва совсем недавно согласилась заплатить за интеграционный проект.

Однако для серьезного торга с Москвой у официального Минска сегодня, по сути, нет козырей. Как и нет нефти, альтернативной российской.

Еще не забылось время, когда на пике нефтяного конфликта с Москвой белорусской стороне удалось продемонстрировать, что она может наладить альтернативные поставки нефти. Напомним, в октябре 2010 года БНК и венесуэльская PDVSA заключили рамочное соглашение на поставку 30 млн. тонн нефти в 2011-2013 годах: по 10 млн. тонн ежегодно течение 2011-2012 годов Беларусь гарантировала поставки по украинскому нефтепродпроводу Одесса-Броды транзит по 4 млн. тонн нефти в год. Договор был заключен сроком на 2 года с последующей его пролонгацией по соглашению сторон. Белорусская сторона заявляла, что в дальнейшем контракт может быть продлен, а объемы поставки возрасти до 8 млн. тон в год. Но альтернативной нефти удалось тогда привлечь немногим более 1 млн. тонн: вскоре отношения с Россией потеплели, а с 2012 года альтернативный канал поставки нефти в Беларусь был свернут.

В то время белорусские чиновники заявляли, что они сделали главное: апробировали альтернативный нефтяной маршрут. Однако вряд ли они сейчас рискнут им воспользоваться: цена альтернативы на фоне плохой нефтяной конъюнктуры для экспорта нефтепродуктов может оказаться баснословно дорогой для ослабленной кризисом белорусской экономики.

Нынешний белорусско-российский газонефтяной конфликт обнажил еще одну проблему: тотальная энергозависимость от «старшего» брата – это не просто стратегическая ошибка белорусской власти, но и прямая угроза национальной независимости страны.

ДЛЯ СПРАВКИ
По данным российских СМИ, себестоимость добычи газа в РФ сегодня составляет около 20 долларов за 1 тыс. куб. м. Это самый низкий показатель в мире, сообщил журналистам заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев на пресс-конференции. Газета «Ведомости», ссылаясь на представителя «Газпрома», добавляет, что себестоимость 20 долларов за 1 тыс. куб. м включает налоги.
По словам аналитика Vygon Cоnsulting Марии Беловой, чей комментарий также приводят «Ведомости», цены на газ из России сейчас самые невысокие в Европе. Но причина этого не в низкой себестоимости, а в дешевой нефти, ведь цены в контрактах «Газпрома» определяются в зависимости от цены корзины нефтепродуктов. По оценкам эксперта, стоимость российского газа, учитывая транспортировку, экспортную пошлину, НДПИ и инвестиционную составляющую, находится на уровне 130–140 долларов за 1 тыс. куб. м. Газ с месторождений, вложения в которые уже окуплены, стоит дешевле.
По данным Минэкономразвития РФ, в первые четыре месяца 2016 года цена 1 тыс. куб. м российского газа на границе Германии составила 161,9 доллара.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,