13.05.2016, 8:42
Позиция Минска: выгодна та формула, по которой газ дешевле

Беларусь с 1 января в одностороннем порядке перешла на новую формулу оплаты за российский газ – исходя из рыночных равнодоходных цен, что помогло ей за 4 месяца «сэкономить» более 125 млн. долларов.
«Газпром» называет эту сумму – более 125 млн. долларов – долгом белорусской стороны за поставленный, но не полностью оплаченный газ. Минск отвечает: никакого долга нет – оплата идет в соответствии с межправительственным соглашением, которое стороны трактуют по-разному.
«Российская сторона считает, что есть «цена Ямала». Мы считаем, что с 1 января 2015 года должны действовать рыночные равнодоходные цены», – разъяснил 12 мая суть спора с позиции белорусской стороны министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик.
Исходя из новой формулы, Минск считает справедливой цену на российский газ на уровне 73 доллара за тысячу кубометров (сейчас цена составляет около 132 долларов за тысячу кубометров). «Мы считаем, что должна действовать рыночная равнодоходная цена, которая, исходя из формулы по межправсоглашениям, по нашим расчетам, составляет 73 доллара за тысячу кубометров газа», – заявил белорусский министр. При этом он подчеркнул, что речь идет не о скидке на газ, а именно о рыночных равнодоходных ценах.
Газовый спор В. Потупчик назвал «чисто техническим вопросом, который должен решаться». В то же время «российская сторона уходит от решения этого вопроса», заявил он.
Чего хочет Минск?
Как уже писал БЕЛРЫНОК, по межправительственному соглашению от 2011 года цена на газ для Беларуси рассчитывается по формуле, базовой для которой является цена газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа (устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ), в нее включена стоимость транспортировки газа от мест добычи в ЯНАО до границы России и Беларуси, а также стоимость хранения газа в подземных хранилищах на территории РФ, величина расходов «Газпрома» по реализации газа. Полученная в результате цена пересчитывается на фактическую теплотворную способность газа и ежегодно индексируется на уровень инфляции. Уровень инфляции для индексации цен определяется по числовому значению изменения потребительских цен (CPI-U), публикуемому Бюро статистики труда Департамента труда США.
Еще недавно белорусская сторона была согласна с тем, что эта формула определения цены газа для Беларуси будет действовать, пока Россия не перейдет на внутреннем рынке на равнодоходные цены (то есть, когда продажа газа на внутреннем рынке будет приносить «Газпрому» такой же доход, что и экспорт). И пока в соответствии с этой формулой цена на газ для Беларуси была самой низкой, официальный Минск она устраивала. Однако дешевая нефть «выбила» из рук Минска этот козырь. Конечно же, белорусской стороне обидно, что теперь цена российского газа для Германии и Украины «за минусом таможенных пошлин ниже, чем для Беларуси», на что обратил внимание В. Потупчик.
Минск подсчитал, что теперь ему выгоднее другая формула, – которая базируется на равнодоходных ценах. Напомним, российские чиновники с начала 2000-х годов заявляли о необходимости сблизить внутренние и экспортные цены на газ. Но это оказалось неподъемной задачей. Изначально планировалось, что равнодоходными цены в России будут уже к 2011 году. Но если бы этот переход состоялся, к примеру, в IV квартале 2010 года, то российским промышленным предприятиям пришлось бы покупать газ по 250 долларов за тысячу куб. м (они в то время платили как минимум в 2 раза меньше). Поэтому срок перехода перенесли сначала на 2014 год, а затем в связи с кризисом – на 2015 год.
Если бы Россия решилась перейти на объявленный принцип формирования цены на газ в 2015 году, то средняя цена на газ на внутреннем рынке могла бы вырасти до 137 долларов за тыс. куб. м – то есть, почти сравняться с ценой на этот энергоноситель в Америке. Поэтому задолго до объявленного срока российские власти стали притормаживать этот болезненный для своих производителей процесс. Еще в 2012 году в РФ заявили, что переход на равнодоходные цены откладывается на 2015-2018 годы, а то и на период после 2020 года.
В июне 2013 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге В. Путин не стал скрывать, что издержки российских производителей растут, а их конкурентоспособность снижается из-за слишком высокого роста тарифов. Поэтому руководство РФ прибегло к ценовому эмбарго. Путин заявил, что рост тарифов естественных монополий в России в течение 5 лет, начиная с 2014 года, не должен превышать инфляцию за прошлый год.
В свою очередь Минэкономразвития РФ не раз обращало внимание на то, что дорогостоящие экспортные контракты Газпрома не могут быть адекватным ценовым ориентиром для российских рынка. Российский газ в Европе стоит очень дорого, а ведь есть более дешевые рынки, на которые и следует ориентироваться, например, спотовая торговля в Америке и Азии (3 года назад – около 150 долларов за тыс. куб. м).
Между тем, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев заявил 8 апреля 2016 года журналистам, что еще совсем недавно «Газпром» говорил о необходимости сохранения принципа равнодоходности – «сколько газ стоит в мире, столько он должен стоить и для бабульки». «Но это бред, этого быть не может, и мы никогда этого не допустим», – заявил И. Артемьев. Так что, очевидно, – переходить на рыночные равнодоходные цены на газ Россия пока не собирается, если собирается когда-нибудь вообще.
Будут долго спорить
Следует отметить, что газовые споры и даже войны в отношениях ближайших союзников случались не один раз. Напомним, что в 2010 году, пытаясь отстоять свою цену на российский газ, Беларусь также стала оплачивать поставки по цене ниже контрактной. Это послужило прелюдией к очередной газовой войне: 21-23 июня Газпром резко снизил поставки газа в Беларусь. В ответ Минск пригрозил остановить транзит газа через Беларусь. Но союзникам все же пришлось сесть за стол переговоров и найти компромиссное решение.
Однако «бряцать» газовой задвижкой российская монополия теперь не может. Дело в том, что сейчас газотранспортная система Беларуси принадлежит Газпрому, и поэтому российский концерн вынужден работать в белорусском правовом поле. Тем более, что контракт на поставку газа российская монополия заключила со своей белорусской «дочкой» – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Потому-то теперь Газпрому и пришлось прибегнуть к судебным разбирательствам – в начале мая «Газпром трансгаз Беларусь» обратился в Международный арбитражный суд при БелТПП с исковыми заявлениями к газоснабжающим организациям Беларуси в связи с недоплатой за газ.
Белорусские юристы отмечают, что при споре между белорусскими субъектами состав арбитражного суда должен быть сформирован в течение месяца, а решение должно быть вынесено не позднее трех месяцев с этого момента. Тем не менее, сроки написания решения не регламентированы и могут составить около полугода, а само судебное разбирательство может затянуться на годы.
Перейдут ли в таком случае нынешние газовые отношения ближайших союзников в стадию острого конфликта? Думается, вряд ли. Москва не заинтересована обострять газовый конфликт, который не принесет ей серьезных дивидендов, но серьезно подпортит имидж интеграционной «пятерки» ЕАЭС. Тем более, что судиться с белорусскими должниками Газпрому будет непросто – ведь соглашениями по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространств действительно предусмотрено, что страны «тройки» (Россия, Беларусь и Казахстан) перейдут на равнодоходные цены на газ до 1 января 2015 года.