• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

«Белоруснефть» и одна из крупнейших автозаправочных сетей в Украине – АЗК «ОККО» – планировали совместно создать на автозаправочных станциях Беларуси сеть ресторанов быстрого питания. Однако из-за событий в Украине создать СП не получилось и теперь этот бизнес «Белоруснефть» будет развивать самостоятельно.

Непрофильный бизнес становится основным

Жесткая система госрегулирования топливного рынка в Беларуси снизила за последние 10 лет финансовую маржу «Белоруснефти» как минимум в 3 раза – с 30% в 2005 году до менее 10% в настоящее время, что и подтолкнуло отечественного госоператора розничного рынка автомобильного топлива активно развивать сопутствующий бизнес. «Можно без преувеличения сказать, что сопутствующий бизнес для нашей компании превращается в основной. То есть, раньше он назывался сопутствующим бизнесом, а сейчас становится основным», – отметил заместитель генерального директора гособъединения «Белоруснефть» Сергей Каморников на пресс-конференции в Гродно 25 апреля.

Продажа в сети АЗС «Белоруснефти» сопутствующих товаров и услуг становится все более весомым источником доходов компании. Доля прибыли от продажи сопутствующих товаров и услуг компании за последние 10 лет увеличилась с 2,3% до 30%. В частности, в 2015 году она в целом по компании превысила 30%, а в некоторых регионах достигла 50%. При этом рентабельность сопутствующего бизнеса также выросла – с 11,5% до 13%.

Поэтому неудивительно, что это направление достаточно быстро развивается. Если в 2005 году в сети АЗС «Белоруснефти» было всего лишь 86 магазинов и 45 кафе, то в 2016 году эта сеть насчитывала 336 магазинов и 181 объект общественного питания – кафе, кафетерии, кофейни и т. д. Сейчас у «Белоруснефти» 544 АЗС, при этом 300 автозаправочных станций имеют магазины и объекты общепита. В планах компании увеличить в ближайшие годы долю товаров нетопливного ассортимента в прибыли до 50%.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
Сейчас «Белоруснефти» принадлежит в Беларуси 554 АЗС (в том числе на 237 АЗС реализуется автомобильный газ), 32 склада хранения нефтепродуктов, 3 газонаполнительные станции. В 2015 году «Белоруснефть» построила 9 АЗС и реконструировала 14 АЗС. В том числе компания построила 2 автоматизированные (безоператорные) АЗС в Гомеле и Заславле и 2 зарядные станции для электромобилей в Гродненской и Минской областях.

Инвестором мог стать лидер топливного рынка Украины

Между тем, во всем мире в условиях жесткой конкуренции на рынке нефтепродуктов операторы предлагают все большее количество услуг, превращая автозаправочные комплексы в так называемые сервисные «хабы». «Белоруснефть» также стремится следовать современным трендам. Давнее желание организовать полноценное питание в своей автозаправочной сети отвечает современным тенденциям. Но пока компания не совсем довольна организацией питания на своих АЗС, хотя на ряде атозаправочных станций работают современные кафе. «Но пока их мало», – говорят в компании.

Чтобы побыстрее решить эту задачу, «Белоруснефть» попыталась создать единые подходы к системе общепита на своих АЗС. Однако ей не удалось найти частную компанию, которая была готова обеспечить всю автозаправочную сеть АЗС «Белоруснефти» качественными полуфабрикатами. Поэтому «Белоруснефть» вела переговоры с украинской сетью автозаправочных комплексов (АЗК) «ОККО» о создании совместного бизнеса.

Шла речь о совместном строительстве в Беларуси ресторанов быстрого питания (сначала в Гомеле). Выбор партнера для «Белоруснефти» не был случайным. В Украине АЗК «ОККО» имеет самый высокий репутационный рейтинг среди операторов топливного рынка, а ПАО «Концерн Галнафтогаз» (оператор сети АЗК «ОККО») является лидером среди финансово-промышленны холдингов Украины.

Отметим, что ПАО «Концерн Галнафтогаз» – одна из крупнейших автозаправочных сетей в Украине, в состав которой входит более 400 автозаправочных комплексов. В планах компании – до конца 2016 года увеличить свою рыночную долю до 16-17%, а количество заправок в сети довести до 550 объектов. В структуре этой компании работает и крупнейшая в Украине сеть заведений питания в дороге, в том числе 41 ресторан (под брендами A la minute, Pasta Mia и Meiwei). Подразделения «Концерна Галнафтогаз» занимаются также реализацией товаров через магазины на АЗК, продажей нефтепродуктов крупным и мелким оптом, предоставляют услуги по экспертизе качества топлива, хранения и транспортировки нефтепродуктов. В сети «ОККО» работает 11 нефтебаз и 15 стационарных и мобильных лабораторий по контролю качества нефтепродуктов. Кстати, на 9 киевских АЗК уже созданы пункты собственной сети химчисток Bolla.

«Учитывая сегодняшнюю ситуацию в Украине, мы были вынуждены отказаться от планов совместного бизнеса с украинской компанией «ОККО» по развитию сети ресторанов быстрого питания. Будем пытаться решать эту проблему собственными силами», – отметил С.Каморников, отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНКА о дальнейших планах развития системы общепита на АЗС «Белоруснефти».

Уже нынешним летом «Белоруснефть» планирует открыть в Гомеле ресторан быстрого питания на 32 места, чтобы, по словам С Каморникова, «в новом формате отработать концепцию дальнейшего развития общественного питания в сети АЗС». Пока в компании рассматривают три подхода: развивать на базе автозаправок рестораны быстрого питания, открывать кафетерии и создать своего рода кофе-зоны.

Конкуренция на топливном рынке закончилась?

Белорусский топливный рынок в прошлом году был отмечен новыми тенденциями. Впервые на этом рынке на фоне падения спроса между госоператором отечественного рынка – «Белоруснефтью» и частными российскими компаниями обострилась конкуренция за белорусского потребителя.

Дело в том, что из-за девальвации российского рубля цены на топливо в России оказались на 20-30% ниже, чем в Беларуси, поэтому российским компаниям, владеющим в Беларуси сетями АЗС (а это прежде всего «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть-Запад»), стало выгодно завозить топливо на свои фирменные автозаправки. Бензовозами из России. При этом российские компании могли проводить достаточно агрессивную маркетинговую политику, предлагая покупателям ценовые скидки, в то время как «Белоруснефть» не могла ответить аналогичными ценовыми акциями.

В результате российским компаниям удалось потеснить «Белоруснефть» на собственном рынке. За последние полгода доля белорусского госоператора на розничном рынке светлых нефтепродуктов снизилась на 3,5% до 65%. «Да, мы несколько потеряли долю на розничном рынке из-за ценовых акций российских компаний, на которые осознанно не пошли», – пояснил ситуацию Каморников.

Однако он рассчитывает, что в скором времени «Белоруснефть» отвоюет потерянную долю. «Комфортные времена для импорта российского автомобильного топлива в Беларусь завершаются, – скидки на бензин уходят в прошлое. А это значит, что теперь мы находимся в более равных условиях с российскими компаниями», – отмечает замгендиректора «Белоруснефти».

Дело в том, что из-за повышения в РФ акцизов на бензин, а также других налоговых ограничений российским компаниям становится невыгодно поставлять автомобильное топливо из России на свои автозаправки в Беларусь. «В минувшем году и на протяжении первого квартала 2016 года российские операторы активно завозили топливо из России. До 40 тысяч тонн бензина в месяц достигал импорт. Но в России подняли акцизы, аналогичные действия приняты в Беларуси, в результате цены сблизились, и сейчас импортировать российское топливо в Беларусь невыгодно, особенно бензин», – отметил Каморников. До повышения ставок акцизов в РФ и в Беларуси российское топливо стоило на 30–40% дешевле белорусского. «Сейчас же на выходе получается та же цена, что и на белорусских НПЗ, а иногда даже дороже, поэтому российские компании уходят от импорта в Беларусь бензина», – пояснил он.

Что же касается поставок российского дизельного топлива в Беларусь, то дельта в цене сохраняется на уровне 10-15%, поэтому возможность маневра для российских компаний еще осталась. Тем не менее, потеряв очевидную выгоду, российские нефтяные компании уже с конца марта 2016 года перестали поставлять российский бензин для продажи в Беларуси.

По словам С. Каморникова, спрос на автомобильное топливо в Беларуси постепенно восстанавливается – «по крайней мере, в первом квартале 2016 года он не упал по сравнению с таким же периодом прошлого года». Отметим, что по итогам 2015 года снижение продаж автомобильного топлива в целом по Беларуси составило около 20% в годовом выражении, а на приграничных АЗС Беларуси продажи снизились примерно на 25-30%.

Кстати, прошлогодние финансовые результаты заставили «Белоруснефть» скорректировать годовую программу строительства АЗС. Из-за нехватки инвестиций компания в этом году намерена построить в Беларуси не 30 АЗС, как планировала, а только до 20 станций.

Впрочем, как считает замгендиректора «Белоруснефти», владельцы частных АЗС тоже вряд ли смогут построить в 2016 году в Беларуси больше 5-6 АЗС. «В последние годы мы наблюдаем другой тренд – частные компании чаще покупают уже построенные АЗС, чем строят новые», – отметил он.

Покупать автозаправочные станции на вторичном рынке «Белоруснефть» пока не планирует. «Мы, конечно, можем рассмотреть предложения. Однако пока не видим возможности подобной покупки, – тем более, что стоимость такой покупки сопоставима со строительством новой АЗС», – сказал Каморников.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
На 1 января 2016 года в Беларуси насчитывалось 824 АЗС. Из них 552 АЗС находились в собственности организаций, входящих в состав концерна «Белнефтехим», 81 АЗС принадлежала ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочим предприятиям. Количество АЗС в стране должно увеличиться к 2020 году до 885 станций. Среднесуточный объем реализации нефтепродуктов на одну АЗС в Беларуси сейчас составляет около 7,5 тонны нефтепродуктов. Это достаточно высокий показатель в сравнении с соседними странами. В Беларуси остается высоким по сравнению с соседними странами показатель обеспеченности населения легковыми автомобилями: около 300 единиц на 1 тысячу человек. По данным Белстата, в Беларуси количество транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан, с 2011 по 2014 год увеличилось с 2.777 100 до 2.965.700 единиц.

 

 

 

Тэги:

, , , , ,

Скидки в июле в магазинах Минска: где купить дешевле

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в июле 2020 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 1-5, 8-12, 15-19, 22-26, 29-31 июля – до 27 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 15, 22, 29 июля – до 50 % на непродовольственные товары (Акция «День школьника!»); Для держателей дисконтных карт:

Прогноз курса рубля на неделю 6-10 июля

Курс доллара на БВФБ может продолжить подъем, но увеличение, скорее всего, окажется не таким значительным, как на прошедшей неделе и составит примерно 0,5-1%. Но в понедельник 6 июня не исключен скачек курса примерно на 1%. Как и прогнозировалось, на прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже значительно вырос: – на 1,6% (до 2,4214

Лукашенко отправился на встречу с Путиным под Ржев

Александр Лукашенко направился с рабочим визитом в Российскую Федерацию, сообщает БЕЛТА. Вместе с Президентом России Владимиром Путиным примет участие в открытии Ржевского мемориала советскому солдату. Мемориальный комплекс возведен у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области близ федеральной автомобильной трассы М9 Москва — Рига. Проект реализован Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства, Минкультуры России и

Заработки падают, занятость сокращается, и кое-где это навсегда …

Хотя в Беларуси не вводился карантин в связи с эпидемией COVID-10, в целом ряде отраслей экономики произошли значительные сокращения заработной платы и занятости, которые в некоторых сферах деятельности уже никогда не восстановится. Чтобы не нанести ущерб экономике, в Беларуси не останавливали промышленные предприятия и сферу услуг, но кризис пришел из-за рубежа, где вынужденные каникулы продолжались

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение