• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Процедура введения электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость напоминает процесс проведения коллективизации сельского хозяйства в Советском Союзе в 30-е годы прошлого века. Неподготовленная, обязательная, скоротечная, экономически невыгодная для бизнеса новая процедура принятия к вычету НДС обосновывается важным государственным аргументом – необходимостью привлечения дополнительных поступлений в бюджет, посредством борьбы с лжепредпринимательством.

Такими же благами целями, связанными с необходимостью создания продовольственной базы для индустриализации, руководствовались власти и при проведении коллективизации. Проведение общих параллелей между этими двумя, казалось бы, несовместимыми историческими процессами позволяет спрогнозировать процедуру проведения и последствия введения электронных счетов-фактур по НДС.

Всеобщая электронизация

По аналогии с коллективизацией введение электронных счетов-фактур по НДС предполагает охват всех субъектов хозяйствования, являющихся плательщиками НДС. По данным Министерства по налогам и сборам речь идет о 130 тысячах субъектах предпринимательства. По данным Национального статистического комитета на 1 апреля 2016 года в Беларуси зарегистрировано 141,9 тысяч юридических лиц и 252,1 тысяча индивидуальных предпринимателей. С учетом того, что среди юридических лиц 116,3 тысячи являются коммерческими организациями, а 25,6 тысяч являются некоммерческими организациями, можно предположить, что новая процедура вычета НДС затронет все коммерческие юридические лица и часть индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить, что оценки МНС РБ являются, скорее всего, заниженными, так как под новый электронный порядок вычета НДС подпадут и разовые хозяйственные операции, связанные с уплатой НДС. Речь, в частности, идет о случая приобретения на территории РБ белорусскими предприятиями, не являющимися плательщиками НДС, товаров, работ, услуг у нерезидентов. В этом случае, согласно статье 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ), белорусский субъект предпринимательства обязан уплатить НДС по хозяйственной операции, связанной с приобретением товаров, работ, услуг у нерезидентов.

Соответственно, обязанность уплаты НДС (даже разовая) автоматически потребует от белорусского субъекта хозяйствования соблюдения всех технических и организационных процедур, необходимых для оформления электронных счетов-фактур по НДС. Речь идет о дополнительных расходах на приобретение электронной цифровой подписи (ЭЦП), переоснащение компьютера и создания электронного счета-фактуры. По рекомендациям МНС РБ это предлагается сделать путем платной доработки существующих бухгалтерских программ специальным разделом, посвященным оформлению электронных счетов-фактур по НДС.

Электронизация любой ценой

Дополнительные финансовые расходы бизнеса, связанные с внедрением счетов-фактур по НДС, для многих предприятий могут оказаться непосильными. Так, помимо дорогостоящей доработки бухгалтерского программного обеспечения, без которого правильный оперативный учет электронных счетов-фактур по НДС практически невозможен, МНС РБ выдвигает дополнительные требования и к техническому обеспечению рабочих мест. Речь идет о фактической модернизации компьютерной техники, а возможно, и локальных вычислительных сетей. В зависимости от масштабов предприятия речь может идти о десятках компьютеров, связанных с оформлением первичных учетных документов, содержащих НДС. Для многих убыточных предприятий (особенно в сельском хозяйстве), которых на 1 марта 2016 года в Беларуси насчитывалось 2,5 тысячи, эти дополнительные расходы могут стать неподъемными.

Возникают вопросы и с техническим оснащением государственных органов. Готов ли портал МНС РБ к ежедневной обработке миллионов электронных документов? Очевидно, что если каждый субъект хозяйствования плательщик НДС оформит в день 8 документов, связанных с уплатой НДС (что вполне реально), то общий документооборот составит более 1 млн. электронных документов в день. С учетом необходимости двойного подтверждения электронного счета-фактуры по НДС как покупателем, так и продавцом, фактический документооборот (количество обращений на портал) будет в 2 раза выше.

Тестовая работа с 200 плательщиками, составляющими 0,15% от общего количества пользователей электронного портала счетов-фактур по НДС, не позволяет даже приблизительно оценить возможности и готовность органов власти к работе нового механизма вычета НДС. Такую оценку можно было бы дать, если бы речь шла о тестировании работы хотя бы 20.000 субъектов хозяйствования. В ином случае идет подмена понятий реального тестирования фактическим созданием нового программного обеспечения на основе замечаний ограниченного круга субъектов предпринимательства, не позволяющего оценить реальные возможности портала МНС РБ.

При этом как работать бизнесу в случае технических сбоев в работе электронного портала, неизвестно до сих пор. Разъяснения чиновников о том, что о любом техническом сбое МНС РБ «будет знать в первую очередь», вызывают горькую улыбку. МНС может знать о глобальных сбоях, связанных с ситуацией, когда портал МНС «ляжет» под напором желающих загрузить свои счета-фактуры по НДС. А как быть в случае невозможности связаться с порталом МНС из-за плохой связи в регионах. Каким образом об этих случаях будет узнавать МНС РБ? По звонкам разгневанных налогоплательщиков или как-то иначе?

Не принимая четких инструкций по работе в нештатных ситуациях при технических неисправностях МНС РБ «подставляет» своих налоговых инспекторов на местах. Последним придется принять на себя все отрицательные эмоции налогоплательщиков, связанные с техническими сбоями и недоработками нового порядка вычета НДС, о которых МНС РБ «знает в первую очередь». Это может привести к существенному сокращению количества государственных служащих желающих работать в налоговых органах Республики Беларусь.

Фактически по аналогии с коллективизацией государство идет на массовую электронизацию вычета НДС без учета экономических возможностей государства и бизнеса, без учета затрат на ее внедрение. Узковедомственная цель формирования государственного бюджета посредством внедрения электронных счетов-фактур по НДС перевешивает ее экономическую целесообразность для экономики государства в целом.

Сегодня или никогда

«Революционными» для электронных счетов-фактур по НДС являются и сроки их введения. Всеобщая электронизация вычета НДС назначена на 1 июля 2016 года, и хотя до внедрения электронных счетов фактур по НДС осталось меньше 2 месяцев, до сих пор нет нормативного документа, разъясняющего все процессуальные вопросы ведения электронного документооборота счетов фактур по НДС. При этом бизнесу, чтобы избежать ошибок в налоговом учете счетов-фактур по НДС, необходимо время для ознакомления с нормативными документами, о чем чиновники, похоже, забыли.

Законодательно необходимо определить понятие технического сбоя и порядка его документального оформления. Также необходимо определить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в случае расхождения данных электронных счетов-фактур по НДС и бумажных первичных бухгалтерских документов. Последнее весьма важно для предприятий, у которых не будет времени или денежных средства для доработки бухгалтерского программного обеспечения с учетом рекомендаций и пожеланий МНС РБ.

Интересным является и вопрос принятия к вычету НДС по отчетам подотчетных лиц за топливо, гостиницы и так далее. По разъяснениям налоговых органов, вычет НДС будет возможен только на основании электронного счета-фактуры по НДС. Получение счета фактуры будет возможно после письменного запроса, например, на АЗС или гостиницу с просьбой предоставить электронный счет фактуру по конкретному физическому лицу, работнику предприятия. То есть система вычета НДС у нас будет электронная, а переписка по получению электронных счетов-фактур НДС для подотчетных лиц будет бумажной. И в чем здесь прогресс электронного документооборота?

Данные вопросы являются лишь малой долей тех проблем, которые могут возникнуть на практике у бизнеса с введением электронной процедуры вычета НДС. Всеобщность и стремительность электронизации вычета НДС вызывает еще большее удивление после ознакомления с аналогичным опытом в России и Казахстане. И в России, и в Казахстане электронные счета-фактуры по НДС являются не обязательными, а добровольными к заполнению документами. При этом электронные счета-фактуры по НДС в России используются с 23 мая 2012 года, а в Казахстане – с 1 июле 2014 года. Несмотря на такой длительный срок использования, ни одно из государств пока не перешло на их обязательное использование.

Очевидно, что и российские, и казахстанские чиновники понимают трудности, с которыми придется столкнуться бизнесу в случае всеобщей электронизации вычета НДС. Поэтому эти страны идут по пути постепенной электронизации налогового учета вычета НДС.

В свою очередь, многочисленные экономические и технические трудности не пугают белорусских чиновников, которые и дальше готовы экспериментировать над белорусским бизнесом. При этом, похоже, главным аргументов срочного всеобщего перехода на электронную счет-фактуру НДС является необходимость борьбы с лжепредпринимателями в целях пополнения бюджета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НДС: электронный капкан для бизнеса

Лжепредприниматель = кулак

В современных условиях именно лжепредприниматели, по мнению государства, являются основой причиной затруднений в формировании государственного бюджета, а первоочередной борьбе с ним во многом и обусловлена процедура введения электронных счетов-фактур по НДС. Проводя исторические параллели можно предположить, что, победив лжепредпринимателей, как в свое время Советский Союз победил кулаков, государство рассчитывает добиться поставленных целей полного формирования государственного бюджета.

Здесь возникает закономерный вопрос: как в ситуации неизменного экономического курса смог появиться целый класс вредных экономических субъектов? По данным МНС РБ, количество белорусских лжепредпринимательских структур приближается к 7000, что составляет почти 2% от зарегистрированных субъектов хозяйствования, увеличиваясь ежемесячно почти на 100 субъектов хозяйствования.

Как и в случае с кулаками, общность лжепредпринимателей возникла благодаря существующим в государстве экономическим законам. При этом вместо решения экономических проблем лжепредпринимательства экономическими же методами государство пытается решить их «технически».

Во времена коллективизации продовольственные проблемы пытались решить объединением крестьян в колхозы. В современной Беларуси проблему лжепредпринимателей и неплатежей в бюджет пытаются решить с помощью новых программ и введения электронных счетов фактур по НДС. Можно ли решить сугубо экономические проблемы чисто техническими средствами без изменения экономической политики в сфере налогообложения, собственности, управления, контрольной деятельности государства и так далее – вопрос риторический.

Очевидно лишь одно, что связывать проблемы с формированием бюджета исключительно с лжепредпринимателями, как в свое время проблемы сельского хозяйства связали с кулаками, экономически и исторически неверно. Поэтому проблемы наполняемости бюджеты не будут решены даже в случае полной ликвидации лжепредпринимателей как класса. При этом очень вероятно, что в борьбе с лжепредпринимательством наибольший ущерб будут нанесен добросовестному бизнесу, как в свое время случилось с трудолюбивым крестьянством во времена коллективизации.

Хорошее знание истории позволяет избегать ошибок в экономическом развитии государства, предвидеть проблемы, с которыми столкнется экономика и государство в случае принятия непродуманных решений. Похоже, белорусские чиновники плохо изучали историю и поэтому в ближайшем будущем белорусскую экономику ожидают «Год Великого перелома» и «Головокружение от успехов».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает