Правительство рассчитывает до конца сентября подготовить комплексную программу реформирования госпредприятий и буквально по каждому сказать, «что будем делать» дальше. Интересно: а что оно может сказать, если денег на поддержку предприятий нет, кредиты дорогие, господдержка сокращается и институт банкротства практически не работает?

Количество убыточных предприятий растет

Парадоксально, но факт: среди основных источников экономического роста в 2016-2020 годах белорусские власти называют восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса и обеспечение прибыльной работы крупнейших госпредприятий. Правда, как уточняется, «при изменении качества управления их активами и снижении себестоимости продукции» (напомним, предприятиям дана установка снизить себестоимости товаров и услуг на 25%). Похоже, правительство продолжает жить иллюзиями, ибо его ожидания абсолютно не стыкуются с реальностью.

Удельный вес убыточных предприятий в стране, согласно данным Белстата по итогам января-марта 2016 года, за год вырос с 29,7% до 34,2%. Чистый убыток всех промышленных организаций составил 4,7 трлн. рублей, а прибыль от реализации снизилась на 11,7%. Рентабельность продаж упала до 6,5% против 8,6% в прошлом году, рентабельность реализованной продукции – до 8,2% против 11%. При этом сумма чистого убытка убыточных предприятий промышленности увеличилась в 2 раза и составила 11,1 трлн. рублей. Чистый убыток на одну убыточную организацию вырос в 1,7 раза до 19,1 млрд. рублей.

И еще небольшой штрих. На начало 2016 года задолженность предприятий реального сектора перед энергетиками и газовиками составляла суммарно, с учетом задолженности прошлых лет, 600 млн. долларов. В январе-апреле 2016 года предприятия Минпрома смогли оплатить лишь 58,8% потребленной энергии. Самая большая неоплата за потребленную энергию у ОАО «БМЗ» – управляющая компания холдинга «БМК» – 1,1 трлн. рублей (55,491 млн. долларов).

Самая большая неоплата за потребленную энергию у ОАО «БМЗ» – управляющая компания холдинга «БМК» – 1,1 трлн. рублей (55,491 млн. долларов).

Самая большая неоплата за потребленную энергию у ОАО «БМЗ» – управляющая компания холдинга «БМК» – 1,1 трлн. рублей (55,491 млн. долларов).

Правительство предупреждает: «пустые деньги раздаваться не будут»

Невзирая на проблемы, которые сейчас переживают отечественные предприятия, и проводимую жесткую денежно-кредитную политику, дефицит финансовых ресурсов вынуждает белорусские власти сокращать бюджетную поддержку реальному сектору.

«Пустые деньги раздаваться не будут. Кредитоваться будут только эффективные проекты, и чтобы претендовать на господдержку, необходимо будет вначале самым жестким образом оптимизировать затраты», – заявил премьер Беларуси Андрей Кобяков. Причем, жалобы на сложное финансовое положение правительство принимать во внимание не собирается. «Когда разденутся по пояс, как сказал президент, снимут жир, еще и еще раз сократят затраты, тогда и будем рассматривать вопрос, стоит или нет оказывать таким предприятиям господдержку», – отметил А. Кобяков.

Андрей КОБЯКОВ: пустые деньги раздаваться не будут.

Андрей КОБЯКОВ: пустые деньги раздаваться не будут.

Представляя 5 апреля депутатам проект программы социально-экономического развития Беларуси на ближайшую пятилетку, А. Кобяков обратил внимание на принятый указ № 106 от 23 марта о госпрограммах. «Он меняет идеологию – от индивидуальных к секторальным мерам. Речь идет не о том, чтобы поддерживать тех, кому тяжело. Надо поддерживать приоритетные проекты, причем выбранные на конкурсной основе», – подчеркнул премьер.

Таким образом, рефинансировать льготные кредиты правительство собирается только при соблюдении жестких требований: снижения издержек, оптимизации поставок сырья и комплектующих. Объем кредитования госпрограмм в 2016 году не должен превысить 28 трлн.рублей (в 2015 году эта сумма составила 32,257 трлн. рублей). Белорусский премьер уже предупредил директоров предприятий: «Наши субъекты хозяйствования должны эффективно функционировать, а не ждать поддержки со стороны государства. А мы привыкли ничего не менять и говорить «дайце грошай». Такого больше не будет».

Если не выживут, то постепенно умрут

Что в этой ситуации ждет те предприятия, которые оказались без денег, с долгами и без надежды на господдержку? На привлечение инвестора в такой кризисной ситуации могут рассчитывать разве что редкие счастливчики. Большинство же, если судить по наметившейся тенденции, ждет дальнейшая деградация и, скорее всего, ликвидация.

Первый заместитель премьер-министра Беларуси Василий Матюшевский на совещании в марте на бумажная фабрике «Красная звезда» отметил, что сейчас многие предприятия столкнулись с проблемой недостатка оборотных средств, связанной в том числе с необходимостью погашения долговых обязательств перед банками, которые выдавали кредиты на модернизацию производств.

Красноречивый тому пример – ОАО «Брестский КСМ», один из крупнейших в Беларуси производителей керамической плитки и керамического кирпича. Серьезные проблемы на Брестском комбинате строительных материалов начались в конце прошлого года – буквально через несколько месяцев после того, как в рамках инвестиционного проекта по программе модернизации предприятия была запущена итальянская линия по выпуску керамической плитки стоимостью 15 миллионов долларов. На фоне падения российского рубля, подорожания энергоресурсов, из-за чего плитка, выпущенная на новом энергоемком оборудовании, стала неконкурентоспособной на российском рынке, взятые на модернизацию кредиты обернулись камнем на шее. В марте 2016 года суд вынес решение об экономической несостоятельности должника и его санации. Сейчас предприятие ищет инвестора, которому оно готово продать весь пакет акций в надежде на дальнейшую полноценную работу.

Василий МАТЮШЕВСКИЙ: предприятиям следует уходить от производств, которые очевидно неэффективны.

Василий МАТЮШЕВСКИЙ: предприятиям следует уходить от производств, которые очевидно неэффективны.

Простых решений в этой ситуации нет, отметил В. Матюшевский. «Предприятиям следует уходить от производств, которые очевидно неэффективны. Это очень неприятное занятие, но, чтобы сохранить предприятие и дать ему возможность развиваться, надо от каких-то производств или цехов отказываться», – сказал он.

Между тем, желание предприятий избавиться от «лишнего» имущества – практика в последние пару лет достаточно распространенная (хотя далеко не всегда им удается найти покупателя). Свежий пример – постановление правительства Беларуси № 441 от 8 июня 2016 года, в соответствии с которым в 2016 году состоятся аукционы по продаже имущества ОАО «МЗОР» – управляющая компания холдинга «Белстанкоинструмент», ОАО «Брестский электромеханический завод», ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» – управляющая компания холдинга «КРИСТАЛЛ-ХОЛДИНГ».

Впрочем, сегодня все региональные сайты фондов госимущества изобилуют объявлениями о продаже неэффективно используемого имущества предприятий. Публикуются также перечни неиспользуемых объектов, которые власти готовы передать безвозмездно для реализации инвестпроектов, а также в безвозмездное пользование под обязательства по созданию рабочих мест.

Можно сказать, что продавцу имущества бывшего Гомельского завода химического мела очень повезло: фонд «Гомельоблимущество» с 2012 года безуспешно пытался продать имущество этого завода вместе с оборудованием. Но покупатель нашелся только после того, когда стоимость лота была снижена до 280 базовых величин (1 БВ – 210 тысяч белорусских рублей). Инвестор планирует на базе бывшего завода организовать производство новых декоративных утеплительных материалов, инвестировать в проект 3,3 миллиона долларов и создать более 50 рабочих мест. Но при этом гомельские власти передадут инвестору 5 земельных участков общей площадью 2,757 га в аренду на 66 лет без взимания платы.

А вот ОАО «Мотовело» повезло меньше. Попытки реанимировать минский мотовелозавод в его традиционном виде не увенчались успехом. Недавно директор этого предприятия Николай Ладутько в качестве одного из выходов для этого предприятия предложил провести процедуру банкротства, что позволило бы передать все имущество и землю в коммунальную собственность. А далее, по его словам, на этой площадке можно было бы создать республиканский инновационный технопарк или выставочный центр.

Обозревателю БЕЛРЫНКА весной 2015 года довелось побывать в командировке в латвийском городе Елгава – там, где в советское время работал знаменитый РАФ. Многие до сих пор вспоминают советский РАФ с ностальгией и приводят его как пример неразумной деиндустриализации, которая прошла в Латвии. Однако в самой Латвии хорошо понимают, что после развала Союза сохранить это предприятие при всем желании не удалось бы: в новых условиях оно просто не могло быть жизнеспособным и было обречено – раньше или позже.

После нескольких неудачных попыток спасти предприятие производство на РАФе было окончательно остановлено в 1997 году. А в 2005 году помещения завода перекупила у частных владельцев ведущая компания по развитию и обслуживанию индустриальных парков в Латвии – группа NP Properties.
Сейчас на базе РАФа создан индустриальный парк, в развитие которого NP Properties инвестировала около 10 млн. евро. Индустриальный парк в Елгаве расположился на территории 350 тыс. кв. м. Группа NP Properties активно развивает бывшие территории РАФа: занимается реконструкцией производственных помещений завода и привлекает новые компании в парк. Год назад в индустриальном парке в Елгаве работало 18 компаний, в том числе 10 компаний – производственного профиля.

За годы работы группа NP Properties накопила не только опыт в управлении и развитии индустриальных парков, но и определенный капитал. «Не собирается ли она войти в аналогичный бизнес в Беларуси?» – поинтересовалась корреспондент БЕЛРЫНКА. «Если появится заинтересованный партнер, это предложение можно рассмотреть», – сказал в ответ глава NP Properties Г. Цауна.

Сейчас на базе РАФа создан индустриальный парк, в развитие которого NP Properties инвестировала около 10 млн. евро.

Сейчас на базе РАФа создан индустриальный парк, в развитие которого NP Properties инвестировала около 10 млн. евро.

Белорусские власти боятся реформ и надеются переждать кризис

Созрели ли белорусские власти до понимания того, что их попытки удержать на плаву неэффективные предприятия обречены? Вряд ли. (Хотя, надо полагать, в команде Кобякова есть люди, которые это понимают, однако вынуждены действовать в условиях ограниченного поля для маневра).

В конце прошлого года некоторые чиновники правительства и администрации президента публично заявляли о том, что нынешняя белорусская социально-экономическая модель себя исчерпала. Поэтому еще в феврале этого года программа действий правительства на 2016-2020 годы обсуждалась несколько в ином ключе. В числе первоочередных задач А. Кобяков называл не только восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса. Премьер также заявил, что в условиях неопределенности внешней «рыночной стихии» пакетом неотложных антикризисных мер предусмотрено «создание условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса».

Однако уже 16 февраля на совещании о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса президент А. Лукашенко прямо заявил: «Мне ваши реформы совсем не нужны, те, которые вы предлагаете!… Поэтому прекратите эту болтовню! Продолжайте совершенствовать материальное производство, и самое главное – создав продукт, продайте его! Вот и все реформы!». Впрочем, точку на этом А. Лукашенко не поставил. «Когда вы это сделаете, мы посмотрим, на каком уровне будем находиться и в каких условиях работать. Может, этот разговор вообще исчезнет о неких реформах», – подытожил он.

Очевидно, что, не получив политической санкции на реформы, правительство было вынуждено срочно скорректировать свои «реформаторские» планы в соответствии с полученными директивами. Основной их лейтмотив – совершенствование существующей социально-экономической модели, в основе которой – доминирование госсектора, административное регулирование и жесткая фискальная политика. При этом, надо полагать, особые надежды власти связывают с ростом цены на нефть, которая, по их логике, должна стабилизировать отечественный экспорт, а также укрепить экономику основного торгового партнера – России. Это – очередные иллюзии, за которые потом всем нам придется очень дорого заплатить.

 

 

Тэги:

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,