Индивидуальные предприниматели не обязаны формировать электронный счет-фактуру при ввозе товаров. Об этом сообщил представитель Министерства по налогам и сборам по итогам восьмого заседания рабочей группы по вопросам деятельности индивидуальных предпринимателей при общественно-консультативном совете по развитию предпринимательства при Минэкономики.

Напомним, что обязанность формирования этого электронного документа с 1 июля 2016 года наступает для всех субъектов, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе индивидуальных предпринимателей, если они уплачивают НДС при реализации. При этом индивидуальные предприниматели, которые импортируют товары в Беларусь, уплачивают единый налог и ввозной НДС, но не являются плательщиками НДС по реализации, не обязаны формировать электронный счет-фактуру при ввозе товара.

Кроме того, на заседании обсуждался вопрос введения в Беларуси института налоговых консультантов. Руководитель проекта ПРООН «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов» Таисия Елицких рассказала о практике работы налоговых консультантов за рубежом и мерах по созданию правовой среды для появления такого института в Беларуси. По ее словам, услуги налогового консультанта варьируются от разъяснения налогового законодательства до представления интересов компании или индивидуального предпринимателя в налоговых, судебных и правоохранительных органах. Важный момент, что за ошибки, допущенные в ходе выполнения этих функций, отвечает консультант, а не налогоплательщик. Существование таких специалистов подразумевает создание саморегулирующейся организации — Палаты налоговых консультантов, которая получит исключительное право наделять статусом налогового консультанта (по результатам экзамена) и лишать этого статуса (например, в случае нарушения этики).

На данный момент в рамках проекта ПРООН, национальным исполнителем которого выступает Министерство по налогам и сборам, подготовлен проект Указа президента РБ «О налоговом консультировании в Республике Беларусь». Ряд участников рабочей группы высказали мнение, что проект был недостаточно широко обсужден бизнес-союзами, хотя при этом было отмечено, что в течение продолжительного времени он размещен на сайте МНС для публичных консультаций.

Институт налоговых консультантов призван улучшить условия ведения бизнеса и прийти на помощь предпринимателям. В случае принятия Указа начнется переходный период длиной в 5 лет, в течение которого для аутсорсиноговых компаний сохранится возможность оказывать консультационные услуги в сфере налогового законодательства, не имея в своей штате сертифицированного налогового консультанта. Через пять лет у компании, оказывающей такие услуги, как минимум один такой консультант в штате будет необходим.

Использование услуг налоговых консультантов, естественно, будет добровольным как во время, так и после этого переходного периода. Равно как навсегда сохранится возможность субъектам хозяйствования напрямую взаимодействовать с налоговой инспекцией, без услуг налоговых консультантов.

На заседании рабочей группы был также обсужден вопрос, касающийся маркировки объектов технического регулирования, подтверждающей их соответствие техническому регламенту. Этот вопрос был поднят в связи с письмом, направленным Конфедерацией предпринимателей в Министерство экономики. По итогам обсуждения принято решение просить Госстандарт предоставить письменный ответ в Конфедерацию и членам рабочей группы.

Первый заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации Валентин Татарицкий проинформировал рабочую группу о том, что проект нормативного правового акта, вносящего изменения в КоАП в части уменьшения административной ответственности за несоблюдение техрегламентов на данный момент готовится ко второму чтению в Палате Представителей Национального собрания. До момента внесения изменений в КоАП действуют существующие размеры штрафных санкций.

В. Татарицкий напомнил, что в течение первого полугодия плановых проверок по вопросам соблюдения техрегламента не велось. В тоже время в результате мониторингов Госстандарт сформировал статистику по наименованиям продукции, вызывающей наибольшие опасения, относительно ее качества.

Участников рабочей группы проинформировали о том, что накануне в Правительство внесен проект постановления, вносящий изменение в совместное постановление Совета Министров и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16.

Он предусматривает:

  • право индивидуальных предпринимателей, имеющих несколько торговых объектов в одном торговом центре, установить лишь один терминал;
  • право не устанавливать терминал, если размер среднемесячной выручки у них за предыдущий квартал не превышает 300 базовых величин;
  • возможность использования технологии «мультимерчант»: один терминал на несколько ИП;
  • возможность прекращения использования ранее установленного терминала, если объем среднемесячной выручки в течение квартала опустился ниже уровня 300 базовых.

Кроме того, для всех ИП, у которых наступила обязанность использования терминала и которые уже заключили договор с банком будет право работать без терминала в течение 2 месяцев – это срок в течение которого банк берется установить и подключить прибор. В связи с этим, на рабочей группе были отмечены факты превышения банками двухмесячного срока подключения. Об этом по результатам заседания будет проинформирован Национальный банк.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,