12 мая 2015 года на румынской военной базе Девеселу состоялась церемония постановки на боевое дежурство американского комплекса противоракетной обороны системы Aegis Ashore. В его состав входят 24 ракеты-перехватчика SM-3. Комплекс управляется радаром типа AN/SPY-1 и способен принимать данные с РЛС других баз и кораблей.

Эта база ПРО является первым сухопутным элементом Европейского поэтапного адаптивного подхода (ЕПАП) ПРО США. Присутствовавшие на церемонии генсек НАТО Йенс Столтенберг и премьер-министр Румынии Дачиан Чолош, а также заместитель главы Пентагона Роберт Уорк несколько раз подчеркнули, что система ни в коем случае не направлена против России.

Днем позже был заложен первый камень в основание такого же объекта в Польше недалеко от населенного пункта Редзиково. Возведение там важнейших элементов противоракетной системы Aegis Ashore, в том числе радара и пусковой установки для ракет SM-3, должно быть завершены к 9 апреля 2018 года.

Против иранской угрозы

Обращаясь к истории вопроса, необходимость напомнить, что создание европейского сегмента американской ПРО получило одобрение президента США Барака Обамы еще в сентябре 2009 года. При этом основная ставка была сделана на мобильную систему ПРО, разворачиваемую в Средиземном, Балтийском и Черном морях и на территории ряда европейских государств.

Ее основу должны были составить корабельная система Aegis, противоракеты Standard Missile-3 (SM-3), а также ряд других систем и элементов, например РЛС AN/ТPY-2, используемая в составе системы THAAD. В полном объеме позиционный район американской ПРО в Европе предполагается создать в 4 этапа к 2020 году.

Первый этап, намеченный на 2011 год, предполагал базирование в Средиземном море кораблей, оснащенных ракетами-перехватчиками SM-3, а также радара ПРО в Южной Европе. Второй этап предусматривал размещение к 2015 году мобильных батарей с ракетами типа SM-3 в Румынии (как мы видели выше, здесь сроки сдачи объекта были скорректированы), третий – создание к 2018 году позиций ПРО в Польше. И, наконец, на четвертом этапе в 2020 году планировалось заменить все первые версии ракет SM-3 более совершенными SM-3 Block IIB.

Контейнерная наземная пусковая установка SM-3

Контейнерная наземная пусковая установка SM-3

Основным компонентом развертываемой американцами системы ЕвроПРО является ракета-перехватчик GBI (Groundbasedinterceptor – перехватчик наземного базирования). В настоящее время в качестве таковой используется ракета-перехватчик Standard SM-3 Block IА корабельного базирования, которую адаптировали к шахтным пусковым установкам (ШПУ).

Она представляет собой развитие, созданной еще в начале 1990-х годов фирмой Raytheon, зенитной ракеты дальнего действия SM-2 Block IV, ракета SM-3 Block IA имеет одинаковые с ней размеры и массу. Дальность действия и высота перехвата SM-3 составляют соответственно 600 и160 км, максимальная скорость– 3-3,5 км/с.

К настоящему времени, в соответствии с соглашением, подписанным между США и Японией в декабре 2004 года, выполнен большой объем работ по созданию еще более продвинутой версии SM-3 – SM-3 Block IIА. Использование в ней разгонно-маршевого двигателя больших размеров должно обеспечить прирост конечной скорости ракеты на 45-60%, или до 4,3-5,6 км/с, а дальности действия – до1.000 км.

В следующей версии ракеты SM-3 – Block IIВ намечалось дальнейшее повышение боевых характеристик за счет установки ступени перехвата, обладающей более высокими возможностями по поиску и распознаванию целей, а также способностью энергично маневрировать на конечном участке. Для SM-3 Block IIB также предусматривается использование технологии дистанционного поражения цели.

К 2020 году ракеты SM-3 Block IIB должны были получить несколько ступеней перехвата (до 5). Введение подобных усовершенствований превратит SM-3 Block IIB в противоракету, обладающую серьезными возможностями по перехвату МБР и их боеголовок на внеатмосферных участках траектории полета. Как полагают военные эксперты, именно третий и четвертый этапы программы создания ЕвроПРО внушают наиболее серьезные опасения российскому руководству в плане ослабления боеспособности стратегических ядерных сил РФ.

По мнению большинства российских военных аналитиков, в случае размещения противоракет SM-3 Block IIB на базах американской ПРО в Восточной Европе (в частности, на территории Польши) в зону их поражения попадут дивизии твердотопливных «Тополей» (и замещающих их МБР «Ярс»), развернутых в районах Выползово, Тейково, Йошкар-Олы, а также дивизии тяжелых жидкостных ракет УР-100НУТТХ в районе Козельска. Причем уязвимость данных МБР будет весьма высокой, так как появится возможность поражения их на наиболее удобном для перехвата активном (разгонном) участке траектории полета.

В 2012 году на саммите НАТО в Чикаго было сделано заявление о запуске первого этапа системы ЕвроПРО. Почти одновременно США сообщили об отказе от четвертого этапа развертывания системы противоракетной обороны в Европе, при сохранении планов по размещению элементов ПРО в Польше и Румынии.

«Партнер» хитер и коварен

В Москве, даже несмотря на отказ американцев от четвертого (наиболее опасного этапа) этапа, расценили это заявление «как весьма серьезный риск для российских стратегических сил сдерживания» и потребовали твердых юридических гарантий того, что система ЕвроПРО не будет использована против них. Американцы отказались, и вопрос создания передового эшелона ПРО США в Европе – до сих пор является одним из самых острых в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Как считает глава российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов, развертывание американских противоракетных средств в указанных странах, во-первых, является нарушением со стороны США положений договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). «Речь идет об использовании в размещаемых на территории Румынии и Польши наземных комплексах ПРО Aegis Ashore универсальных установок вертикального пуска МК-41, позволяющих кроме противоракет Standard-3 применять и крылатые ракеты Tomahawk».

Во-вторых, по мнению генерала, «развернутые в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на Американском континенте комплексы ПРО, по сути, представляют собой эшелонированную систему перехвата на начальном, среднем и конечном участках полета баллистических ракет наземного и морского базирования». Такие ракеты кроме США есть только у РФ и КНР. Значит, глобальная система ПРО США направлена против этих стран.

И в-третьих, «продолжение реализации противоракетных планов США и НАТО создает реальную угрозу для российских стратегических ядерных сил». Герасимов также уверен, что «комплексы ПРО Aegis имеют значительный противоспутниковый потенциал, создающий угрозу функционированию российской орбитальной группировки космических аппаратов».

В Кремле настолько серьезно отнеслись к этим угрозам, что по поводу развертывания элементов ПРО США в Румынии и Польше высказался и президент РФ Владимир Путин: «… Это не оборонительная система, это часть ядерного стратегического потенциала США, вынесенная на периферию. В данном случае периферия – это Восточная Европа. И люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что жили они до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения этих элементов ПРО, мы вынуждены будем подумать и о том, чтобы купировать угрозы, возникающие и в отношении безопасности Российской Федерации.»

В прошлом Россия неоднократно грозила Западу принятием жестких военных мер в ответ на создание европейского эшелона американской ПРО. Еще в ноябре 2008 года, а затем и в ноябре 2011 года Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, дважды предупреждал США, что если американцы начнут размещение баз ПРО в Польше, то в Калининградской области обязательно появятся оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер». В подобном духе неоднократно высказываться и вернувшийся после Медведева на пост главы российского государства Владимир Путин.

И куда ж  бедному белорусу податься

При этом уже с самого начала ПРОтивостояния между Москвой и Вашингтоном военные эксперты вели речь о возможности использования для подготовки российского ассиметричного ответа на ЕвроПРО территории Беларуси (зря, что ли, кормим союзника). В перечне потенциальных мер противодействия едва ли не чаще всего упоминалось размещение в западных белорусских регионах ОТРК «Искандер».

Такое мнение, в частности, высказывал и президент Академии геополитических проблем генерал-полковник в отставке (ранее занимавший пост начальника главного управления международного сотрудничества Минобороны РФ) Леонид Ивашов. Более того, по его словам, в случае дальнейшего обострения напряженности вокруг ПРО руководство Беларуси могло бы даже поставить вопрос о выходе из Лиссабонского протокола и пойти на размещение российского тактического ядерного оружия (хотя бы ядерных боеголовок к тем же «искандерам») на своей территории.

Не изменил он свою позицию и сегодня, комментируя «Интерфаксу» открытие базы ПРО в Румынии и начало строительства ее аналога в Польше. по его словам, помимо размещения высокоточного оружия (в частности, крылатых ракет «Калибр») на кораблях, следовало бы подумать о размещении современных авиационных ударных средств и ОТРК «Искандер-М» не только в Калиниградской области, наращивая военное сотрудничество с Беларусью. «Мы могли бы поставлять Беларуси более современную технику на льготных условиях, чаще проводить совместные учения, чтобы это ощущали и в Польше, и в странах Балтии».

Доказательством того, что подобные соображения разделяют и российские политики самого высокого ранга, аналитики считают визит в Беларусь руководителя внешнеполитического ведомства России всего через несколько дней после пуска сегмента американской ПРО в Румынии и начала строительства аналогичного объекта в Польше. Ведь внешняя политика, как и оборона, непосредственно курируются самим президентом России.

После переговоров с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем и президентом Александром Лукашенко глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: «Мы разделяем озабоченность в связи с тем, что наши коллеги из стран НАТО пытаются нагнетать конфронтацию, передвигают военную инфраструктуру на восток, близко к нашим границам». Руководитель белорусского дипломатического ведомства Владимир Макей, в свою очередь, охарактеризовал планы Запада по размещению дополнительных воинских контингентов в ряде стран-соседей – потенциальным вызовом для Союзного государства. В связи с чем Минск и Москва договорились «вырабатывать соответствующие адекватные меры реагирования».

Правда, согласия относительно перечня таких мер союзникам пока достигнуть не удалось. Как пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник близкий к руководству Минобороны РФ, российская сторона считает логичным ответом на развертывание компонентов американской системы ЕвроПРО переброску в Беларусь собственных ракетных комплексов «Искандер». Минск же хотел бы получить эти новейшие ОТРК (очевидно, в экспортной версии «Искандер-Э») в свое распоряжение безвозмездно (в рамках помощи партнерам по ОДКБ) или же, в крайнем случае, купить их по льготной цене и в кредит.

Однако в российском руководстве не готовы идти навстречу пожеланиям белорусских друзей: по сведениям того же «Коммерсанта», там рассчитывают в случае необходимости перебросить ОТРК «Искандер-М» на территорию РБ вместе с российским персоналом. Предоставлять доступ к системам «Искандера» специалистам других (пусть и союзных) стран спецслужбы РФ не считают нужным. Если же говорить о нежелании Минска идти на такой вариант, то в Москве похоже рассчитывают преодолеть его посредством экономических рычагов. Ведь в условиях продолжения кризиса потребность Беларуси в кредитах и дешевых энергоносителях грозит стать хронической.

Исходя из вышеизложенного нельзя исключить, что если события вокруг ЕвроПРО и дальше будут развиваться по негативному сценарию, оперативно-тактические комплексы «Искандер-М» (в том числе и в ядерном оснащении), могут быть оперативно переброшены не только в Калининградскую область России, но и выдвинуться на позиции в западных регионах Беларуси. Отработкой такого сценария (и, одновременно, демонстрацией серьезности намерений), очевидно, следует считать участие военнослужащих ВС России оснащенных данными системами оружия в военном парадах в Минске 3 июля 2014 года и 9 мая 2015 года. Возможно, мы их увидим и 3 июля 2016 года.

Для тех, кто не имеет большой территории

Таким образом, можно констатировать, что сегодня ОТРК «Искандер» превратился из чисто военного средства в инструмент большой политики. В аналитическом обзоре ЦРУ за 2012 год «О стратегических рисках и глобальной военно-политической обстановке в мире» содержится следующее весьма показательное определение: оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» является оружием, способным повлиять на военно-политическую ситуацию в регионах мира, если расположенные в них государства не имеют протяженной территории.

И для подобных выводов есть весьма веские основания. По словам генерального директора компании-разработчика ОТРК Валерия Кашина, «Искандер» может поражать цели сразу несколькими разновидностями ракет. Уже разработано, принято на вооружение или находится на этапе испытаний восемь типов таких ракет. Как аэробаллистических (дальностью до 500 км), так и крылатых (дальностью до 2.600 км), среди них есть и самонаводящиеся.

Аэробаллистические ракеты комплекса управляются на протяжении всего полета, который проходит на высоте 50 км с помощью аэродинамических и газодинамических рулей. Плоскость их траектории постоянно меняется. Особенно активные маневры производятся на участке разгона и подхода к цели – с перегрузкой от 20 до 30g. Чтобы перехватить такие ракеты, противоракеты должны двигаться по траектории с перегрузкой в два-три раза больше, а это на данный момент практически невозможно.

Существенно уменьшает вероятность поражения ракет противником и то, что их корпус изготовлен по технологии Stealth. Для того чтобы успешно преодолевать существующие и перспективные средства противовоздушной и противоракетной обороны, также используются пассивные и активные системы постановки помех. При подлете ракеты к цели отстреливаются дипольные отражатели, малогабаритные постановщики помех и т.д.

Если говорит о поражающих возможностях, то ОТРК версии «Искандер-М» может уничтожить любой объект в радиусе 500 км с точностью до 2 м и вероятностью, близкой к 100%. Для чего его ракеты оснащены целым набором средств наведения: инерциальной системой с радиокоррекцией, GPS, ГЛОНАСС, лазерное и оптическое самонаведение на конечном участке. Они могут доставить к цели кассетную (с 54 боевыми элементами), проникающую, осколочно-фугасную, а также ядерную боевые части. Что позволяет поражать малоразмерные и площадные цели, среди которых огневые средства противника, системы ПВО и ПРО, авиация на аэродромах, командные пункты и т.д. При этом сам «Искандер» крайне мобилен и скрытен – вероятность его обнаружения, даже средствами космической разведки, очень невысока. В течение 1 минуты после запуска комплекта ракет в режиме полного радиомолчания он покидает места дислокации.

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,