Конкуренция на рынке банковских продуктов является важнейшим фактором внешней среды любого коммерческого банка. Банковская конкуренция имеет ряд особенностей, которые обусловлены, прежде всего, спецификой финансового посредничества. Обратим внимание на две ключевые характеристики конкурентной среды, присущей современному этапу развития банковского дела.

Высокая интенсивность. Во-первых, для банковского рынка характерна относительная «узость поля» конкурентной борьбы, что обусловлено четкой регламентацией банковской деятельности и ограниченным перечнем банковских операций. Во-вторых, конкуренция ведется не только с другими банками, но и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включая альтернативных финансовых посредников, причем рыночными инструментами привлечения капитала. В-третьих, развитие технологий и телекоммуникаций вкупе с формированием транснациональных финансовых групп сокращает расстояние между банком и клиентом, ведет к формированию глобального рынка и новому этапу более интенсивной конкурентной борьбы.

Жесткий государственный контроль. Банковским регулятором, как правило, устанавливаются требования к вновь создаваемым банкам в части минимального размера нормативного капитала, деловой репутации и финансовому состоянию учредителей, что регулирует вход новых банков на рынок и оказывает влияние на интенсивность конкуренции. Кроме того, инструменты денежно-кредитного и пруденциального регулирования банковского регулятора оказывают непосредственное влияние на уровень процентных ставок по банковским депозитам и кредитам, тем самым воздействуя на динамику ценовой конкуренции на банковском рынке.

Данные особенности протекания конкурентной борьбы в той или иной степени характерны и для национального банковского сектора. Рассмотрим более подробно основные конкурентные силы, определяющие структуру конкуренции в банковском секторе Республики Беларусь.

1. Влияние государства. Одной из основных движущих сил, определяющих конкурентную структуру отечественного банковского сектора, является сильное воздействие органов государственного управления (главным образом, регулятора банковского рынка), которое реализуется посредством следующих каналов:

— денежно-кредитное регулирование (ставка рефинансирования, обязательные резервы, операции по регулированию ликвидности), которые задают общий уровень процентных ставок в экономике и, следовательно, уровень цен на банковские продукты (названные инструменты могут также воздействовать на цены по конкретным банковским продуктам – например, через увеличение резервных требований при превышении предельного уровня процентных ставок по депозитным операциям);

— пруденциальное регулирование, посредством которого регулятор оказывает воздействие на цены кредитных и депозитных банковских продуктов (например, формирование повышенного специального резерва по кредитам, процентные ставки по которым, превышают уровень, определенный регулятором);

— административное воздействие в форме доведения до коммерческих банков непосредственных указаний относительно уровня процентных ставок по банковским продуктам. В белорусских условиях такое административное воздействие может принимать разнообразные формы и охватывать различные банковские операции. Одним из примеров является установление конкретных процентных ставок по кредитам, предоставляемым клиентам в соответствии с программами либо нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственного управления. Другой пример — определение для банков максимального размера (потолка) процентных ставок по срочным депозитам в зависимости от валюты, срока и типа вклада (отзывный и безотзывный).

В результате сильного воздействия государства на ценообразование в банковском секторе белорусские банки зачастую ограничены в установлении процентных ставок по своим продуктам, что сужает возможности ценовой конкуренции в банковской сфере и повышает значимость неценовой конкуренции между банками. Для банка, работающего в таких условиях, оптимальной конкурентной стратегией представляется стратегия дифференциации, т.е. ориентация на создание уникального для потребителей предложения на основе продуктовой, сервисной, имиджевой дифференциации. Иными словами, ключевым фактором успеха банка на отечественном рынке становится его способность обеспечить уникальность и высокую ценность банковского продукта, услуги, а также способа ее предоставления либо обслуживания для потребителя.

2. Внутриотраслевая конкуренция. Сильное влияние на конкуренцию внутри отечественного банковского сектора оказывает фактор достаточно широкого участия в нем банков с иностранным (в основном, российским) капиталом. В последние годы иностранные банки контролировали не менее трети совокупных активов банковского сектора. Для указанных банков характерно достаточно агрессивное рыночное поведение, опирающееся на технологическую и ресурсную поддержку материнских банков, следствием чего является обострение конкуренции в традиционных сегментах банковского рынка (депозитные, кредитные продукты).

К примеру, в 2013-2015 годах практически все банки, контролируемые российским капиталом, показывали более высокие темпы прироста кредитной задолженности корпоративных клиентов по сравнению с общим показателем по банковскому сектору (в особенности, ЗАО «Альфа-Банк» и ОАО «Белгазпромбанк»). Этот тренд сохранился и в I квартале текущего года. При этом, имея доступ к ресурсам материнских банков, некоторые из иностранных банков поддерживают уровень процентных ставок, предлагаемых по кредитам корпоративным клиентам (по кредитам в иностранной валюте) на уровне ниже среднего по банковскому сектору. Так, в 2015 году при среднем уровне процентных ставок по новым кредитам белорусских банков (без учета льготных) юридическим лицам в СКВ в размере 10% годовых, в ОАО «БПС-Сбербанк» средняя ставка по таким кредитам составила 9,1% годовых, ОАО «Белгазпромбанк» — 8,8% годовых, «Приорбанк» ОАО – 8,7% годовых.

Сильное конкурентное давление в традиционных сегментах банковского рынка ведет к его насыщению основными банковскими продуктами (в последние годы темпы роста по основным банковским продуктам – кредиты, депозиты – были существенно выше общеэкономической динамики) и снижению доходности банковских операций. Повышение интенсивности конкуренции и связанное с этим сокращение доходности банковских операций большинство белорусских банков при стратегическом планировании рассматривают в качестве основной угрозы, генерируемой внешней средой.

Для ограничения воздействия данного типа конкурентного давления банк может полагаться на следующие направления деятельности:

— повышение ценности традиционных банковских продуктов для клиентов за счет их дополнения новыми услугами, необходимыми клиентам, предоставления комплекса услуг, связанных с базовым банковским продуктом (например, по финансовому консультированию, бизнес-планированию и оказанию технической помощи корпоративным клиентам, нуждающимся в банковском финансировании);

— поиск новых целевых сегментов банковского рынка, недостаточно охваченных традиционными банковскими продуктами (в частности, испытывающих дефицит банковского финансирования), разработка и предложение продуктов, соответствующих потребностям клиентов из данных сегментов;

— разработка и выход на рынок с новыми банковскими продуктами в соответствии с потребностями клиентов и на основе современных технологий (к примеру, продукты на основе информационных технологий, позволяющие осуществлять операции в реальном режиме времени без непосредственного контакта с работниками банка).

3. Влияние потребителей. Ключевую роль в реальном секторе белорусской экономики по-прежнему играют государственные предприятия и акционерные общества с преобладающим участием государства, доля малых и средних частных предприятий в общем объеме ВВП и промышленного производства по-прежнему существенно ниже в сравнении с другими странами с переходной экономикой. В результате для белорусской экономики характерен высокий уровень концентрации, когда узкий круг, как правило, подконтрольных государству, предприятий формирует значительную часть произведенной продукции. В частности, по имеющимся оценкам, всего 100 промышленных организаций обеспечивают около 60% промышленного производства в Республике Беларусь. В обрабатывающей промышленности 8 крупнейших промышленных организаций концентрируют порядка 1/3 общего объема производимой продукции.

При таком высоком уровне экономической концентрации реализация банками предлагаемых корпоративным клиентам продуктов в значительной степени зависит от выбора крупных предприятий. Принимая во внимание относительную насыщенность рынка основными банковскими продуктами, крупные предприятия, как правило, взаимодействуют с несколькими банками и выбирают банковские продукты из многих предложений, тем самым оказывая сильное конкурентное давление на банки.

Ослабление этого конкурентного давления со стороны крупных корпоративных клиентов лежит в плоскости диверсификации, поиска новых рыночных ниш, развития банками взаимоотношений с корпоративными клиентами из рыночных сегментов, в меньшей степени охваченных банковскими продуктами и услугами. Данный вывод обоснован еще и тем, что относительно устойчивое функционирование предприятий, контролируемых государством, в течение длительного периода времени базировалось на предоставлении им в различных формах государственной поддержки. Сейчас, в условиях кризиса и сокращения возможностей государства по поддержке государственных предприятий, с высокой долей вероятности следует ожидать ухудшения их финансового положения и соответствующего влияния на качество банковских активов. Чрезмерная концентрация активов банка в сегменте крупных корпоративных клиентов, таким образом, может привести к достаточно быстрому ухудшению качества активов и финансовых показателей банка.

4. Угроза появления новых конкурентов. Значительного изменения конфигурации банковского рынка в целом и усиления конкурентного давления в частности следует ожидать в связи с активизацией деятельности на отечественном рынке кредитно-финансовых услуг специализированного института – Банка развития. Хотя стратегия Банка развития декларирует в качестве одного из принципов его деятельности отсутствие конкуренции с банковским сектором, границы деятельности между данным институтом и коммерческими банками остаются весьма нечеткими.

В любом случае, очевидно, что значительная часть инвестиционных проектов, финансирование которых ранее осуществляли коммерческие банки, перейдет к Банку развития. Так, по оценке Председателя Правления Банка развития Сергея Румаса в 2015 году порядка 60% прироста совокупного портфеля рублевых инвестиционных кредитов юридическим лицам сформировано Банком развития. Пока ситуация выглядит так, что, помимо позитива в виде постепенного перевода директивного кредитования в Банк развития, коммерческие банки получили также мощного конкурента в сегменте инвестиционного кредитования.

Помимо непосредственного появления на рынке инвестиционного банковского кредитования нового крупного игрока в лице Банка развития, усиление конкурентного давления в банковском секторе может быть связано с постепенным сокращением участия банков, контролируемых государством, в финансировании государственных программ. Такое развитие событий будет побуждать банки, контролируемые государством, искать новые возможности формирования активов и получения прибыли, способствуя обострению конкуренции в привлекательных с коммерческой точки зрения сегментах рынка.

К примеру, важной особенностью стратегического плана ОАО «Белагропромбанк» на 2015-2017 годы является новое видение банка как крупнейшего в стране финансового института по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Отсюда смещение приоритета в развитии корпоративного бизнеса банка – ориентация на расширение присутствия банка в перспективных и быстроразвивающихся потенциальных клиентских сегментах. Аналогично приоритетным направлением развития корпоративного бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк» на 2015-2017 годы является активизация работы с сегментом малого и среднего предпринимательства, построение единой модели ведения бизнеса с малыми и средними клиентами в рамках системы управления взаимоотношения с клиентами. Напомним также о том, что на расширение присутствия и рост в перспективных сегментах экономики, прежде всего, секторе малых и средних предприятий полагаются и многие банки с иностранным капиталом (ОАО «БПС-Сбербанк», ЗАО «Альфа-Банк», «Приорбанк» ОАО и др.).

Как видим, в перспективных и коммерчески привлекательных сегментах банковского бизнеса (в частности, малые и средние предприятия) ожидается серьезное обострение внутриотраслевой конкуренции и каждый банк, стремящийся преуспеть в этих рыночных сегментах, должен четко представлять, за счет каких факторов внутренней и внешней среды он это сделает. Иными словами, для достижения успеха каждому банку необходимо определить, на какие конкурентные преимущества он будет полагаться исходя из доступных ему факторов внутренней и внешней среды (дешевое корпоративное финансирование; предложение клиентам уникальных услуг либо пакетов услуг, максимально соответствующих их потребностям; разработка и предоставление клиентам высокотехнологичных банковских продуктов; репутация надежного и эффективного банка, предоставляющего клиентам целевого сегмента все необходимые продукты и услуги и т. д.).

* * *

Анализ конкурентной структуры отечественного банковского рынка показывает, что в настоящее время наиболее серьезным вызовом является конкуренция внутри сектора, обусловленная нарастанием конкуренции со стороны иностранных банков, а также влияние потребителей, связанное с существенным давлением крупных корпоративных клиентов. К новым значимым факторам конкурентного давления мы относим появление на рынке Банка развития, деятельность которого может оказывать как прямое (соперничество с коммерческими банками за инвестиционные проекты), так и косвенное влияние (ужесточение конкуренции между банками в привлекательных сегментах рынка) на обострение конкурентной борьбы в банковском секторе.

Указанные выше конкурентные силы дополняются фактором сильного влияния государства, проявляющегося, главным образом, в ограничении пространства для ценовой конкуренции в банковском секторе. В условиях такой сложной конкурентной среды достижение банком поставленных стратегических целей во многом зависит от наличия эффективной конкурентной стратегии, учитывающей каждую из перечисленных сил и предусматривающей конкретные действия, позволяющие ослабить их давление.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,