1.06.2016, 9:28
ХКБанк считает, что быть банком в Беларуси невыгодно
Кризисные явления в белорусской банковской системе в апреле нарастали: объемы потребительского кредитования снизились, а Хоум Кредит Банк сообщил о преобразовании в небанковскую кредитно-финансовую организацию.
К такому решению в Хоум Кредит Банке постарались не привлекать особого внимания, сообщив на своем сайте о закрытии своих территориальных отделений, возврате депозитов населения и закрытии текущих счетов физических лиц. И только в этих сообщениях было сказано, что осуществляются указанные меры в связи с принятием общим собранием акционеров ОАО «ХКБанк» решения о преобразовании банка в небанковскую кредитно-финансовую организацию. Никаких пояснений сделано не было: решили и все тут.
Увеличивать капитал нет смысла
Но причина решения акционеров банка, в принципе, понятна. Его капитал на 1 апреля текущего года равнялся 409,1 млрд. BYR, тогда как минимальная величина нормативного капитала, установленная Нацбанком, составляла 477,5 млрд. BYR. То есть банку требовалось увеличить капитал. Более того, свой норматив Нацбанк планирует увеличивать в соответствие с темпами инфляции. А это означает, что Хоум Кредит Банку предстояло постоянно наращивать капитал в белорусских рублях.
При этом перспективы увеличивать капитал за счет заработанной прибыли сейчас выглядят довольно сомнительными. Дело в том, что рынок розничного кредитования Беларуси в настоящее время сокращается, и быстро увеличиваться в ближайшем будущем он явно не будет, так как население Беларуси беднеет и просто не сможет много брать кредитов.
Так, Михаил Мясникович 29 мая сообщил, что реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси к 2020 году могут увеличиться по сравнению с текущим уровнем всего на 9,5-11%. И это по планам правительства, которые, вполне возможно, окажутся чрезмерно оптимистичными.
Конечно, некоторого увеличения спроса на кредиты со стороны населения следует ожидать по мере снижения ставок по кредитам. Но ведь одновременно снизится и маржа между процентами по кредитам и депозитам, то есть доходы банков при этом могут и не подняться.
Так что, перед розничными банками Беларуси маячит перспектива вкладывать новые и новые средства в капитал, больше работать и меньше зарабатывать. Для людей, которые не видят своего будущего без банковского бизнеса, сохранять банк в таких условиях имеет смысл – в расчете на отдаленную перспективу. Но людям, которые вкладывают капитал в расчете на получение прибыли, инвестировать средства в белорусские банки в настоящее время не интересно. Решение акционеров Хоум Кредит Банка, по-видимому, и вызвано соображениями выгоды. После преобразования банка в кредитно-финансовую организацию они смогут вывести часть капитала из банка и вложить его в какой-нибудь другой бизнес с намного большей прибылью.
Сворачивание деятельности Хоум Кредит Банка проблем не вызовет, так как у банка средств намного больше, чем обязательств перед физическими лицами.
По данным на 1 апреля текущего года он занимал 21-е место по величине активов среди белорусских банков. Его активы на эту дату равнялись 2,7 трлн. BYR. Средств клиентов у Хоум Кредит Банка на 1 апреля было 0,88 трлн. BYR, причем за I квартал текущего года эта величина сократилась в 2 раза. В Нацбанке у него было размещено 0,22 трлн. BYR, в других банках – 0,2 трлн. BYR, да и в ценные бумаги вложено 0,75 трлн. BYR. Кроме того, сумма кредитов клиентам у банка составляла 0,95 трлн. BYR. Правда, в I квартале текущего года банк получил убыток в размере 35,5 млрд. BYR, но в условиях сворачивания деятельности банка, это не удивительно. Так что средства у Хоум Кредит Банка после преобразования останутся.
Можно ожидать, что пример Хоум Кредит Банка окажется заразительным, так как в Беларуси еще 7 коммерческих банков имеют капитал ниже норматива Нацбанка, и им тоже надо принимать решение о целесообразности вложения дополнительных средств в капитал в условиях падающего рынка.
Потребительское кредитование в нокдауне
Статистические данные об итогах работы белорусских коммерческих банков за январь-апрель текущего года показывают, что решение Хоум Кредит Банка является оправданным, так как рынок финансовых услуг в Беларуси сокращается.
Так, задолженность физических лиц по кредитам на потребительские нужды в белорусских рублях в апреле снизилась по сравнению с мартом на 190,6 млрд. BYR и составила на 1 мая 15,9 трлн. BYR. Примерно такими же темпами данная задолженность сокращается уже третий месяц подряд. Правда, в начале 2015 года она снижалась еще быстрее, но тогда для этого была веская причина – банкротство Дельта Банка. Сейчас, впрочем, на снижение данной задолженности, возможно, повлияли действия Хоум Кредит Банка. Но, как видим, другие банки не смогли занять его место.
Задолженность по рублевым кредитам на финансирование недвижимости, выданным банками физическим лицам в белорусских рублях, в апреле выросла по сравнению с мартом на 118,5 млрд. BYR (до 51,7 трлн. BYR), но этот рост произошел за счет увеличения льготного кредитования Беларусбанка, и не указывает на оживление рынка. К тому же, в апреле прошлого года данный параметр увеличился на 707 млрд. BYR, то есть Беларусбанк снижает объем поддержки жилищного строительства, что, впрочем, является совсем другой историей.
С кредитованием юридических лиц дела обстоят немногим лучше. Так, задолженность секторов экономики по кредитам перед коммерческими банками в белорусских рублях в апреле выросла по сравнению с мартом на 191,6 млрд. BYR и достигла 160,7 трлн. BYR. Задолженность секторов экономики по кредитам в иностранной валюте в апреле увеличилась по сравнению с мартом в большей степени: на 144,9 млн. USD – до 11,78 млрд. USD. Но выросла задолженность государственных предприятий, тогда как у частных она сократилась на 68 млн. USD – до 5,04 трлн. BYR. Похоже, что без директивного кредитования, об искоренении которого так много сейчас говорят, тут не обошлось.
Быстро у коммерческих банков растут только проблемные активы. В апреле они увеличились на 3 трлн. BYR по сравнению с мартом, достигнув на 1 мая 51,2 трлн. BYR. Доля данных активов в активах, подверженных кредитному риску, поднялась до 12,34% с 11,56% по итогам марта.
Впрочем, наблюдаемое ухудшение состояния банковского рынка РБ, пока не является критичным. Чистая прибыль коммерческих банков в январе-апреле текущего года достигла 2,15 трлн. BYR против 1,24 трлн. BYR за аналогичный период прошлого года. Но низкая прибыль банков в начале 2015 года объяснялась убытками Дельта Банка в I квартале.
В апреле текущего года прибыль коммерческих банков составила всего 375,3 млрд. BYR против 483,3 млрд. BYR в апреле прошлого года, и это соотношение, пожалуй, более точно характеризует перспективы банковской системы страны. При этом дно, до которого может ухудшиться состояние банковской системы Беларуси, еще впереди.
Снижение прибыли ожидает даже банки, финансирующие государственные программы, в рамках которых проценты по кредитам предприятий уплачивает бюджет. Так, 17 мая на совещании у президента обсуждался проект указа, в соответствие с которым предполагалось снизить величину возмещения процентов по банковским кредитам, предоставляемым за счет бюджета для некоторых предприятий, на 2 процентных пункта. Правительство болело за банки и предложило президенту переложить расходы по уплате процентов на предприятия, но Александр Лукашенко распорядился в такой же мере снизить и доходы банков.
А суммы здесь немаленькие, по оценкам правительства, в текущем году бюджету удастся сэкономить на указанном снижении около 400 млрд. BYR, и 500 млрд. BYR в 2017 году. Так что белорусские банки потеряют около 200 млрд. BYR прибыли в год только на указанных кредитах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Хоум Кредит Банк закрывает счета: вкладчикам вернут всю сумму по первому требованию безналичным путем
- Хоум Кредит Банк станет небанковской кредитно-финансовой организацией
- Белорусские банки на пороге кризиса