В Минске прошла XVI сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля (ВОФК) государств – участников СНГ – Сотрудничества Независимых государств.

Участники обсудили проблемы, стоящие перед органами государственного контроля в этих государствах и в целом по Содружеству в обеспечение экономической безопасности: современные подходы, новые перспективы и возможности, адаптация к происходящим изменениям. Тема разноплановая, содержательная, актуальная и перспективная. И она заинтересовала финансистов-контролеров из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и России.

Предполагается, что речь шла об экономической безопасности, которую можно обеспечить только при устойчивом хорошем состоянии финансового здоровья субъектов экономики. Если организации хорошо работают, то они получают чистую прибыль, и ничто не угрожает их финансовому здоровью. Можно сказать, что такие организации имеют высокую степень экономической безопасности, способны к конкуренции на рынках. Чистая прибыль – это, скажем так, прибавочная стоимость организации, остающаяся в ее распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Если организации хорошо работают, то они получают чистую прибыль, и ничто не угрожает их финансовому здоровью.

Если организации хорошо работают, то они получают чистую прибыль, и ничто не угрожает их финансовому здоровью.

Из чистой прибыли организация получает средства для развития производства, для подготовки к вызовам, которые постоянно предъявляются конкурентами. В первом квартале 2015 года белорусские организации, хотя они переживали кризис, имели чистую прибыль в сумме 11 трлн. рублей. В первом квартале текущего года они получили чистый убыток в сумме 1,2 трлн. рублей. При этом их просроченная кредиторская задолженность увеличилась в 1,22 раза и составила 70 трлн. рублей, из которых 15 трлн. рублей (рост в 1,26 раза) пришлись на внешнюю кредиторскую задолженность.

О проблемных пациентах врачи обычно говорят: состояние стабильное тяжелое. А когда говорят, состояние тяжелое и ухудшающееся, то имеют в виду – летальный исход неизбежен, пора сообщать родственникам. Обычно эту новость родственники узнают последними. Часто потому, что не хотят верить в худшее, надеются на чудо. Окружающие к этому вопросу относятся более объективно. Понимая, что белорусская экономика хронически теряет платежеспособность, партнеры белорусских организаций, соответственно, отказываются им платить. Просроченная задолженность организациям Беларуси увеличилась до 11,4 трлн. рублей.

Уточним, белорусские организации задолжали организациям СНГ 4,8 трлн. рублей, а организации СНГ нашим организациям 11,4 трлн. рублей. Можно сказать, не уважают. На самом деле, в грош не ставят. В этом убедились на собственном опыте многие наши менеджеры, которые, понукаемые Лукашенко, пробовали форсировать распродажу складских запасов партнерам по СНГ на самых льготных условиях, часто под честное слово, понапрасну ожидали поступления денег на счета предприятий. Лукашенко пришлось к взысканию внешней дебиторской задолженности привлечь КГК и прочих белорусских финансовых контролеров, но всесильные в своей стране, они не пользуются должным авторитетом в СНГ. Например, белорусы задолжали 5,9 млрд. рублей, азербайджанцы – 222,8 миллиардов. Второй по величине и политическому значению партнер — Казахстан — фактически отказывается оплачивать покупаемые белорусские товары. Задолженность его организаций белорусским партнерам достигла 1,4 трлн. рублей, в то время как задолженность белорусов составила всего 20 млрд. рублей. Без малого на 1 трлн. рублей дебиторская задолженность российских организации превысила задолженность белорусских.

Таким образом, два главных партнера Беларуси по ТС и ЕЭП – Россия и Казахстан – «обнесли» белорусских партнеров почти на 2,5 трлн. рублей. Большие деньги для небольшой экономики нашей страны. Что касается остальных союзников по СНГ, то экономические отношения Беларуси с ними были минимальными даже в годы СССР, и теперь стремятся к нулю. Исключение составляет Украина, которая остается в Содружестве формально и статистически. К слову, украинские финансисты-контролеры проигнорировали и упоминаемую сессию в Минске. Понятно, Украина давно определилась с приоритетами. С внутренними, внешними, политическими, социальными, экономическими. Втянутая в необъявленную войну, страна начинает развивать свою экономику на собственно экономической основе – рыночной. Как считают эксперты Всемирного банка, украинская экономика уже прошла «дно» и теперь будет расти. В первом квартале текущего года она вернулась к росту на 0,1% и за год, возможно, вырастет на 1%.

Это интересно для Беларуси, поскольку Украина остается вторым торговым партнером (6,9% внешнеторгового оборота), при этом взаимная задолженность белорусских и украинских партнеров распределяется на паритетных началах (365 млрд. рублей – задолженность белорусов, 344 млрд. рублей – задолженность украинцев). Задолженность белорусов уменьшилась на 4,3%, задолженность украинцев – на 13,6%. Замечательный пример экономической безопасности во взаимовыгодной торговле обеих стран.

В СНГ, создается впечатление, наступает кризис взаимных неплатежей, благодаря которому на всем постсоветском пространстве субъекты экономики в 90-е попали в ситуацию фактически натурального хозяйства, где деньги отступили перед бартером.

Сейчас много говорят о «финансовой диете», которую для лечения экономики предписывает помощник Лукашенко Кирилл Рудый. Сотоварищи он предлагает правительству коренным образом пересмотреть модель распределения финансовых ресурсов и направлять их в эффективные проекты, а не директивно распределять, спасая умирающие госпредприятия. Заминка в том, что трудно найти в стране «политическую волю». Тем более, что все прежнее «благолепие» ею и создавалось. Во-вторых, «негосударственных» предприятий в стране у нас почти нет. Например, колхозы – это частные организации на содержании государства. Торговля? Если освободить частную торговлю освободить от удавки министерства торговли, она «за 500 дней» предпишет такую «финансовую диету» экономике, что никому слабо не покажется.

Как это было в 1992 году. Когда начался настоящий финансовый мор. Одни предприятия погибали от голоду, другие от несварения желудка, а правительство билось в истерике: как найти в стране предприятие и директора, готового взять на себя какой-нибудь эффективный проект.

Иногда находились. Но где теперь эти эффективные проекты и исполнители?..

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,