16.05.2016, 8:38
Забыть про белорусов не получится

Предприятия ВПК РБ не только участвуют в совместных с россиянами программах модернизации зенитных вооружений, но и предлагают на мировом рынке собственные проекты.
На днях в российском издании «Вестник Мордовии» появилась статья в которой говорится о том, что благодаря произведенной в России модернизации, старый советский зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора», который применялся на Ближнем Востоке еще в 70-е годы, в настоящее время обрел вторую жизнь. Теперь он может сбивать даже самолеты, выполненные по технологии «стелс». Доработанные ракеты имеют возможность поражать «вдогон» цели, летящие со скоростью в 1000 м/с на высотах от 20 м до 25 км и на дальности в 28 км. В настоящее время у вооруженных сил Сирии имеется 12 таких комплексов.
К сожалению приходится констатировать, что в данной публикации имеется ряд неточностей. Главная из которых состоит в том, что модернизация сирийских ЗРК средней дальности С-125 «Нева» (экспортный вариант — «Печора») до версии «Печора-2М» — это плод труда исключительно российских предприятий и организаций. Между тем, на самом деле — это результат совместных усилий участников межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы», в которую сегодня входят шесть российских и шесть белорусских субъектов хозяйствования.
Родом из СССР
История самого ЗРК С-125 восходит к 1955 году, когда в Советском Союзе началась разработка средства борьбы с авиационной техникой потенциального противника на высотах до 20 км и дальностях поражения до 25 км. В 1961 году комплекс был принят на вооружение. Его характеристики по тем временам были весьма высокими. С-125 мог поразить воздушную цель, летящую со скоростью до 550 м/с, двумя ракетами с вероятностью 0,98.
В условиях реальных боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке этот зенитный комплекс показал себя как весьма эффективное средство противовоздушной обороны, особенно для уничтожения низколетящих целей. В советские времена он достаточно широко экспортировался и до сих пор состоит на вооружении армий более 35 государств (в количестве порядка 400 комплексов), в том числе ряда бывших советских республик, стран Восточной Европы и дальнего зарубежья.
ЗРК-125 использовался для борьбы с воздушным противником и в ряде военных конфликтов более позднего времени (в зоне Персидского залива, на Балканах). По некоторым данным, именно этим комплексом югославские силы ПВО сбили малозаметный самолет ВВС США F-117A. Опыт боевого применения и длительные сроки эксплуатации ЗРК «Печора» показали, что, несмотря на значительный срок службы, этот комплекс имеет большой модернизационный потенциал.
Поэтому когда небогатые развивающиеся страны, исходя из опыта недавних локальных войн, предъявили спрос на массовое, относительно недорогое и высокоэффективное средство огневого поражения средств воздушного нападения (включая высокоточное оружие), С-125 оказался подходящим кандидатом на эту роль.
И одной из первых на это требование рынка откликнулась МФПГ «Оборонительные системы», объединившая с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО ряд российских и белорусских профильных предприятий. Основателями этого консорциума с белорусской стороны стали Минский завод колесных тягачей (МКЗТ), научно-производственное предприятие «Алевкурп» (Минск) и завод № 2566 по ремонту радиоэлектронного вооружения (Борисов).
Программа модернизации, предложенная «Оборонительными системами» потенциальным заказчикам, включала не только радикальное улучшение основных характеристик исходного С-125, но и придание доработанному комплексу, получившему обозначение «Печopа-2М», ряда боевых свойств, отсутствующих у базовой системы.
История самого ЗРК С-125 восходит к 1955 году, когда в Советском Союзе началась разработка средства борьбы с авиационной техникой потенциального противника на высотах до 20 км и дальностях поражения до 25 км.
И свежая «кровь» от С-300
Так, в процессе модернизации в каждую исходную систему были интегрированы многие блоки электронного оборудования, используемые в мобильном ЗРК C-300ПМУ1. Это не только резко сократило габаритные размеры аппаратных модулей, но и обеспечило в пять раз большую наработку на отказ. При этом номенклатура запасных частей сокращена в 10 раз (с 3000 до 300).
В состав комплекса была введена оптико-электронная система «день/ночь», состоящая из телевизионного и тепловизионного каналов. Она позволяет обстреливать и уничтожать воздушные цели в условиях подавления радиолокационного канала. Такие цели, как истребитель F-16, обнаруживаются на расстоянии в 30 км, более крупные — на дальности в 35 км.
Важным вкладом белорусской стороны в проект стало создание минским предприятием «Алевкурп» на базе инновационных аппаратных и алгоритмических средств не имеющей аналогов станции наведения ракет, помехозащищенность которой, если сравнивать с оборудованием исходного ЗРК, возросла на несколько порядков. Вдвое возросла дальность обнаружения целей при воздействии помех.
Скрытность и живучесть зенитного комплекса «Печора-2М» обеспечивается возможностью автоматизированного приема данных целеуказания от любых внешних источников радиолокационной информации. Еще одним важным фактором обеспечения живучести этого комплекса является возможность рассредоточения составляющих ЗРК (до 10 км от командного пункта) с установлением между ними оптоволоконной и беспроводной связи.
Для непосредственной защиты комплекса от противорадиолокационных ракет типа HARM российские разработчики создали не имеющую аналогов в мире систему радиотехнической защиты КРТЗ-2М. Она состоит из набора небольших компактных блоков с радиопередатчиками, каждый из которых по команде с пульта управления выдает радиосигнал, аналогичный излучению настоящего радара. В результате головка самонаведения противорадиолокационной ракеты теряет настоящую цель.
Сегодня здесь, а завтра там
Одно из главных новых боевых свойств модернизированного комплекса — комплексная мобильность. На автомобильных шасси размещаются не только пусковые установки, но и станции разведки и целеуказания, кабины управления и командные пункты. Так, шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-8021 с колесной формулой 6х6 служат базой для пусковой установки, шасси МЗКТ-8022 с колесной формулой 4х4 — для командного поста управления, шасси МЗКТ-80211 с колесной формулой 6х6 — для кабины антенного поста. При этом у модернизированного ЗРК существенно сократилось время развертывания (свертывания) — с более чем полутора часов до 20-30 мин.
Важно и то, что «Печора-2М» имеет в два раза больше пусковых установок (до 8 вместо 4). На каждой мобильной пусковой установке размещено по две зенитных управляемых ракеты (ЗУР), имеющих повышенные дальность (32-34 км) и скорость (до 1000-1200 м/с).
Модернизация ЗУР обеспечена за счет установки нового стартового ускорителя, использующего новый вид твердого ракетного топлива, новой боевой части с улучшенной в 2,5-3 раза боевой эффективностью и усовершенствованного радиовзрывателя с более высокой помехозащищенностью, обеспечивающего стрельбу по низколетящим целям, включая крылатые ракеты, на высотах до 20 м. Впрочем, помимо новых ракет 5В27Д и 5В27ДЕ, «Печора-2М» может использовать и старые 5В27. Что, конечно же, экономически очень выгодно для армий небогатых стран.
В результате всех перечисленных доработок «Печора-2М» имеет возможность прикрывать воздушное пространство, для контроля над которым потребовалось бы 6-8 комплексов «Оса-АКМ» или «Тор-М1». При этом модернизированный комплекс оценивается в 4-5 млн. долларов, что делает эту технику по соотношению цена/боевая эффективность весьма конкурентоспособной на мировом рынке.
В результате всех доработок «Печора-2М» имеет возможность прикрывать воздушное пространство, для контроля над которым потребовалось бы 6-8 комплексов «Оса-АКМ» или «Тор-М1».
Первый заказ на модернизацию 50 ЗРК С-125 «Печора» в варианте «Печора-2М» поступил в 1999 году от Египта. Поставки начались в 2003 году. По имеющимся данным, в 2004 году с Египтом был заключен второй контракт на модернизацию (оценочно) еще 120 комплексов. По данным The New York Times, контракт на поставку ЗРК «Печора-2М» был заключен с Сирией еще в 2008 году. Поставка комплексов в течение долгого времени откладывалась из-за противодействия стран Запада и Израиля, ЗРК поступили в Сирию лишь летом 2013 года.
Лучшее — враг хорошего
Развивая тему модернизации ЗРК С-125, нельзя не упомянуть и про «чисто» белорусский зенитный ракетный комплекс средней дальности «Алебарда» (С-125 2БМ), являющийся плодом усилий ОАО «Алевкурп». Он впервые был продемонстрирован на 7-й международной выставке вооружения и военной техники Milex-2014 в Минске. По большому счету, не будет преувеличением сказать, что это фактически новый комплекс. О старом добром ЗРК С-125 «Нева»/»Печора» здесь напоминают лишь ракеты, станок пусковой установки и антенны антенного поста. Но в перспективе и они будут заменены на новые.
РЛС ЗРК «Алебарда» способна обнаружить цель типа истребитель F-16 на расстоянии до 70 км.
ЗРК «Алебарда» отличают повышенная мобильность, помехозащищенность, надежность, живучесть и малое время реакции на основе новых технических решений. Элементная база данного ЗРК — самая современная, с высокой степенью интеграции. Для него разработана новая оптическая система «день/ночь» (тепловизор и телевизор) с улучшенными характеристиками. Исключены сотни регулировок, все настройки производятся автоматически. Высокая мобильность комплекса достигается установкой четырех пусковых установок на полуприцепах производства Минского завода колесных тягачей. При этом седельный тягач по желанию заказчика может быть любым.
По результатам проведенных опытно-конструкторских работ планируется создать новый передатчик для радиолокационной станции и новую фазированную решетку, что значительно повысит возможности комплекса. Однако и у первых версий С-125 2БМ они достаточно велики: РЛС ЗРК «Алебарда» способна обнаружить цель типа истребитель F-16 на расстоянии до 70 км. Более эффективное сочетание методов наведения дает возможность использовать даже немодернизированные ракеты для С-125 и получать при этом примерно такую же дальность стрельбы, как и у «Печоры 2М».
Кроме того, специалисты предприятия заявляют, что не боятся проблемы старения оставшихся с советских времен ракет к комплексу С-125, которые уже не производятся. В «Алебарде» обеспечена возможность сопряжения с любыми пусковыми установками, на которых могут быть размещены другие ракеты. Перепрограммирование процесса формирования команд управления на борт ракеты занимает миллисекунды, после чего они подключаются к имеющемуся пункту боевого управления.
По мнению ряда экспертов, емкость рынка для ЗРК «Алебарда» в ближайшие 10 лет может составить от 100 до 200 экземпляров. Причем ОАО «Алевкурп» предлагает к поставке, как комплексы, изготовленные в Беларуси, так и реновацию ЗРК С-125 непосредственно у заказчика, направляя к нему необходимую технику, комплектующие и специалистов.