15.06.2016, 9:25
Основы социального рыночного хозяйства (часть 3)
Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
Продолжение.
См. также 1 часть и 2 часть
Мировой опыт развития рыночных отношений демонстрирует несколько моделей рыночного реформирования и немецкая модель системного реформирования экономики однозначно выступает весьма успешным примером.
Немецкая модель была разработана в Германии и реализована в послевоенный период в ходе реформ Людвигом Эрхардом начиная с 1948 года. Это был переход от авторитарной военной экономики к социальному рыночному хозяйству. Реформы основывались на ордолиберализме, концепция которого определяет активную роль государства в восстановлении рыночной экономики, на сформированном определенном хозяйственном порядке, то есть рамочных условий хозяйствования. После второй мировой войны именно идеи ордолиберализма послужили одним из главных теоретических источников разработки концепции восстановления немецкой экономики и последующего социально-экономического развития страны.
Социально-экономический кризис в послевоенной Германии
Со дня окончания войны Германия оказалась разделенной на две области, контролируемые двумя принципиально различными политико-экономическими системами. Три западные зоны оккупации находились под управлением Англии, Франции и Соединенных Штатов Америки, Восточная зона оккупации — под управлением советской администрации. Экономическое положение Германии после войны было катастрофическим. Города лежали в руинах, часть промышленных предприятий была разрушена или демонтирована.
Объем промышленного производства в 1946 г. составил около 1/3 от уровня 1939 г., сельское хозяйство было отброшено почти на 30 лет назад. Выплавка стали сократилась в 7 раз, добыча угля — в 2,2 раза и т.д. Германия, как и после Первой мировой войны, вновь лишалась всех ранее захваченных территорий, она должна была выплатить странам-победительницам в качестве возмещения убытков 20 млрд. долл., причем не только в денежной форме, но и в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий. Таким образом, это были годы восстановления не только экономики, но и переосмысления прошлого и формирования нового образа жизни.
Минимально необходимая критическая масса рыночных преобразований была осуществлена быстро. Предпосылками, определившими поворот в экономическом развитии Германии в «решающем» 1947 г., стало создание общей территории из трех западных зон и демонстрация политической заинтересованности союзников в хозяйственном восстановлении Германии с включением западных зон в программу помощи по плану Маршалла. До этого политика военного финансирования времен национал-социализма поставила Германию на грань финансово-экономической и монетарной катастрофы. За период с 1932 по 1945 г. совокупные объемы денежного обращения, включая государственный имперский долг, возросли в 15 раз – с 45 до 677,8 млрд. рейхсмарок. К началу лета 1948 г. переизбыток денежных ресурсов в трех западногерманских зонах исчислялся приблизительно 132–134 млрд. рейхсмарок, что более чем в 9 раз превышало «нормальные» объемы денежной массы, оценивавшийся в 13–14,5 млрд. марок.
Денежная реформа
Денежная реформа началась в западных зонах Германии 20 июня 1948 г. Ее главная задача сводилась к тому, чтобы кардинально уменьшить неимоверно раздутую денежную массу и восстановить ключевую роль денег в хозяйственном обороте. Согласно четко проработанной концепции учреждался единый эмиссионный центр – Банк немецких земель, а основные меры, осуществленные в рамках денежной реформы, сводились к следующему:
- введение вместо рейхсмарки (RM) в качестве единственной денежной единицы новой немецкой марки (DM). Каждый житель получал право обменять 60 марок по курсу 1:1, большая часть сбережений аннулировалась, оставшаяся замораживалась на счетах;
- текущие платежи, включающие зарплату, пенсии и квартплату – пересчитывались в соотношении 1:1;
- все предприятия получили первоначальную сумму из расчета 60 немецких марок на каждого занятого. В дальнейшем они должны были осуществлять все выплаты за счет текущих доходов. Взаимные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1:10. Таким образом, от перехода на новую валюту выиграли, прежде всего, обладатели реальных ценностей – владельцы предприятий и имущества. Так, акционерные общества сохранили до 96% собственного капитала при открытии новых балансов в немецких марках;
- все обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, списывались без всяких компенсаций. Это привело к обесценению примерно 2/3 банковских активов, что потребовало в свою очередь провести санацию обремененных долгами банков;
- бюджетам разных уровней были направлены средства для первоначального покрытия расходов. В дальнейшем органы государственной власти всех уровней были обязаны покрывать свои расходы из текущих доходов.
Всего в обращение поступило 500 тонн новых банкнот номинальной стоимостью 5,7 млрд. марок. Материально-технических ресурсов региональных офисов и местных отделений Банка немецких земель было недостаточно, поэтому для организации операции обмена была задействована обширная сеть пунктов выдачи продовольственных карточек, куда доставлялись новые деньги. С тем чтобы избежать повторной выдачи, при получении «подушной квоты» требовалось предоставить продуктовую карточку и удостоверение личности, а также заполнить формуляр с указанием оставшейся на руках суммы в рейхсмарках, состояния банковского счета или сберегательного вклада. Банковские вложения свыше 5 тысяч рейхсмарок для частных лиц и свыше 10 тысяч для предпринимателей подлежали дополнительному освидетельствованию в финансовом ведомстве на предмет задолженности по налогам. Окончательный коэффициент обмена для крупных счетов в рейхсмарках составил 100:6,5.
Семья Людвига Эрхарда, состоявшая из трех человек, получила на руки в качестве «подушной квоты» 180 немецких марок. Это не было для них большой суммой, так как оклад директора Экономического управления составлял 1400 рейхсмарок, и был пересчитан в 1400 немецких марок. Для обычного же западногерманского потребителя единовременные средства были достаточно большими деньгами. Среднестатистическая немецкая семья в ходе обмена получала 160 немецких марок, что практически равнялось месячной зарплате.
Основными результатами денежной реформы в послевоенной Германии можно считать нормализацию денежного обращения и оздоровление финансовой системы, что способствовало восстановлению экономики. Переход западных зон на новую валюту сопровождался проведением политики хозяйственной либерализации, направленной на ликвидацию «управляемой экономики дефицита» и формирование условий для развития рыночных отношений.
Построение институтов социального рыночного хозяйства
Еще накануне начала обмена денег Экономическим советом был принят закон «Об основных принципах нормирования и политики цен после денежной реформы», который упразднял систему административного контроля над ценами и значительно смягчал порядок карточного распределения товаров. Уже с 25 июня на территории Объединенной экономической области были отпущены цены на многие виды товаров, а с 1 июля эти товары выводились из-под системы нормирования. В общей сложности к концу июня 1948 г. было отменено до 90% действовавших ранее инструкций по контролю над ценами, либерализация коснулась около 400 наименований товаров и услуг.
В целях смягчения социально-экономических последствий хозяйственной реформы закон «Об основных принципах» временно исключал из списка либерализации цены на основные продукты питания – хлеб, мясо, молоко и др., промышленное сырье и материалы – уголь, железо, сталь и проч., а также плату за жилье, газ, электричество и транспорт до особого распоряжения Экономического совета и здесь продолжали действовать так называемые «максимально установленные цены».
Преобразование институтов государственного управления хозяйственной системой в сочетании с денежной реформой определили значительные изменения в экономической жизни послевоенной Западной Германии. Прежде всего, было покончено с господством черных рынков, меновой торговлей и «сигаретной валютой», которая получила широкое распространение в Германии еще с 1941 г. Благодаря своей практичности, доступности и международному признанию сигареты, по сути, выполняли все денежные функции и выступали в качестве надежного ориентира в измерении стоимости товаров и услуг (в первую очередь на черном рынке). Так, с августа 1939 по апрель 1945 г. стоимость одной немецкой сигареты возросла с 0,04 до 6–8 рейхсмарок, тогда как цены на табачные изделия в США за тот же период времени оставались неизменными. Кроме того, они служили индикатором обменного курса рейхсмарки по отношению к другим валютам, прежде всего к американскому доллару.
Еще одним направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, внешнеэкономическая, антимонопольные и антикартельные указы и пр. Так, изменения налоговой системы предполагали снижение налогового бремени; разрешение ускоренной амортизации; исключение сумм, направляемых на сбережения, из налогооблагаемых доходов и предоставление налоговых льгот для стимулирования приоритетных инвестиций (в жилищное строительство, судоходство), экспорта или поддержки особых категорий населения (беженцев и прочих лиц, пострадавших в результате войны).
К числу позитивных сдвигов, наметившихся после реформ, следует отнести увеличение рабочей недели и повышение производительности труда. До денежной реформы трудовая активность населения была парализована дефицитом и распространением компенсационных сделок на черном рынке. За наличные деньги было невозможно что-либо купить, а дефицитные товары «из-под прилавка» были практически недоступны из-за высокой стоимости. Так, средний заработок гамбургского рабочего за 8-часовой рабочий день составлял около 10 рейхсмарок, что приблизительно равнялось стоимости килограмма хлеба или одного куриного яйца на черном рынке. Крайне низкая покупательная способность заработной платы подавляла желание работать, но после реформ ситуация изменилась коренным образом, что способствовало стремлению производить и продавать продукцию, а также зарабатывать деньги, которые вновь обрели ценность. Сверхурочная работа по новым правилам не облагалась подоходным налогом и по данным Федерального бюро статистики в 1947г. мужчины работали в среднем 39,8 часов в неделю, в 1948 уже 43 часа, а в 1949 – 49 часов в неделю. Труд снова приобрел смысл.
Одним из непосредственных последствий реформ была инфляция. Отмена фиксированных цен на многие виды товаров и выведение этих товаров из-под карточной системы вместе с проявившимся «отложенным спросом» вызвали движение уровня цен в сторону повышения. За четыре послереформенных месяца индекс стоимости жизни в Западной Германии возрос до 17%, а инфляция за 1948г. достигла 40%. Для преодоления этих последствий был предпринят ряд регулирующих мероприятий. Основной целью предпринимаемых мер было создание так называемой «рыночной зоны социальной защищенности».
Так, в сентябре 1948г. совместно с представителями немецкой промышленности и торговли были разработаны и опубликованы первые «каталоги уместных цен», учитывающие реальные издержки производства и «разумную прибыль». В них отражались «правильные» цены на товары первой необходимости, прежде всего на одежду и обувь, которые выступали в качестве ориентира. Одновременно с этим началась реализация специальной государственной программы широкого потребления для «каждого человека», которая была направлена на производство и продажу социально-значимых товаров повседневного спроса по доступным ценам. Фирмам, добровольно принимавшим участие в данной производственной программе, со стороны государства гарантировалась загрузка мощностей, а также государственная помощь в виде преимущественного доступа к сырьевым ресурсам. Так же для быстрого наполнения внутреннего рынка недостающими товарами и создания конкурентной среды были сделаны первые шаги в сторону либерализации внешней торговли. Важную роль играли и наладившиеся поставки по плану Маршалла, что оказывало позитивное воздействие на ожидания немецких производителей, которые постепенно начали изменять свои стратегии, отказываясь от создания запасов и увеличивая предложение, прежде всего, в дефицитных рыночных сегментах.
Кроме того, Центральный банк повысил требования к обязательным резервам коммерческих банков с 10% до 15% и проводил политику кредитного контингентирования, означающую, по существу, запрет на выдачу всех кредитов, который был снят в марте 1949г. Совокупность этих мер позволила предотвратить раскручивание инфляционной спирали.
Экономический рост
Следует отметить, что производственный потенциал Германии после 1945 г. находился в относительно благоприятном состоянии, и для запуска промышленного производства в отдельных отраслях требовались лишь незначительные восстановительные работы. Вплоть до середины 1944 г. основные промышленные районы Третьего рейха оставались практически не затронутыми в результате англо-американских воздушных налетов. Главными целями бомбовых ударов в Германии являлись прежде всего объекты транспортной инфраструктуры – мосты, порты, железнодорожные узлы и т.п., а также центры производства синтетического горючего. Согласно опубликованному осенью 1945 г. отчету «О стратегических бомбардировках» ВВС США в Германии, на жилые кварталы немецких городов и пути транспортных сообщений было сброшено в семь раз больше бомб, чем на военно-промышленные объекты. За весь 1944 г. – период наиболее массированных бомбардировок территории Германии – был нанесен ущерб лишь 6,5% всего оборудования металлообрабатывающей промышленности, из которых только 1/10 часть оказалась непригодной к эксплуатации. То же самое можно сказать и о стратегически важной шарикоподшипниковой индустрии, где было уничтожено или повреждено 16% всех станков, а также о сталелитейной отрасли, в которой пострадало только несколько доменных печей и был уничтожен лишь один прокатный цех. Это стало основой быстрого восстановления экономики.
После реформ рост выпуска промышленной продукции ускорился. Кроме того, реформы позитивно повлияли на инвестиционный климат и по сравнению с первым полугодием во второй половине 1948г. валовые капиталовложения в промышленности увеличились более чем вдвое. В результате в конце 1949 г. промышленное производство практически достигло уровня 1936г.
Западногерманское промышленное производство в 1945–1949 гг.
(Индекс: 1936 г. = 100)
Относительная стабилизация экономической ситуации в Германии продолжалась недолго. Во второй половине 1949г. основной проблемой стала растущая безработицы. Интересно, что всплеск безработицы был порожден, главным образом, совершенно специфическими причинами, а именно возвращением немецких солдат из плена и переселением немцев с «восточных территорий», отошедших после войны к Польше и Чехословакии. Это носило такие масштабы, что население на этой территории возросло по сравнению с довоенным периодом на 12 миллионов человек. И если цены к этому времени вернулись к уровню июня 1948г., то принявшая массовый характер безработица грозила привести к серьезным социально-политическим конфликтам. В начале 1950 г. количество безработных увеличилось до 2 миллионов человек, что составило 13,5% от общего числа трудоспособного населения.
В конце марта 1949г. Банк немецких земель отказался от жесткой кредитной политики. Были снижены обязательные банковские резервы и ставка рефинансирования. В конце лета 1949г. коммерческим банкам была предоставлена специальная дотация в размере 300 миллионов марок, которую они обязаны были использовать для предоставления долгосрочных кредитов промышленным предприятиям. Зимой, когда безработица приняла особенно угрожающие размеры, были выделены специальные дотации для создания дополнительных рабочих мест в жилищном строительстве. Все эти тщательно дозированные меры привели к положительным результатам: среднемесячный прирост производства составил около 3 – 4%, экспорт в 1950 году увеличился вдвое и показатели безработицы пошли вниз. Набиравшая рост промышленность требовала вовлечения дополнительной рабочей силы, и число занятых в 1952 году увеличилось до 15 миллионов человек по сравнению с 13,83 миллионами в 1950 году.
Формирование среднего класса в западной Германии
Особое значение в рамках концепции социального рыночного хозяйства занимает политика формирования собственности и главная ее цель в предоставлении широким слоям населения возможности получения дополнительных источников реальных доходов (помимо трудовых), будь то денежные накопления, ценные бумаги или недвижимость. Это предполагало приватизацию принадлежавших государству предприятий путем выпуска и распространения так называемых «народных акций», а также поддержанием капиталовложения широких слоев населения в рамках закона «О стимулировании сбережений», который дополнительно устанавливал выплату премий по суммам сбережений вкладчиков банков.
Борьба с монополизацией экономики нашла выражение в проведенной в 1945 году частичной декартелизацией экономики и в принятии в 1957 году Закона о защите ограничений конкуренции. В соответствии с принятым законом вводились запрет договоренностей, направленных на ограничение конкуренции, надзор за злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке и контроль за объединением предприятий.
К началу Второй мировой войны Германия считалась классической страной картелей, так как с приходом к власти национал-социалистов не только были сняты всякие ограничения на пути образования картелей, но и сознательно проводилась политика, способствующая росту их числа, что соответствовало целям нацистского руководства, рассматривавшего картели в качестве удобного механизма для управления экономикой со стороны государства. Как следствие, к 1939 году в Германии действовало более 2 500 картельных соглашений, из них около 1 900 в промышленности.
Антикартельный закон Эрхард называл основой построения социального рыночного хозяйства и первый вариант Закона против ограничения конкуренции был подготовлен в 1949 году. Как и следовало ожидать, реакция в промышленных и лоббирующих их политических кругах была крайне негативной. На Эрхарда посыпались обвинения в желании уничтожить крупную немецкую промышленность, и только в июле 1957 года бундестаг после многочисленных проволочек одобрил Закон против ограничения конкуренции. В 1990 году доработке подверглись лишь несколько статей, регулировавших сферу торговли, и как следствие, в современной Германии малые и средние предприятия составляют более 98% от общего количества существующих в ФРГ фирм, они же являются работодателями для 67,9% занятого населения.
Итак, денежная реформа в сочетании с системной политикой экономической либерализации и отказом от командно-административных методов хозяйствования стала одним из ключевых катализаторов «экономического чуда» Германии. Уже к концу 1951 года удалось добиться активного сальдо внешнеторгового баланса и наступил продолжительный период активизации экономики, которая вплоть до 1960 года демонстрировала высокие показатели развития со среднегодовыми темпами роста около 7,7%. Была достигнута почти полная занятость. В кратчайшие сроки произошло радикальное улучшение материальных условий жизни широких слоев населения, что позволило создать необходимую материальную основу для создания модели социального рыночного хозяйства и утверждения демократической системы в послевоенной ФРГ.
В заключение, можно отметить, что исследование опыта проведения реформ и построения социального рыночного хозяйства в Федеративной Республике Германии представляет особую важность для современной белорусской практики. Процесс движения к рыночной экономике предполагает институциональные изменения. С данной позиции анализ опыта системного осуществления обширной программы трансформационных мероприятий в условиях перехода национальной экономики от централизованно-административной системы к рыночной системе является условием возможной трансформации национальной экономики Беларуси.