9.06.2016, 10:30
Прежнее «благолепие» ею и создавалось
В Минске прошла XVI сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля (ВОФК) государств – участников СНГ – Сотрудничества Независимых государств.
Участники обсудили проблемы, стоящие перед органами государственного контроля в этих государствах и в целом по Содружеству в обеспечение экономической безопасности: современные подходы, новые перспективы и возможности, адаптация к происходящим изменениям. Тема разноплановая, содержательная, актуальная и перспективная. И она заинтересовала финансистов-контролеров из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и России.
Предполагается, что речь шла об экономической безопасности, которую можно обеспечить только при устойчивом хорошем состоянии финансового здоровья субъектов экономики. Если организации хорошо работают, то они получают чистую прибыль, и ничто не угрожает их финансовому здоровью. Можно сказать, что такие организации имеют высокую степень экономической безопасности, способны к конкуренции на рынках. Чистая прибыль – это, скажем так, прибавочная стоимость организации, остающаяся в ее распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.
Из чистой прибыли организация получает средства для развития производства, для подготовки к вызовам, которые постоянно предъявляются конкурентами. В первом квартале 2015 года белорусские организации, хотя они переживали кризис, имели чистую прибыль в сумме 11 трлн. рублей. В первом квартале текущего года они получили чистый убыток в сумме 1,2 трлн. рублей. При этом их просроченная кредиторская задолженность увеличилась в 1,22 раза и составила 70 трлн. рублей, из которых 15 трлн. рублей (рост в 1,26 раза) пришлись на внешнюю кредиторскую задолженность.
О проблемных пациентах врачи обычно говорят: состояние стабильное тяжелое. А когда говорят, состояние тяжелое и ухудшающееся, то имеют в виду – летальный исход неизбежен, пора сообщать родственникам. Обычно эту новость родственники узнают последними. Часто потому, что не хотят верить в худшее, надеются на чудо. Окружающие к этому вопросу относятся более объективно. Понимая, что белорусская экономика хронически теряет платежеспособность, партнеры белорусских организаций, соответственно, отказываются им платить. Просроченная задолженность организациям Беларуси увеличилась до 11,4 трлн. рублей.
Уточним, белорусские организации задолжали организациям СНГ 4,8 трлн. рублей, а организации СНГ нашим организациям 11,4 трлн. рублей. Можно сказать, не уважают. На самом деле, в грош не ставят. В этом убедились на собственном опыте многие наши менеджеры, которые, понукаемые Лукашенко, пробовали форсировать распродажу складских запасов партнерам по СНГ на самых льготных условиях, часто под честное слово, понапрасну ожидали поступления денег на счета предприятий. Лукашенко пришлось к взысканию внешней дебиторской задолженности привлечь КГК и прочих белорусских финансовых контролеров, но всесильные в своей стране, они не пользуются должным авторитетом в СНГ. Например, белорусы задолжали 5,9 млрд. рублей, азербайджанцы – 222,8 миллиардов. Второй по величине и политическому значению партнер — Казахстан — фактически отказывается оплачивать покупаемые белорусские товары. Задолженность его организаций белорусским партнерам достигла 1,4 трлн. рублей, в то время как задолженность белорусов составила всего 20 млрд. рублей. Без малого на 1 трлн. рублей дебиторская задолженность российских организации превысила задолженность белорусских.
Таким образом, два главных партнера Беларуси по ТС и ЕЭП – Россия и Казахстан – «обнесли» белорусских партнеров почти на 2,5 трлн. рублей. Большие деньги для небольшой экономики нашей страны. Что касается остальных союзников по СНГ, то экономические отношения Беларуси с ними были минимальными даже в годы СССР, и теперь стремятся к нулю. Исключение составляет Украина, которая остается в Содружестве формально и статистически. К слову, украинские финансисты-контролеры проигнорировали и упоминаемую сессию в Минске. Понятно, Украина давно определилась с приоритетами. С внутренними, внешними, политическими, социальными, экономическими. Втянутая в необъявленную войну, страна начинает развивать свою экономику на собственно экономической основе – рыночной. Как считают эксперты Всемирного банка, украинская экономика уже прошла «дно» и теперь будет расти. В первом квартале текущего года она вернулась к росту на 0,1% и за год, возможно, вырастет на 1%.
Это интересно для Беларуси, поскольку Украина остается вторым торговым партнером (6,9% внешнеторгового оборота), при этом взаимная задолженность белорусских и украинских партнеров распределяется на паритетных началах (365 млрд. рублей – задолженность белорусов, 344 млрд. рублей – задолженность украинцев). Задолженность белорусов уменьшилась на 4,3%, задолженность украинцев – на 13,6%. Замечательный пример экономической безопасности во взаимовыгодной торговле обеих стран.
В СНГ, создается впечатление, наступает кризис взаимных неплатежей, благодаря которому на всем постсоветском пространстве субъекты экономики в 90-е попали в ситуацию фактически натурального хозяйства, где деньги отступили перед бартером.
Сейчас много говорят о «финансовой диете», которую для лечения экономики предписывает помощник Лукашенко Кирилл Рудый. Сотоварищи он предлагает правительству коренным образом пересмотреть модель распределения финансовых ресурсов и направлять их в эффективные проекты, а не директивно распределять, спасая умирающие госпредприятия. Заминка в том, что трудно найти в стране «политическую волю». Тем более, что все прежнее «благолепие» ею и создавалось. Во-вторых, «негосударственных» предприятий в стране у нас почти нет. Например, колхозы – это частные организации на содержании государства. Торговля? Если освободить частную торговлю освободить от удавки министерства торговли, она «за 500 дней» предпишет такую «финансовую диету» экономике, что никому слабо не покажется.
Как это было в 1992 году. Когда начался настоящий финансовый мор. Одни предприятия погибали от голоду, другие от несварения желудка, а правительство билось в истерике: как найти в стране предприятие и директора, готового взять на себя какой-нибудь эффективный проект.
Иногда находились. Но где теперь эти эффективные проекты и исполнители?..