Несмотря на обнадеживающие заявления высокопоставленных чиновников, процесс создания конкретных оборонительных структур в рамках ОДКБ идет очень медленно.

Объединение региональных систем ПВО позволит создать противовоздушную оборону на всем пространстве Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявил 8 июня 2016 года журналистам в Ереване генсек ОДКБ Николай Бордюжа. Он напомнил, что на данный момент уже существуют российско-белорусская и российско-казахстанская системы ПВО. Уже несколько лет идут переговоры по созданию единой системы ПВО России и Армении, в настоящее время соответствующее соглашение «находится на уровне рассмотрения законодательных органов власти с точки зрения ратификации».

Отметим: ранее сообщалось, что аналогичные региональные системы ПВО планируется создать и с другими государствами членами ОДКБ — Киргизией и Таджикистаном. Так, в начале апреля стало известно, что соответствующие документы уже разработаны и находятся на этапе согласования.

По словам Н. Бордюжи: «Создание таких региональных систем — это первый этап. Второй этап — это объединение деятельности этих систем под единые правила и единые установки… что позволит создать систему ПВО над всем пространством ОДКБ». Что касается России и Армении, то еще в сентябре 2015 года российский президент Владимир Путин дал распоряжение подписать соглашение о создании между Россией и Арменией объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности.

Как заявил 8 сентября 2016 года первый заместитель главкома российских воздушно-космических сил (ВКС) генерал-лейтенант Павел Кураченко, этот документ определит меры государственного и военного плана, которые необходимо предпринять для обеспечения безопасности членов Содружества. По его словам, у России и ее союзников сейчас появились новые угрозы, которые требуют уточнения форм и способов ведения вооруженной борьбы в воздухе.

Тогда же генерал Кураченко сообщил, что Вооруженные силы России и Беларуси начнут нести боевое дежурство в рамках Единой региональной системы (ЕРС) ПВО двух государств в конце 2016 года. В связи с чем «министры обороны России и Беларуси утвердили перечень органов военного управления, пунктов управления, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав Единой региональной системы ПВО, а также Положение о командующем и командном пункте Единой региональной системы ПВО». Инструкции по организации и несению боевого дежурства в ЕРС ПВО находятся на стадии утверждения главами военных ведомств.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Искандер» для Александра Григорьевича

Дистанция большого размера

Между тем, то, что заинтересованные лица пытаются представить как достижение в области военной интеграции вряд ли является таковым. Ведь официальные переговоры о юридическом оформлении ЕРС ПВО Беларуси и России начались еще в 2001 году. Причем проект межгосударственного соглашения о создании такой системы был представлен главам двух союзных стран осенью 1999 года. Сама же идея подобной структуры появилась гораздо раньше, когда 10 февраля 1995 года была создана Объединенная система (ОС) ПВО стран СНГ «Содружество», после чего по инициативе России стали разрабатываться планы организации на ее основе трех региональных систем ПВО — Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской.

Активность военно-политического руководства РФ в данном вопросе вполне объяснима. По его мнению, после того как в НАТО вступили Чехия, Польша, Венгрия и страны Балтии, вокруг европейской части России создалась принципиально новая и очень опасная стратегическая обстановка. Она характеризуется высокой степенью уязвимости российского ракетно-ядерного потенциала в центральной части страны перед воздушным нападением Запада.

Поэтому первым элементом ОС ПВО СНГ и должна была стать Восточно-Европейская региональная система противовоздушной обороны Беларуси и России. Ее особая важность для Кремля определялась еще и тем, что она должна была сыграть не только роль своеобразного «полигона» для отработки соответствующих юридических и технических процедур, но и послужить примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества для остальных стран СНГ.

Конечно, в российском Генштабе вряд ли надеялись, что белорусские силы ПВО смогут перехватить все 100% крылатых ракет, если те полетят на Россию с запада. Однако явно рассчитывали с их помощью минимизировать количество целей, которое придется на долю российской противовоздушной обороны, что позволит обеспечить более надежное прикрытие объектов на своей территории от воздушного нападения.

Подобные расчеты были небезосновательными. Если исходить из данных Российского института стратегических исследований (РИСИ), среди наследства, доставшегося им от СССР, значились: 8 дивизионов ЗРК С-300 (384 пусковых контейнера), 10 дивизионов ЗРК С-200 (60 пусковых установок), 16 дивизионов С-125 (64 пусковые установки). Имелось также около 180 пусковых установок ЗРК других типов (в том числе С-300В, «Бук»), находившихся в советские времена на вооружении ПВО сухопутных войск. Авиационная составляющая включала около 140 истребителей, в том числе Су-27 — 25 единиц, МиГ-29 — 80.

Однако создание противовоздушного щита на западном направлении шло непросто. За время, прошедшее со старта переговорного процесса, подписание документа о создании единой региональной системы ПВО РБ и РФ анонсировалось не раз. Но юридическое оформление этого объединения постоянно откладывалось. И, по мнению большинства аналитиков, причины хронических задержек не имели отношения ни к технике, ни к тактике, ни к стратегии. Стороны никак не могли прийти к консенсусу относительно того, сколько стоят услуги Беларуси по обороне западных воздушных рубежей России.

Наконец, по истечении восьми лет переговоров точки соприкосновения по основным спорным вопросам вроде бы были найдены. И 3 февраля 2009 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) Беларуси и России было подписано.

Однако, как выяснилось уже вскоре, подписание соглашения о создании ЕРС ПВО еще не означало запуск процедуры ее реального создания. По мнению многих наблюдателей, белорусская сторона всячески тормозила ратификацию документа, и причиной этого по-прежнему называлось недовольство размером экономических преференций со стороны России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Беларусь остается противовоздушным щитом России

Вы нам — мы вам

Ситуация изменилась в начале 2012 года, когда, как считает ряд аналитиков, между Владимиром Путиным (идущим на третий президентский срок) и Александром Лукашенко было заключено негласное соглашение: интеграция (в том числе и в военной сфере) в обмен на экономические льготы и преференции.

Официального подтверждения этой версии нет, но факт остается фактом, 13 февраля 2012 года Лукашенко своим указом N 65 утвердил договор с Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО. Но процесс оформления ЕРС нельзя было считать завершенным без назначения командующего. А оно, как водится, раз за разом все откладывалось. И опять, по мнению ряда аналитиков, не спешила белорусская сторона.

Только 28 августа 2013 года стало известно о назначении командующим ЕРС ПВО Олега Двигалева, командующего войсками ПВО и ВВС Беларуси. Тогда многие расценили как знак того, что длительный (и без преувеличения — мучительный) процесс создания ЕРС РБ и РФ ПВО вступил в завершающую стадию. Только вот, как мы видим, до начала официального совместного боевого дежурства дело дойдет только в 2016 году.

Пока шли переговоры и утверждения группировка белорусских сил ПВО претерпела ряд количественных и качественных изменений, ввиду морального и физического старения вооружения и боевой техники, находящейся в их распоряжении. Это заставило руководство РФ пойти навстречу просьбам белорусской стороны о помощи в поддержании боеготовности противовоздушной обороны. Правда, эта помощь с точки зрения современности передаваемых вооружений была достаточно скромной.

По данным российского Центра анализа международной торговли оружием (ЦАМТО), в 2005 и 2006 годах были заключены два контракта между компаниями «Рособоронэкспорт» и «Белтехэкспорт» на поставку белорусской стороне из запасов российских вооруженных сил 4 дивизионов (всего 48 пусковых установок) С-300ПС. Эти самоходные ЗРК заменили морально и физически устаревшие комплексы ближнего действия С-125. Эти комплексы поступили на вооружение 115-й зенитной ракетной бригады, по два дивизиона которой дислоцировались в Брестской и Гродненской областях. В конце 2010 года бригада была преобразована в 115-й и 1-й ракетные полки.

Через восемь лет, в июле 2014 года на выставке «Милекс-2014» в Минске сторонами был подписан контракт на передачу Министерством обороны России военному ведомству Беларуси еще 4-х дивизионов С-300. После ремонта и модернизации они вошли в состав 377-го гвардейского зенитного ракетного полка, а также 1-го и 115-го зенитных ракетных полков. Местами их дислокации являются Брестская, Гродненская и Витебская области.

Китай, Индия… Кто следующий?

Исходя из тенденций развития средств воздушного нападения, руководство Беларуси, начиная с 2007 года, стало требовать от России более совершенных чем С-300 зенитных ракетных вооружений. В частности, ЗРС С-400 «Триумф». Последняя предназначена для уничтожения всех воздушных целей типа баллистических ракет, самолетов, крылатых ракет, беспилотных летающих аппаратов и всех перспективных, в том числе гиперзвуковых, целей. По сравнению с системой С-300 ее эффективность — в 1,5 раза выше.

Но официальные представители ВПК и Минобороны России с завидным постоянством заявляли и заявляют, что из-за дефицита производственных мощностей этих систем не хватает самой российской армии. И вопрос о поставках ЗРС С-400 даже в самые союзные страны встанет только после полного удовлетворения собственных нужд. И, конечно же, тогда первым зарубежным получателем С-400 станет братская Беларусь.

Да и как иначе, если Единая региональная система ПВО двух стран, как считается, прикрывает одно из самых важных для России западное стратегическое направление. Тем более, что в последнее время авиация НАТО демонстрирует экстраординарную активность в Польше и странах Балтии.

И, тем не менее, вопреки всем заверениям, первым зарубежным покупателем зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» стал Китай. Россия подписала с КНР контракт на поставку в 2017 году не менее шести дивизионов ЗРС С-400 на сумму более 3 млрд. долл. Но Беларусь не станет и вторым покупателем ЗРС С-400, на эту роль претендует Индия.

И хотя мощности российского ВПК по производству ЗРС С-400 возрастают за счет двух новых заводов (предприятие «Авитек» в Кировской области и Нижегородский машиностроительный завод), говорить о конкретных сроках поставки «четырехсоток» белорусской армии уже никто не берется.

И все же,  кое-что из новейшей техники ПВО белорусам получить удалось. В конце 2011 года поступила первая батарея ЗРК ближнего действия «Тор-2МК» на шасси Минского завода колесных тягачей, а к настоящему времени в составе войск ПВО и ВВС страны сформирован дивизион этих ЗРК «Тор-2МК» из 12 боевых машин. И поставки этой техники будут продолжаться: на авиасалоне МАКС-2015 «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Минобороны РБ на поставку в 2016 году еще 5 боевых машин ЗРК «Тор-М2К».

И хотя мощности российского ВПК по производству ЗРС С-400 возрастают за счет два новых завода, говорить о конкретных сроках поставки «четырехсоток» белорусской армии уже никто не берется.

И хотя мощности российского ВПК по производству ЗРС С-400 возрастают за счет два новых завода, говорить о конкретных сроках поставки «четырехсоток» белорусской армии уже никто не берется.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,