В Беларуси в условиях сворачивания директивного кредитования поставлена задача привлекать в экономику ежегодно не менее 3 млрд. долларов ПИИ на чистой основе.

Выполнить эту задачу практически нереально, учитывая фактическую заморозку приватизации в стране. В то же время, как считают некоторые чиновники и эксперты, после потепления отношений с Европой у Беларуси появился шанс притянуть в страну деньги международных финансовых институтов.

Следует заметить, что недавно белорусское правительство несколько видоизменило драйверы экономического роста Беларуси. Теперь это – инвестиции, экспорт и занятость вместо прежних, которые целые 10 лет оставались в ранге стратегических приоритетов, — экспорт, жилье, продовольствие. В рамках нового инвестиционного приоритета поставлена задача в 2016-2020 годах привлечь в экономику около 30 млрд. долларов инвестиций, в том числе около 16 млрд. долларов — прямых иностранных инвестиций (ПИИ), заявил 18 мая журналистам премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.

Если исходить из равномерного притока ПИИ в рамках поставленной задачи, то Беларусь ежегодно должна привлекать как минимум 3 млрд. долларов ПИИ. Отметим, что в 2015 году в национальную экономику поступило 1,55 млрд. долларов ПИИ. Следовательно, в ближайшие 5 лет поставлена задача фактически удвоить этот объем.

Директивное кредитование снижается: где взять деньги?

Почему правительство опять озаботилось привлечением ПИИ, понятно. Не секрет, что в последние годы многие белорусские предприятия держались на плаву благодаря прежде всего финансовой поддержке государства. Но в условиях рецессии на российском рынке, ужесточения кредитно-денежной и фискальной политики национальная экономика больше не в состоянии генерировать прежние объемы господдержки. Неслучайно было принято решение сжать директивное кредитование до 28 трлн. рублей (около 1,445 млрд. долларов) против 44 трлн. рублей в 2015 году (2,271 млрд. долларов).

Между тем, эксперты ВБ в апрельском Экономическом обзоре Всемирного банка для Беларуси обратили внимание, что в связи с сокращением капитальных расходов бюджета и сдерживанием директивного кредитования валовые инвестиции в основной капитал в стране в прошлом году по сравнению с 2014 годом снизились на 15,2% (cогласно данным Белстата, объем инвестиций в основной капитал упал в прошлом году до 206,3 трлн. рублей). Как следствие, инвестиции за счет средств бюджета упали на 36,3% до 10,2 трлн. рублей (это 5% в общем объеме инвестиций против 6,5% год назад), а инвестиции из местных бюджетов при этом снизились на 30% до 16,7 трлн. рублей (что составило 8,1% в общем объеме инвестиций против 9,3% в 2014 году).

В результате основным источником инвестиций для предприятий стали их собственные средства: их доля в 2015 году составила 38,9% против 38,5% год назад, однако объем сократился на 12,7% — до 80,2 трлн. рублей. На долю банковского кредитования пришлось 26,8% инвестиций против 26,6% в 2014 году, однако их валовый объем снизился в сопоставимых ценах на 15,2% до 55,2 трлн. рублей.

Очевидно, что объявленный в Беларуси курс на снижение директивного кредитования приведет к большим проблемам, с которыми столкнутся отечественные промышленные гиганты. В то же время нет и надежд на то, что они в сложившихся условиях смогут привлечь ПИИ.

Приватизация давно не приоритет

Приватизация, как известно, является одним из инструментов привлечения ПИИ в национальную экономику. Следует отметить, что в принципе табу на приватизацию Беларусь не объявляла, — более того, сегодня белорусскому государству своих пакетов не жалко в большинстве ОАО. Оно с радостью избавилось бы от них, если бы нашелся инвестор, способный взять на себя финансовые проблемы и социальную нагрузку отечественных предприятий. Однако очередей за белорусскими госпакетами не наблюдается.

Да и правительство, похоже, разуверилось в результативности приватизации. Поэтому и не рассматривает ее даже в качестве финансового источника пополнения госбюджета. В 2016 году Беларусь должна направить на погашение и обслуживание внешнего долга 3,3 млрд. долларов: около половины внешнего валютного долга правительство собирается рефинансировать, а вторую часть — погашать за счет собственных ресурсов. Приватизационный источник здесь, как видим, не фигурирует.

Впрочем, если бы государство действительно было заинтересовано в максимальном привлечении ПИИ, оно вряд ли бы сопротивлялось повышению статуса Национального агентства по привлечению инвестиций и приватизации (НАИП) – с таким предложением агентство обращалось в правительство в прошлом году, но безуспешно. НАИП создавалось в Беларуси по рекомендации международных организаций для того, чтобы апробировать мировые подходы при приватизации предприятий с целью их дальнейшего тиражирования.

Однако пилотный проект по приватизации 8 белорусских предприятий (ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций», «Белсантехмонтаж-2», «Автомагистраль», «Строительно-монтажный трест N8», «Медпласт», «Белгазстрой», ОАО «Конфа», «Минский маргариновый завод»), который НАИП реализует совместно с Всемирным банком, пока не увенчался результатом. Хотя, как отметила 5 мая на пресс-конференции директор НАИП Наталья Никандрова, что все 8 предприятий прошли предпродажную подготовку, их финансовая отчетность приведена со стандартами МСФО, а на некоторых предприятиях проведена реструктуризация.

До конца мая 2016 мая НАИП планирует объявить повторный тендер по поиску стратегического инвестора для 3 предприятий, участвующих в пилотном проекте. А сам проект может быть дополнен еще 10 ОАО. «Мы отобрали из 3 тысяч предприятий 10 предприятий для проведения приватизации. Список конкретных компаний готов, но пока не могу его озвучить. Эти компании могут быть привлекательны тем, что работают в сфере, интересной для инвестора, являются прибыльными и имеют стратегию развития», — сказала Н. Никандрова. НАИП рассчитывает, что приватизация этих предприятий будет одобрена правительством в ближайшее время.

Между тем, похоже, тема приватизации в Беларуси становится все менее актуальной. Подтверждением тому служит, в частности, тот факт, что в Беларуси на базе НАИП будет создан Центр государственно-частного партнерства. Сейчас этот центр работает на базе Научно-исследовательского экономического института при Министерстве экономики. «Проект постановления Совета Министров уже подготовлен и в ближайшее время будет передан в правительство», — сообщила в этой связи Н. Никандрова. Отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНКА, означает ли это, что теперь для НАИП приватизация перестает быть приоритетом, Н.Никандрова сказала: «Пока так».

ГЧП как новый приоритет

В последнее время белорусские чиновники пытаются внедрить в белорусскую практику институт государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП – это модель сотрудничества государства и бизнеса, которая позволяет государству реализовать важные социальные проекты без серьезной нагрузки на госбюджет — с помощью финансовых ресурсов частного бизнеса. По сути, контракт ГЧП означает, что частный партнер строит и в течение оговоренного контрактом срока (обычно это 10-20 лет) обслуживает инфраструктурный объект, за что получает из бюджета фиксированные платежи. А как только срок контракта закончится, этот объект становится собственностью государства.

В мае 2014 года был создан Центр государственно-частного партнерства Беларуси. Его роль – выполнять функции посредника между государством и частным бизнесом в процессе реализации проектов ГЧП. Также в мае 2014 года для развития ГЧП в Беларуси был создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет (МИКС). Это коллегиальный орган, в состав совета вошли представители ключевых министерств, комитетов, финансовых институтов, исполкомов, общественных организаций, бизнес-структур. Задача МИКС — сформировать Национальный инфраструктурный план исходя из инфраструктурного планирования в долгосрочной перспективе (10-15 лет) и отобрать пилотные проекты для реализации в рамках ГЧП.

В конце 2015 года институт ГЧП в Беларуси приобрел правовую основу. 30 декабря 2015 года Александр Лукашенко подписал закон №345-З «О государственно-частном партнерстве», который определяет правовые условия государственно-частного партнерства в Беларуси (вступит в силу летом 2016 года).

В 2015 году на заседании МИКС был утвержден Национальный инфраструктурный план на 2016-2030 годы. Он представляет собой комплексную оценку инфраструктурных потребностей Беларуси на ближайшие 15 лет, а также финансовые возможности госбюджета для их обеспечения (чиновники предупреждают, что каждый год этот план будет актуализироваться). Согласно плану, чтобы реализовать намеченные проекты потребуется 62,3 млрд. долларов. Однако возможности госбюджета весьма ограниченны – по оценкам, госбюджет может вложить менее половины этой суммы — порядка 30 млрд. долларов. Так что надежда — на ГЧП.

Еще одна ставка — на международные финансовые институты

Еще одна инвестиционная надежда Беларуси в нынешней ситуации – ресурсы международных финансовых институтов. В этом году НАИП, инвестиционная компания «ЮНИТЕР», Белорусский институт стратегических исследований (BISS) выступили организаторами Белорусского форума «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», который пройдет в Минске 29-30 сентября 2016 года. Поучаствовать в форуме пригласят представителей международных и иностранных финансовых институтов, инвестиционных фондов, частных иностранных инвесторов, фондов технической помощи, финансирующих экономику Беларуси и др. «Мы преследуем цель показать Беларусь как перспективную инвестиционную площадку, а также продемонстрировать те возможности, которые получают компании в ходе сотрудничества с международными финансовыми институтами», — отметили директор НАИП Н. Никандрова.

Организаторы форума считают, что сегодня в Беларуси есть некоторый информационный вакуум относительно возможностей сотрудничества с международными финансовыми институтами. Они хотят изменить ситуацию и таким образом помочь белорусскому бизнесу привлечь внешнее финансирование для реализации инвестроектов, в том числе за счет капитала международных финансовых институтов.

В 2016 году у Беларуси появился реальный шанс поднять уровень взаимоотношений с региональными и международными финансовыми организациями на более высокую ступень, подчеркнул управляющий директор ИК «ЮНИТЕР» Роман Осипов. «Снятие санкций повысило интерес зарубежных институтов к Беларуси. Поэтому сейчас важно представить качественные проекты для реализации в Беларуси с их участием», — отметил Р. Осипов. И добавил, что «сами международные финансовые институты не могут инициировать реализацию проектов в Беларуси – им нужно приносить эти проекты»», сказал Р. Осипов. Он считает, что в Беларуси есть немало интересных проектов, но чиновники не предлагают их международным организациям «из-за незнания».

«Видим, что сейчас в Казахстане постоянно проводятся тендеры с участием ЕБРР. В частности, там реализуется проект по замене систем освещения в коммунальной сфере, который полностью финансируют ЕБРР. Почему бы в Беларуси подобное не организовать?» — сказал Р, Осипов. Основная идея форума, по его словам, – вычленить те области и направления, «в которых нужно продолжать работать по конкретным проектам и которые были бы восприняты всеми сторонами».

Председатель совета директоров инвестиционной компании «ЮНИТЕР» Андрей Дерех отметил, что «эффект от такого форума может быть не сразу, но то что он будет – несомненно». «Задача назрела – надо ускорять этот процесс. Ведь если бы в сфере IT мы в свое время не инициировали создание Парка высоких технологий, думаю, не было бы успеха развития этого кластера в Беларуси, – писали бы сейчас наши программисты письма в Америку”, — отметил А. Дерех.

В свою очередь академический директор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Алексей Пикулик подчеркнул: сейчас важно выстроить правильный диалог между международным сообществом, белорусскими властями, иностранным и местным бизнесом, «потому что развитие Беларуси — это общая задача, которую невозможно реализовать без правильной коммуникации всех игроков».

На форуме организаторы планируют разработать дорожную карту, которая позволит в перспективе улучшить бизнес-климат и поспособствует развитию государственного и частного партнерства в Беларуси. Предполагается, что для иностранных участников форума будет организован безвизовый въезд в страну. Организаторы также рассчитывают, что Белорусский форум станет традиционным и будет проводиться ежегодно.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,